Леночка, интересный ты вопрос подняла и мне кажется ты сама очень правильно на него отвечаешь
По нашему опыту на "терапевтические" сказки реагирует только старший (ему 6). Если его что-то цепляеет он слушает по-особенному, затаив дыхание, потом может задавать много вопросов.
Младший, в лучшем случае, просто слушает, не кричит и не возмущается
Лен, а твой вопрос меня натолкнул на размышления о том, чем наши собственные "терапевтические" сказки отличаются от обычных, которые мы читаем или рассказываем по памяти. Для меня сказка вообще - это источник и способ передачи ценной информации. В этот источник мы сами или люди до нас заложили что-то важное и ценное, и сама сказка в своей легкой красивой метафорической форме закладывает эту информацию нам в душу. Наши собственные сказки, как правило, ближе ребенку, ведь они говорят о насущном, их образный ряд больше подходит сейчас ребенку. Зато классические сказки глубже, мы сами не всегда понимаем всей мудрости в ней заложенной
И это не страшно, потому мы и свою душу, и душу ребенка настраиваем на правильный лад.
Недавно, на базовом курсе мы говорили о Золушке. Кажется, сюжет знакомый до невозможности. Сколько раз читали, смотрели, сами проигрывали в школьных спектаклях
А на самом деле там заложена прямо программа архетипа Возлюбленной. Говоря простым языком, там рассказано как девушка готовится к встрече со своим возлюбленным, как она себя ведет при этой встрече. Как это может быть красиво и правильно
Говоря об эффекте от сказки, к твоему, Леночка,
цель в том, чтобы просто свою тактику изменить, и вместо "нравоучений" или ругани рассказывать сказку и разряжать тем самым обстановку
я добавлю от себя:
- ребенок научается слушать (это когда-то Татьяна Дмитриевна говорила), будет сказки слушать, будет и нас родителей слышать-слушать. Смотри, как Оля у тебя слушает, еще просит, это здорово.
- ребенку "закладывается правильная программа". Совсем не обязательно, что он прямо сейчас после сказки изменится. Сколько у нас взрослых уходит времени на то, чтобы осознать свою проблему, а потом измениться. Но я точно знаю, что у ребенка это остается. У меня было много примеров, когда старший выдавал какое-то время спустя что-то из сказок, причем часто в сложных ситуациях.
- ребенок может много раз проживать важную для него ситуацию, прорабатывать выход из нее.
Леночка, спасибо за вопрос!
Есть над чем подумать