А вот книга спорная:
«Там, где» Дмитрия ОзерскогоЧеловек с огромными ушами Недавно в наших краях видели человека с огромными ушами.
Он шлёпал по полю и переругивался с мышами.
Он был очень маленького роста,
но передвигался достаточно быстро и ловко.
А мыши дразнили его и бросались гнилой морковкой.
Человек отвечал им, показывая язык,
и за ним пёстрой стайкой семенили куры.
А он бодро шагал и собирал разные зернобобовые культуры.
Правое ухо он перевязал ленточкой красного шёлка,
И у него получилась замечательная кошёлка.
Он что-то бубнил себе под нос,
и насобирал уже полное ухо растений.
И, кажется, куры называли его Евгений.
К тому же, надо сказать, что нос он имел очень не маленький тоже.
А уж зубы такие, что просто мороз по коже.
Тем не менее, если бы не его перепалка с мышами,
То мы бы сказали, что он человек с виду даже приятный.
А так, – подумайте сами, – скорее, просто занятный.
Да и голос у него оказался какой-то скрипуче-колючий.
У нас с утра было ясно, но после обеда собрались тучи.
А правая нога у человека на проверку оказалась деревянной.
Про людей Жил-был бумажный человек.
Он белый был, как снег.
А рядом, на пригорке, жил
Песчаный человек.
Он на дорожках оставлял
Песчаные следы.
А рядом с ним жил человек
Из ветра и воды.
Тот не любил, когда вокруг
Пыль, мошки и жара.
Но у него был странный друг,
Из дыма от костра.
И он не выносил дождя,
Имел десятки шляп.
Их шил колючий человек, –
Он был из хвойных лап.
И так любил зелёный цвет!
А красный не любил.
А рядом с ним жил человек,
Который всё забыл.
Он жил и думал: почему
Вокруг сплошной обман?
И он не верил никому,
И жил, как барабан.
А в двух шагах жил человек,
Который много знал.
Он был приятный человек,
Но никогда не спал.
Он чай любил, всю ночь стучал
Стаканом по столу.
Невдалеке жил человек,
Похожий на юлу…
Был дождь и град, гроза была,
Такая кутерьма!
И все твердили: ну, дела!
И прятались в дома.
И все смотрели сквозь стекло
На дождь и пузыри.
И говорили: «Повезло!
Нам так тепло внутри!»
И все легли пораньше спать,
Под горы одеял.
А тот, что так любил читать,
Сидел и всё читал.
И каждый был чему-то рад,
И каждый видел сны.
А в темноте ходил солдат,
Из ночи и луны.
Дмитрий Озерский, музыкант «Аукцыона», автор большинства текстов песен группы, выпустил сборник стихов для детей «Там, где». Мы позвонили автору, чтобы задать несколько вопросов о книге.
Озерский признается, что книжка написалась нежданно-негаданно: «Никогда у меня не было мысли, что я буду писать детские стихи. Но они вдруг пошли…Может быть, это связано с рождением моего третьего ребенка. Это продолжалось год-полтора, а потом вдруг прекратилось».
Младшей дочке Озерского 3,5 года, она любит стихи, но современной детской литературой пока не интересуется, предпочитает проверенную классику: Чуковского, Маршака, Маяковского… А вот дети друзей и знакомых книгу приняли: отзывы до автора доходят положительные…
«Что должно быть обязательно в стихах для детей? Там должна быть какая-то история».
Историй в книге хватает: содержание сборника составляют 11 стихотворений — в меру абсурдный, в меру смешной мир загадочных происшествий, ночных страхов, непостижимых логических связей, эксцентричных персонажей и парадоксальных диалогов — по сути, смежный с миром детских игр и фантазий. Тут есть истории про человека, который плавал на лодке «Утюг», и про человека, летающего по небу с апельсинами в руках, есть про трепетно живущих в бочке крошечных человечков и про чахнущего над корзиной золота пирата, есть про колдующих над городом ворон и про солнечных волков. Вот чего точно нет — так это атмосферы камерности и определенности мира, которая часто сопровождает детские книги. Такое ощущение, что автор поставил себе цель: заставить воображение читателей трудиться на полную катушку, используя довольно богатый арсенал средств, в том числе и столь мощный инструмент, как страх.
«Дети — они ведь любят побояться, страшилки всякие любят. Не стоит относиться к этим стихам слишком серьезно, не стоит усложнять. Это игра. Вот, например, Федоров сделал песню на стихи „Мы уходим“ — мрачная такая получилась… Если вы слушали песню до того, как прочитать стихотворение в книге, то его интерпретация может подсказать неправильное прочтение. А на самом деле это стихотворение об обиде. О сильной детской обиде, когда ребенок начинает грозить: ах так!? а я тогда…»
Прежде Дмитрий детских стихов не писал. Да что там — он и взрослых, в сущности, не писал. Почти все его тексты написаны по принципу либретто — в музыку Леонида Федорова, в заданный ритм и настроение. «Просто стихов» у меня за 20 лет наберется мизерное количество: помимо вошедших в «Там, где» — всего 10-15».
Пара из них однажды переросли в пьесу под названием «Последняя минутка», недавно изданную с иллюстрациями Артура Молева. «Немного обэриутская», — усмехаясь, говорит автор. Невозможно не спросить, не детская ли. «Нет, не детская, она о смерти».
С Молевым Озерский дружен, как и с Гавриилом Лубниным, оформившим «Там, где». Иллюстрации получились удивительно уместные — емкие и смешные, и очень «озерские», и в то же время абсолютно «лубнинские». Это одно из главных «взрослых» удивлений от книги: как легко творческие методы обоих авторов переносятся в столь новый для них жанр.
Дальнейших планов работать для детей у Озерского пока нет. Он проводит лето с семьей в деревне на Свири, смотрит с дочкой мультфильмы, ходит на рыбалку и вместе с друзьями занимается восстановлением деревянной церкви 19 века. «Потому что когда мы купили здесь дом и увидели, как быстро и безобразно разрушается храм, я понял, что не хочу, чтобы на глазах у детей церковь превращалась в свинарник, чтобы они думали, что к этому можно так относиться. Дети должны с молоком матери впитывать: так относиться нельзя».
ОГИ, 2009
Книга в
Лабиринте