Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”
6. КАК БЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ О КНИГАХ
Младенец еще не говорит, а мы уже: показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но нот ваш маленький сын (дочь) начинает овладевать активной речью, и у него появляется страстное желание говорить, только он не знает, о чем и как. Вот тут-то беседы о книгах - бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
(«Зайка», А. Барто)
Ах, какой взволнованный обмен мнениями вызвала у нас с трехлетней девочкой эта грустная история: «Настя, почему промок зайчик?» — «Его бросили, а был дождь». - «Он промочил лапки?» — «И лапки, и животик, и спину, и головку - всё». - «Зайка простудился? Кашляет?» — «Да, он кашляет». - «Его надо полечить?» — «Да, ему надо дать сладкое лекарство» и т. д.
Чтобы так разговаривать, ребенку надо понимать смысл стихотворения, что бывает не всегда и не сразу. Поначалу Настя слова «под дождем» на слух восприняла как «подождем» и повторяла стих, понимая лишь отдельные слова. Понадобилось объяснение по картинке, где был зайка и дождь.
Книги бывают разные. Многие не требуют никаких бесед: и так все ясно. В беседах по другим достаточно одного-двух вопросов. Но есть произведения, требующие обстоятельного разговора. Так, стихотворение С. Михалкова «Зяблик» дети семи-девяти лет хорошо понимают сами, но его полезно прочесть и четырех-пятилетнему, потому что уже в этом возрасте можно и нужно воспитывать чувство ответственности.
Герои стихотворения с грустью рассказывает о своей птичке. Сначала было хорошо: «Сидел мой зяблик в клетке и зернышки клевал и, как в лесу на ветке, все пел и распевал», но «через две недели певец мне надоел».
Дальше — хуже... «однажды я за город уехал на три дня», а когда вернулся, увидел: «лежал в пустой кормушке голодный зяблик мой»:
Я спас его от смерти —
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо,
Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка.
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
Вопрос для беседы: Почему мальчик отказался от щенка? А тебе можно подарить собаку? А если она есть, как ты заботишься о ней?
Восприятие одной и той же книги у разных детей разное, отсюда и содержание бесед разное. Для примера расскажу, как восприняли стихи С. Маршака «Пожар» с рисунками В. Конашевича четырехлетние Ваня, Маша и Настя.
Для Вани — это героическая поэма о битве пожарных с огнем, и он запомнил слова: «подключили шланг упругий, и, раздувшись от натуги, он забил, как пулемет». Восхищение вызывает старый пожарный Кузьма с товарищами. Они сражаются, как сказочные герои: «пламя ежится и злится, убегает, как лисица, а струя издалека гонит зверя с чердака...» Заинтересовали и иллюстрации о пожарной технике прежде и сегодня.
По-другому восприняла книжку Машенька: в этой истории для нес главное — судьба погорельцев. Она тревожилась за Лену, ее маму и кошку, радовалась их спасению и тому, что они нашли приют у знакомых. Деревенская девочка, она любит слушать и рассматривать книгу неторопливо, обстоятельно, вникая в подробности. Вот базарная площадь, на ней — каланча, и пожарные везут на лошадях бочки с водой, а рядом — торговые ряды, куда ходит, наверное, и Машина мама...
Настя ничего этого знать не хочет. Стремительная и нетерпеливая, она интересуется одним — огнем на прогулке видела, как большие мальчики разожгли, а потом залили водой костер, а теперь вот узнала о пожарах. С волнением Настя много раз слушала и рассматривала страницы, где «мать на рынок уходила, дочке Лене говорила: „Печку, Леночка, не тронь. Жжется, Леночка, огонь!”».
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Да, восприятие разное, по до всех детей надо донести произведение во всей полноте его содержания. Так, читая стихи Ване, подчеркнем доброту и самоотверженность Кузьмы («сорок душ от смерти спас»), а у девочек постараемся вызвать восхищение смелостью и умением пожарных.
Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет — это чтение с пояснениями, где главная цель — помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется и другая — ребенка побуждают выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т. д.
Дети сильно переживают книги, бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребенка перемежались вашими впечатлениями. Какое место в книге понравилось тебе больше всего? А мне... или: Когда ты смеялся? Когда тебе было страшно? А вот мне... Непринужденность и создает близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.
Беседы бывают двух видов: рекомендательные (до чтения) и беседы о прочитанном.
Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. На прогулке ребенок с удивлением увидел дождевого червя, и вы говорите: «Это червяк, без него не росли бы пи цветы, ни травы, ни деревья. Ведь для этого землю надо рыхлить, перевертывать. Только я не знаю, как же он это делает, ведь у него нет лапок? Пойдем в библиотеку, возьмем книгу „Подземный путешественник” (Н. Романовой)». Возбуждая любознательность, накапливаем у ребенка вопросы: Почему осенью опадают листья? Почему бывает день и ночь? Почему на автомобиле попеременно зажигается то одна, то другая фара? и т. д. «Пойдем в библиотеку, найдем в книгах ответы на эти вопросы».
Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.
Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твердых правил и не исключено, что ребенок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.
Дети любят делиться своими впечатлениями, только не превращайте беседу в экзамен плохо, если они уловят ее проверочный характер. Разговаривайте так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать.
Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребенка (о чем эта книга?), и стройте ее так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы — детский пересказ, о чем образно и точно сказал современный педагог И. Я. Линкова: «Часто разговоры с ребятами о книгах превращаются в бесконечный детский монолог. Дети ведь очень любят поговорить, поделиться тем, что узнали. Только мы их редко слушаем! Стоит иногда лишь
спросить: „Ну и про что же там написано?” — из мальчишки так и хлынет: „Этот пошел..., а тот сказал..., а тогда этот ка-ак стукнет!!” — целый поток не слишком связных, не слишком вразумительных слов. Не перебивайте. Пусть говорит. Это очень ему полезно. Если хотите, это тоже одна из целей вашего книжного разговора — развитие речи, логического мышления».
Ребята действительно часто говорят сумбурно, но это не значит, что они не способны к связной передаче сюжета. Напротив, стоит попросить ребенка рассказать по порядку, и он сразу и охотно стремится сделать это, особенно по иллюстрациям.
Внимательно слушая пересказ, вы можете осторожно направить внимание ребенка на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность (меткую характеристику героя, изображение пейзажа, образное, поэтическое слово).
Вообще надо сказать, что маленькому читателю должен быть доступен главный смысл произведения. Что касается частностей, иногда прекрасных, то они могут быть и не восприняты и объяснять их не надо. Люди потому и перечитывают книги, что каждый раз видят в них что-то новое, не замеченное прежде.
Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить впечатление. Поэтому в беседе избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.
Поэт Марина Цветаева, вспоминая детство, рассказывает, что в 5-7 лет улавливала смысл многих пушкинских стихов, хотя не знала в них большинства слов. Однако эти же стихи становились совсем непонятными, когда мать объясняла их. Трудно сказать, почему, может быть, беседа была неудачной и разрушала музыку стиха, а может, одаренная девочка так остро воспринимала поэтический образ, что пояснения только мешали ей. Так или иначе, но нам надо чутко наблюдать, как ребенок реагирует на беседу, и видоизменять ее в зависимости от его реакции.
Особой осторожности требуют беседы о морали. Все знают, что дети не выносят назидательности, и даже возникло мнение, будто мораль всегда скучна ребенку, но это не так, если она для него — открытие. Вот почему ребята порой любят откровенно назидательные книги, такие как стихи В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Детей утомляет и отвращает не сама мораль, а бесконечное разжевывание уже известного, причем всё одними и теми же словами.
Великий знаток детского сердца Л. Н. Толстой говорил: «Я не согласен, чтобы дети не любили мораль. Они любят мораль, но только умную, а не глупую».
Что такое умная и глупая мораль? Покажу это на примере. Однажды мы читали сказку «Красная Шапочка», и Настя (5,5 лет) сказала: «Девочка глупая, зачем сказала волку, где бабушка живет. Я бы его обманула, показала другую дорогу». — «Спасибо, — сказала я, — ты бы меня спасла». Этот разговор доставил Насте удовольствие и укрепил ее в своей правоте. А вот если бы я начала говорить о том, что обманывать стыдно, она бы и слушать не стала и правильно бы сделала, потому что истина всегда конкретна и, хотя обманывать действительно стыдно, иногда приходится.
Признаюсь, Наста меня очень удивила, потому что дети ее возраста и старше не умеют анализировать поступки людей и обстоятельства, но, оказывается, эту драгоценную способность можно развить, чем. я занимаюсь с первых лет ее жизни.
Итак, умная мораль помогает детям познавать жизнь, а глупая мешает, отсюда скука и тоска.
Как беседовать, чтобы дети с вниманием и интересом усваивали нравственное содержание книги? Вот несколько советов.
Никогда в беседе не привязывайте к книге мораль, которая не вытекает из ее содержания. Этот порок в свое время высмеял еще А. П. Чехов:
Шли однажды через мостик жирные китайцы.
Впереди их, задрав хвостик, торопились зайцы.
Вдруг китайцы закричали: «Стой! Лови! Ах! Ах!»
Зайцы выше хвост задрали и попрятались в кустах.
Мораль сей баски всем ясна:
Кто зайцев хочет кушать,
Тот ежедневно, встав от сна,
Папашу должен слушать.
Беседы такого рода не только не обогащают восприятие произведения, по даже мешают ему. В этом отношении особенно не повезло рассказу А. Гайдара «Чук и Гек», о котором часто беседуют так: «Плохие мальчишки. Озорники. И телеграмму от мамы утаили, и Гек забрался в сундук, а все думали — ушел в тайгу. Сколько несчастий могло произойти!» Но писатель любит своих героев, и его рассказ совсем-совсем о другом — о детском открытии мира и любви к Родине. К счастью, наши наставления не могут пересилить писателя, и дети говорят: «Чук и Гек соврали, но всё равно хорошие». В отличие от маленьких, оценки которых прямолинейны (хороший — плохой, добрый — злой), дошкольник уже способен к многозначному пониманию доступных ему книг.
Воспитывая детей, им дают нравственные понятия: что похвально, а что дурно. Однако давно замечено, что рассудочное усвоение морали может привести к лицемерию и ханжеству, против чего выступал еще К. Д. Ушинский: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут производить на него никакого влияния». Вот почему в беседах о книге не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживания от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребенка, чего не дает назидание, потому что всегда предполагает готовые выводы и решения (плохой мальчик, смотри, не поступай, как он), не побуждает к размышлениям и сопереживанию. Поясню эту мысль примером. В рассказе «Карасик» Н. Носов показал муки совести мальчика, который променял рыбку на свисток, а вина пала на котенка Мурзика. В беседе предложите ребенку рассказать по порядку, что и как случилось, и пусть он вновь переживет с Виталиком его беду: раскаянье, тревогу, отчаянье и, наконец, радость и успокоение. Как Виталик ухаживал за рыбкой? (менял воду, кормил). Почему он сначала не хотел менять рыбку, а потом променял? Почему мама подумала, что рыбку сьел Мурзик? и т. д.
В беседе перечитайте отрывки из рассказа: драматические (как мальчик спасал котенка в темном подвале) и комические (как он гонялся по комнате за Мурзиком, делая вид, что ловит). В конце беседы пусть ваш сын (дочь) сделает обобщение, но не в форме вывода, а как размышление о герое рассказа: Как ты думаешь, Виталик хороший мальчик или плохой? Почему ты так думаешь? Ты бы хотел дружить с ним? Почему? Что бы ты ему посоветовал, когда он попал в беду? и др. Вот теперь можно сформулировать вывод и дать понятие: «сваливать на другого свою вину подло». Так эмоциональное и рассудочное восприятия, дополняя, укрепляют друг друга.
До сих пор я говорила о беседах, которые подводят ребенка к выводу о прочитанном. Но в педагогике есть и другой тип бесед, который можно назвать иллюстративным, когда дается готовый вывод и предлагается обосновать, доказать его.
Такие беседы широко проводились до революции для изучения Священной истории. Вот, например, как с помощью библейской притчи о блудном сыне у ребенка формировали уважение к родительскому дому и представление о сыновних обязанностях. Сначала в течение недели читали ее несколько раз вслух, а затем предлагали задание для рассуждения: «„Чем доказать, что грехи ввергают человека в величайшие бедствия и несчастья?” В обоснование этой истины ребята во всех подробностях рассказывали историю о блудном сыне, впадшем в такое убожество, что запрещали ему есть даже желуди, которыми кормили свиней».
В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в рассказе, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребенка. Например, в рассказе Р. Погодина «Шутка» из-за легкомыслия ребят пострадали люди. В беседе скажем: «Вот и ты вчера без спроса ушла, к подружке, а бабушка так напугалась. А ведь у нее больное сердце».
Произведения, пережитые ребенком, становятся его душевным опытом, который при случае полезно вспоминать: «Помнишь старого сторожа из рассказа „Чук и Гек”? На вид сердитый, а на самом деле добрый. А бывает и наоборот».
С годами стремление анализировать свои поступки с помощью книг укрепится и перейдет в драгоценную привычку: читая, размышлять о себе и людях, что особенно важно для подростков, когда возрастет интерес к своей личности, к своему месту в мире, а потому и к книгам, способствующим самопознанию и самоусовершенствованию.
В энциклопедии, которую Вы держите в руках, даны вопросы для бесед по книгам, сказкам, рассказам, повестям, очеркам. Ход беседы определяется живым общением с ребенком, его реакцией, а заранее составленные вопросы обращают внимание на главное в произведении и сформулированы с учетом детского восприятия и задач воспитания.
Вот, к примеру, вопрос к рассказу Л. Толстого «Прыжок»: «Как ты думаешь, мальчик виноват перед своим папой?» — «Нет, — отвечают дети, — виновата обезьяна. Она сорвала с мальчика шляпу и помчалась на мачту, а он за ней...». Как видим, идея рассказа о «нечаянной» вине осталась не усвоенной.
Заранее сформулированные вопросы для бесед и самостоятельных размышлений (в учебниках, книгах) использовали еще Л. Толстой и К. Д. Ушинский. С тех пор они широко применяются в школе, начиная буквально с 1-го класса, для развития ума и вдумчивого чтения.
Дети любят общаться с нами, а беседа — высшее духовное общение: это и возможность выказать себя перед мамой и папой в лучшем свете (Какой умный у вас, сын (дочь)!), это и радость открытия (увидел то, чего не заметили прежде), это и счастье утверждения («Я понял!», «Я знаю!», «Я могу!»).
Только повторяем, не превращайте беседу в экзамен, что пугает ребятишек, отбивает веру в свои силы, отвращает от чтения. Я уже говорила об этом, но повторяю, потому что есть люди, которые совсем не умеют общаться с детьми, превращая жизн ь своего ребенка в сущий ад. К счастью, таких родителей мало. К тому же общению с людьми, в том числе и с ребятами, можно и должно учиться.