Автор Тема: Из книги И. Н. Тимофеевой Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти.  (Прочитано 58885 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”




Тимофеева И. Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб.: 2000. - 512 с.

Аннотация:

Как приохотить ребенка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития ума, нравственности и чувства прекрасного? На эти вопросы отвечают очерки энциклопедии, предлагая для младшего возраста уникальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы.

Книга адресована родителям, может быть полезна учителям, библиотекарям, воспитателям детских садов, а также преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

4. ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ


Как-то на даче мне встретилась пятилетняя девочка, с которой много занимались дома, по она почему-то была плохо развита: не помнила ни одного стихотворения, не могла рассказать ни одной сказки, и речь у нее была беднее, чем у многих сверстников. Позднее, когда я ближе познакомилась с семьей, мне стало ясно, что родители не умеют для дочки выбирать книги.

Да, есть семьи, где детям читают много, но бестолково, как говорится, что под руку попадет. Это могут быть и высокохудожественные произведения, и серые, бездарные, на которые просто жаль детских сил и времени, уж лучше бы ребенок поиграл па свежем воздухе. Это могут быть и необходимые книги, и случайные.

Объем восприятия детей ограничен, поэтому приходится думать о предпочтениях. Девочке, о которой шла речь, целое лето читали сказочную повесть в 300 страниц, а потому, естественно, ни на что другое времени не хватило, ни на Пушкина, ни на Андерсена...

Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте. Так, повесть Д. Дефо «Робинзон Крузо» лучше читать (с купюрами) в семь-восемь лет, чем позже. Для подростков - это очередная книга о приключениях. Восприятие младших ребят неизмеримо богаче: они чувствуют и наслаждаются поэзией труда.

Как не пропустить для сына (дочери) ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Для этого надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на всё детство.

В этом могут помочь и библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены руководителям детского чтения, родителям, библиотекарям, а другие - самим детям, и представляют собой увлекательные детские книги о книгах.

К пособиям первого типа относится книга, которую вы держите в руках и где основное внимание уделено классической литературе — отечественной и зарубежной. Классика всегда требует к себе внимания, иначе ее вытесняет «дешевое чтиво» — литература, не требующая труда души. Однако в одной книге невозможно охватить все, поэтому рекомендуем библиографический справочник «Очерки о детских писателях» (М.: Баласс, 1999.— 240 с), подготовленный преподавателями Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и посвященный только русской детской литературе. Здесь есть очерки о писателях, которые из-за нехватки места не вошли в мое пособие. Это такие блистательные имена как П. П. Бажов, А. М. Волков, Ю. И. Коваль, Н. Н. Матвеева, Ю. П. Мориц, Ю. К. Олеша, А. де Сент-Экзюпери, Е. Л. Шварц, Янсон Туве Марика. Познакомьте с ними своих детей.

Маленький школьник с удовольствием просматривает детские библиографические справочники, но для этого он должен любить книги и знать их. Лет 10 тому назад все дети, поступая в школу, отличались начитанностью и хорошим литературным воспитанием, потому что тогда все дошкольные учреждения руководствовались едиными государственными программами, созданными научными центрами, которые базировались на теоретическом наследии К. Ушинского и Л. Толстого, обогащенном громадным опытом: работы с книгой в детских садах, школах и библиотеках. В наши дни выходят еще более совершенные программы, отражая успехи педагогической практики, но, увы, они не являются обязательными для исполнения, в результате чего в одних детских садах ребята получают нормальное читательское развитие, а в других - нет. Рекомендую программу, которая поможет родителям восполнить этот пробел.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Сост.: И. В. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ножкина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, М. М. Гурович. — СПб.: Акцидент, 1995. — 288 с.

Программа разработана в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена на кафедре дошкольного воспитания, имеющей глубинные литературные корни и традиции. Ведь именно при этой кафедре после революции возник кружок основоположников нашей детской литературы, куда входили С. Маршак, В. Бианки, В. Конашевич, Е. Чарушин и другие писатели и художники, а также мой незабвенный учитель Е. Н. Привалова, которая, в свою очередь была ученицей О. И. Капица, матери всемирно известного физика.

Главное достоинство этой программы заключается в том, что она дает систему литературного развития детей в разных возрастных группах: 2—3 года, 4 года и 5-6 лет. Каждой группе посвящена главка, где рассматривается психология восприятия книги в данном возрасте и даются советы, как его развивать. Заканчивается каждая главка перечнем рекомендаций литературы для чтения, рассказывания, заучивания наизусть. Эти списки приведены в конце энциклопедии (с. ). В помощь для работы по этой программе выпущено пособие: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя дет, сада / Под ред. В. И. Логиновой. — СПб.: Акцидент, 1996. - 128 с.

Если Ваш сын (дочь) получит должное литературное развитие в дошкольные годы, то в 7—8 лет смело знакомьте его с библиографическими пособиями. Российская государственная детская библиотека (РГДБ), обладая огромным практическим опытом, создала фундаментальные справочники, обеспечивающие всю полноту содержания детского и подросткового чтения: Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях / РГДБ; Координатор И. Я. Линкова. — М.: Либерия, 1998—2000, с портр. и ил. Ч. 1 — 1998, — 432 с.; Ч. 2. — 1999. — 432 с.; Ч. 3 — 2000. — 512 с.

Материал расположен в алфавите авторов. В каждом очерке — портрет писателя, короткий, но интересный и содержательный рассказ о его жизни и творчестве, затем - список произведений, в лучших изданиях. В конце каждого тома - данные об иллюстраторах и переводчиках.

Впервые с этими справочниками познакомьте своего (сына) дочь в 7-8
лет: «Давай поищем книги писателей, которых ты уже читал» (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Благинина, Маршак, Чуковский, Андерсен, Гауф, Перро и мн. др.). Возвращаясь к справочникам вновь и вновь, показывайте детям перспективу чтения: «Давай я тебе расскажу, какие книги я любил, когда, мне было 9, 12, 14 и т. д. лет» (Б. Алмазов, Драгунский, Бичер Стоу, Жюль Верн, Ефремов, братья Стругацкие, Д. Лондон, Сервантес, Уэллс и мн. др.). Так постепенно у Вашего ребенка формируется читательская эрудиция, вызывая в его сердце благородное честолюбие и радость самоутверждения. Библиографические справочники для детей - эффективное средство воспитания активного, вдумчивого чтения.

К уникальным библиографическим пособиям относится и детская литературная энциклопедия: Я познаю мир: Дет. эщикл.: Литература / Авт.-сост. Н. В. Чудакова; Худож.: Е. В. Гальдяева, А. В. Кардашук; Под общ. ред. О. Г. Хинн. — М.: АСТ-ЛТД, 1997. — 448 с: ил.

Автор-составитель вводит ребенка в мир искусства слова, предлагая очерки о замечательных писателях, русских и зарубежных. Среди них те, кто давно вошел в детское чтение, и те, кого дети стали читать сравнительно недавно: А. Н. Апухтин, В. П. Астафьев, Е. Н. Баратынский, Н. С. Гумилев, Джералд Даррелл.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Рекомендуя: книги, автор параллельно воспитывает у детей культуру чтения, сообщая им в объеме, доступном возрасту, сведения из истории и теории литературы, о ее видах и жанрах («Басня», «Былины», «Беллетристика», «Детективная литература», «Драматургия», «Приключенческая литература», «Инсценировка и экранизация», «Научная фантастика», «Поэзия и проза»), из истории книги и книгопечатания («Азбука», «Берестяные грамоты», «Летопись», «Иоганн Гутенберг», «Иван Федоров»).

Каждый очерк заканчивается рубрикой «Листая страницы», где приведены стихи, сказки, рассказы или отрывки из произведений данного автора (П. Бажова «Голубая змейка», В. Даля «У тебя у самого свой ум», памфлет М. Зощенко «Обезьяний язык»). Очень интересны истории псевдонимов писателей.

Большое внимание уделяется в энциклопедии формированию у маленького читателя литературных связей, ассоциаций. Так, в очерке «Гораций» приведено два вольных перевода оды этого римского поэта («Памятник» Г.Державина и «Памятник» А. Пушкина), а в очерке «Басня» рассказано о родоначальнике жанра Эзопе и его последователях в разных странах: Лафонтен — во Франции, Лессинг - в Германии, И. А. Крылов - в России.

В энциклопедии вы найдете чудесные произведения, которые славят труд («Все для всех» Ю. Тувима, «Учитель» А. Блока, «Труд» В. Брюсова). А как хорошо уже на заре жизни узнать такие слова из романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»: «Тот, кто с детства знает, что труд — закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, ...тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдутся воля и силы для свершения их...».

Благородный человек, труженик и боец - вот нравственный ориентир, который энциклопедия дает детям. Это и маленький мальчик, который храбро защищает свою бабушку (рассказ В. Железникова «Рыцарь»), это и Джордано Бруно - герой исторического романа А. Волкова «Скитания», это и герой-мученик педагог Януш Корчак, это и лучший детский поэт дореволюционной поры А. Плещеев.

Среди писателей, о которых рассказано в энциклопедии, есть декабрист (К. Рылеев), есть участники революции и гражданской войны (А. Гайдар, А. Грин, В, Катаев), есть солдаты Великой Отечественной войны (С. Баруздин, А. Твардовский). Знакомя детей с историей, автор-составитель сообщает факты, но не торопится с оценками и обобщениями, к которым дети придут, когда подрастут.

Обзор библиографических пособий, созданных на основе многолетнего изучения детей, показывает, какого высокого уровня духовного развития детей можно достичь с помощью книги, но для этого нужно руководство чтением, которое не подавляет, а активизирует маленького читателя: хорошие книги, если они оставят след в сердце ребенка, дадут правильное направление его самостоятельному чтению.

Однажды в петербургскую детскую библиотеку им. И. А. Крылова пришел девятилетний мальчик, который поразил библиотекарей умением выбирать книги. «Кто научил тебя?» — «Когда я был маленьким, — ответил мальчик, — папа и мама читали мне книги этих писателей и рассказывали про них. В библиотеке я увидел и другие их произведения». Так, юный читатель взял сказки К. Паустовского, одну из которых знал с детства.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями. Здесь должны быть книги, необходимые для всех детей (классика), и книги, отражающие индивидуальные интересы вашего ребенка.

В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения. Большое место принадлежит познавательной литературе. Старшие дошкольники впервые знакомятся с детскими журналами. В настоящее время широко распространены сказочные повести, такие как «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова или «Приключения Незнайки» Н. Носова. Младшие школьники очень любят их: какая радость читатъ длинное повествование, порой в нескольких томах, наслаждаясь долгим общением с любимыми героями. Однако родителям надо следить, чтобы сказочные повести не заняли все читательское время ребенка, вытеснив другие жанры. Ведь ему нужны и стихи, и сказки, и рассказы, и познавательная книга.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что всё индивидуально: иной в четыре года воспримет то, что другому трудно и в шесть. Но дети развиваются скачками и могут сравняться или даже поменяться местами.

Предлагаемые детям книги должны быть несколько выше их развития, чтобы стимулировать его. Детей утомляет вялость, топтание на месте, разжевывание известного.

Привычка к напряженной духовной жизни создается содержанием чтения и его интенсивностью. Ребенку интересно не тогда, когда легко, а когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам. Отсюда энергия и динамизм детского чтения: годовалого развлекают потешками, с трех лет читают сказки К. Чуковского - настоящие поэмы, а шестилетнему уже доступны серьезные познавательные книги. К сожалению, в жизни часто видишь, как искусственно задерживают развитие детей, подавляют любознательность. Ребенок просит заинтересовавшую книгу, а в ответ слышит: «Тебе еще рано ее читать». Лучше поступить иначе: возьмите книгу, перескажите отдельные отрывки, прочтите некоторые страницы, рассмотрите с ребенком иллюстрации.

Однако во всем должно быть чувство меры, и нельзя согласиться с другой крайностью, когда необоснованно завышается планка чтения, что приучает к поверхностному восприятию книги. Как-то в одну из детских библиотек Петербурга пришел отец семилетнего мальчика и с гордостью показал список книг, прочитанных сыном за год, с пометками, что понравилось, а что нет. В списке было 78 книг, в среднем по 200 страниц каждая. Итого за год семилетний ребенок прочел свыше 15 тысяч страниц. Среди книг были «Туманность Андромеды» Ефремова и другие произведения, которые читают старшие школьники, а нужных для его возраста книг не было.

Поверхностное чтение не дает развития. Не случайно среди произведений, которые не понравились мальчику, был «Конек-Горбунок» П. Ершова. Значит, в раннем, дошкольном возрасте стихи, сказки, рассказы были прочитаны поверхностно и не дали ребенку поэтического развития.

При выборе книг для детского чтения важен вопрос: как определить, доступна ребенку та или другая книга или нет.

Если ребенок с интересом воспринимает книгу, значит, как правило, он дорос до ее понимания. Интерес - признак доступности, но не абсолютный. Важно и другое: доступна ли для него основная идея произведения, т. е. то, во имя чего оно создавалось. Поясним свою мысль примером.

Однажды шестилетнему мальчику читали с купюрами повесть В. Короленко «Дети подземелья», а рядышком пристроилась его маленькая сестра, на которую никто не обращал внимания. Вдруг раздался плач. «Тебе жаль Соню?» — спросила удивленная мать. Девочка тоже удивилась, зачем жалеть Соню, ее все любили и подарили куклу. Оказывается, жаль Васю, потому что его не любил папа. Вот и всё, что она поняла. Ясно, хотя малышка слушала повесть с интересом, она еще не доросла до нее, потому что большего ей объяснить невозможно. Другое дело мальчик. Сначала он только следил за сюжетом, но потом ему предложили подумать: почему папа сначала не любил Васю, а потом полюбил, и стало понятным всё. Папа думал, что Вася недобрый мальчик, по убедился, что ошибся, и горько раскаивался, что не ценил такого прекрасного мальчика; ярко высветилось благородство Васиной натуры, горе отца и трагедия семьи бродяги Тыбурция и его детей, Валека и Маруси.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Может возникнуть вопрос: а для чего детям читать повесть, которую в школе под руководством учителя они будут изучать несколько лет спустя? Для развития в младшем возрасте доброго, отзывчивого сердца. К тому же замечено, что школьники относятся к книгам, известным с детства, с повышенным интересом и лучше усваивают их.

Итак, сделаем вывод: недоступным произведение можно считать лишь тогда, когда ребенку невозможно объяснить его главный смысл. Такое понимание доступности очень расширяет круг книг, которые мы предлагаем детям.

И еще: круг чтения может быть расширен за счет книг, для активного восприятия которых ребенок еще не дорос, но пассивно он их воспринимает, усваивая то, что ему интересно и понятно. Поясню свою мысль примером. С шестилетней Настей я попыталась читать и беседовать на отдельные темы из английской «Детской энциклопедии» для дошкольников, где Космос, Земля и человеческая цивилизация, ее история и настоящее показаны через картинки, стилизованные под детский рисунок. Ничего не вышло, и я оставила книгу на потом. Но каково же было мое удивление, когда я стала замечать у Насти новые понятия и представления, явно почерпнутые из энциклопедии; особенно меня порадовало, что девочка сама догадалась использовать энциклопедию как справочник. В подготовительной группе детской музыкальной школы, куда она поступила, ученики рисуют картинки к песенкам, и Настя, выполняя эти задания, заглядывает в энциклопедию: как изобразить ту или иную птицу, или зверя, или клоуна, или спортсмена...

В наше пособие включены некоторые трудные книги именно в расчете на выборочное их использование, чтение, беседы, рассматривание иллюстраций.

Теперь осталось предупредить родителей о том, что в последние годы в детской литературе стали часто встречаться грубые, вульгарные произведения. Для примера приведем рассказ Валерия Роньшина «Новая мама». Жили-были мама, папа и девочка Маруся. Мама, артистка цирка, выполняла аттракцион с маленьким сундучком. Однажды она исчезла, и вскоре появилась красивая тетя, Дарья Петровна. — «А вот и наша мама пришла!» - обрадовался папа, - «Папа, - говорит Маруся, — ты что, спятил?» (Достойная дочь своего отца!) А папа машет рукой: «Доченька, ну не всё ли тебе равно? Была одна мама, теперь другая. Все женщины одинаковы». Его поддержала незнакомка: «Новая вещь, детка, она завсегда лучше старой». Опуская дальнейшие перипетии сюжета, скажем, что однажды Маруся нашла во дворе на помойке сундучок, а в нем - живая мама, ее туда затолкали папа с тетей. Их вскоре арестовали и отправили в тюрьму. А мама привела Марусе нового папу, дядю Юру, он художником работал. Деньги рисовал. И стали они с тех пор жить богато и весело.

Произведения подобного рода дают детям ложные представления: такова жизнь, так живут, а следовательно, так и надобно жить на белом свете. Литература - всегда обобщение, особенно для ребенка, поскольку он не имеет жизненного опыта.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
В современном искусстве для детей много произведений, которые нацелены против нравственных основ жизни. Для дошкольников это сериалы о бесконечных разборках между котом, мышью, собакой, где детей приучают смеяться над страданиями, где возводят в доблесть предательство, коварство, удары из-за угла, обман и издевательства. Ребята постарше читают книги и смотрят фильмы, где смакуются убийства и разврат, где восхваляется алчность и легкое нетрудовое обогащение. Не случайно волна преступности и наркомании коснулась детей и подростков. Когда по телевизору видишь несовершеннолетних убийц, насильников, грабителей, вымогателей, то думаешь: кто же их родил и вырастил, на нашу голову? К сожалению, таких родителей обычно жалеют, а не осуждают. Признаюсь, я тоже грешила этим и как-то с возмущением рассказывала своему сослуживцу о соседском подростке, который, вернувшись из колонии, по пьянке поднял руку на отца. Однако мой собеседник, имевший маленького мальчика, сказал: «Если мой сын дойдет до тюрьмы, то пусть он меня бьет, убьет и — будет прав!» Вот она, отцовская ответственность!

Грубость и насилие в жизни и в книгах и телепередачах травмируют и искажают сознание ребенка. Уже из детского сада дети приносят «игры», зловещего смысла которых не понимают. «Меня убили, я умерла», ложится на пол и закрывает глаза. Так самое страшное преступление низводится на уровень обыденности. А недавно я услышала, как 5—6-летние ребята, среди них Настя, с воодушевлением пели на известную мелодию такие слова:

По ка-, по ка-, по камушку мы школу разберем,
Директора зарежем,
Учителя убьем...

А вот современный вариант песенки про елочку:

В лесу родилась елочка,
Под ней сидел бандит
И ждал, когда Снегурочка.
Притащит динамит...

И вот идет Снегурочка
И тащит динамит.
Еще одна минуточка,
И елочка взлетит.

В детсадовском фольклоре ничего подобного прежде не наблюдалось...

Отметим еще одно ошибочное, на мой взгляд, явление детской литературы - противопоставление мира взрослых и детей, когда взрослая жизнь изображается неинтересной, тусклой, бесцветной. Герои таких книг мечтают навеки оставаться детьми.

Вот диалог из повести-сказки «Питер Пэн.» Д. Барри между миссис Дарлинг и вечным мальчиком, которого она хочет усыновить: — «...вы пошлете меня в школу?» — «Конечно». — «А потом — на работу в контору?» — «Ну, вероятно». — «И скоро я вырасту и стану мужчиной?..» Миссис Дарлинг протянула к нему руки, но он отшатнулся: «Осторожно, леди. Никому не удастся меня изловить и сделать из меня взрослого мужчину».

Установка на вечное детство противна самой природе ребенка, устремленного на рост и развитие. А исключение только подтверждает правило: еще Б. Житков заметил, что среди ребят встречаются «хитрецы», которые быстро улавливают свою выгоду и на потребу взрослым изображают «пупсиков». «Это уже не дети, которые любят быть детьми. Нормальный ребенок всегда рвется в страну взрослых, где надеется „ух, что наделать!”»

Установка на вечное детство вредна и с педагогической точки зрения, потому что ориентирует на инфантильность, особенно вредную для мальчиков. В зависимости от воспитания есть 5-летние мужчины и 20-летние недоросли. Не раз доводилось видеть, как внешне дурнеют молодые люди, если на смену очарованию юности не приходит мужское обаяние, происходящее от самостоятельности и спокойной, доброй силы.

Неуважение к миру взрослых породило идеализацию детской неразвитости и как следствие — культ непослушания и невоспитанности, что началось в 1968 году с появления повести-сказки А. Линдгрен «Пеппи Длинный-чулок». Ее содержание не сводится только к этому, о чем подробнее скажем позднее, а сейчас отметим, что иные родители видят в непослушании внутреннюю свободу - залог становления активной личности. Думается, они ошибаются. Конечно, чрезмерная строгость может сделать ребенка робким и неуверенным в своих силах, закомплексованным, как говорят теперь. Но и вседозволенность и невоспитанность не сулят ничего хорошего и принесут самому ребенку большие огорчения, потому что никто, а сверстники особенно, не станут терпеть грубость и чванство.

К тому же здесь уместно сказать о такой особенности детской психологии: ребята любят учителей строгих, но справедливых, что и есть истинная любовь и доброта к детям. Вспомним народную и православную педагогику. В дореволюционной России детей всех сословий, от крестьянских до царских, растили в строгости, в почитании старших, в труде, и вырастали ученые, предприниматели, композиторы, путешественники, купцы, изобретатели и другие представители активных, творческих профессий.

Наконец, последнее. Покупая книги для ребенка, обращайте внимание на издательство, их выпустившее. Смело берите книги старого издательства «Малыш» — качество гарантировано. Многие новые издательства восприняли нашу высокую издательскую культуру и выпускают хорошие книги, например, московское издательство «Дом», петербургские «Комета» и «Лицей». Хорошую репутацию имеет издательство «Росмэн».

К сожалению, многие прекрасные книги, выпущенные в последние годы, выходят тиражами, недостаточными для страны.

Покупайте детские книги, но помните — без детской библиотеки не обойтись. Детские библиотеки — национальное достояние России. Без них нельзя сформировать полноценный круг чтения ребенка и осуществить воспитание культуры чтения во всей полноте его содержания.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”


5. КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ



Дошколенок не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.

Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения читать, начинает складываться начитанность, и в школу он приходит с обширным: литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

С раннего детства воспитывайте вдумчивое отношение к книге, а что это значит — хорошо видно из слов великого К. Ушинского: «Необходимо приучать детей... слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное».

Дошкольный возраст благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, потому что еще нет гонки за сюжетом, свойственной подросткам, а есть внимание к подробностям и слову. Многие дети любят книги и слушают с большой охотой и вниманием. Но много и тех, кто не любит слушать чтение, среди них и Настя, моторная по своей натуре. Мне пришлось много потрудиться, прежде чем она научилась внимательно слушать. Поделюсь своим опытом.

Для маленьких детей не годятся занятия школьного типа. Просто садимся рядышком, а когда Настя была совсем маленькой, я брала ее на колени (так ей удобнее смотреть картинки) и начинала читать. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Еще лучше, если обстановка, усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, читаем сказку в затененной комнате, и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтобы мобилизовать внимание ребенка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения. У Насти это вечерние часы перед сном как успокоение и тихое, задушевное общение с: книгой и мамой.

Никогда не переутомляйте малыша. Полутора-двухгодовалый ребенок может сосредоточиться на книге 1—2 минуты, но и детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. И как бы ни понравилась книжка ребенку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой и как сосредоточенно он будет слушать ее и рассматривать.

Конечно, речь идет об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребенок может слушать много дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком — мамой, папой, бабушкой, малыш то отключается, то слушает вновь. Вообще исходите из натуры своего ребенка. Я знаю маленькую Вероничку, которая слушает книги по часу и дольше. Такое же необыкновенно устойчивое внимание было присуще в детстве и ее отцу. Но это особый дар природы и семейные традиции: в этом доме издавна увлекаются грамзаписями и кассетами с записью стихов, рассказов, сказок в прекрасном актерском исполнении и часто с музыкальным сопровождением, накопилась целая фонотека.

Маленькие дети, как известно, «читают» по картинкам, и родители помогают им в этом:. Только надо иметь в виду, что не всякая книга, даже богато иллюстрированная, годится для такого чтения, и есть даже рисунки, которые не помогают, а мешают восприятию текста.

Читайте детям неторопливо, по и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ведь именно поэзия вызывает первый интерес к чтению, а сказки для маленьких близки к стихам.

Ритм, музыка речи, чарует маленького. Трехлетняя Даша требовала, чтобы ей вновь и вновь читали сказку «Аленький цветочек», повергая родных в изумление (сказка ей недоступна). Наконец, поняли: дочка наслаждалась напевностью старинного русского сказа. Аналогичные наблюдения есть у К. И. Чуковского.

Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей (медведя, заиньки, комара и др.), а также смешную, грустную или страшную ситуацию, но не перебарщивайте. Знаменитый артист И. Ильинский рассказывал, что однажды, читая сыну басни, стал их разыгрывать. Но мальчик прервал его: «Не надо, папа, читай просто». Очевидно, драматизация мешала ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. А ведь именно в этом и состоит главное очарование книги.

Помните — ребенок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за нами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Малыши это очень любят. «Давай вместе (хором) рассказывать сказку „Репка” („Колобок”, „Теремок”)». Любят дети и чтения-беседы «Вопрос - ответа, похожие на игру: «Кто это?» - «Мышка-норушка», «Это кто?» - «Лягушка-квакушка». А вот чтение-беседа по книжке В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»: Когда гулять плохо? («если ветер крыши рвет, если град загрохал, каждый знает — это вот для прогулок плохо»). Когда гулять хорошо? («дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям») и т. д. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии, и прозы. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно то отвечает, то сам задает вопросы. Короткими репликами выражайте свое отношение к героям и событиям («Вот молодец!», «Как страшно!», «Какой негодник!» и т. д.). Иногда, когда малыш неправильно реагирует на произведение, это просто необходимо. Так, слушая сказку «Гадкий утенок» Андерсена, дети смеются, когда полумертвый, обледенелый утенок, попав в крестьянскую избу, упал в бачок с мукой. Чтобы подправить восприятие, хватает одной реплики: «Бедный утенок, мука попала ему в глазки».

Слушая чтение, ребенок легко отвлекается, поэтому его внимание надо дисциплинировать, концентрируя на книге. Однажды с мальчиком трех с половиной лет рассматривали картинку Ю. Васнецова и читали стихи:

Бежит козленок маленький.
Бежит, домой за маменькой.
Давно козленку спать пора.
И так весь день гулял с утра.
Весь день в лесу малину ел.
Весь день скакал и песни пел.
(«Козленок», И. Колпакова)

Но кому же охота спать ложиться?! Поэтому, хотя художник нарисовал маму-козу с козленком, идущих домой, малыш на вопрос «Что мы видим на картинке?» ответил: «Козленок скакал, пел, малину ел». Затем он предался воспоминаниям (как на даче в лес ходили), перемежая быль с фантазиями. В беседе поговорили с ним и об этом, а потом вернулись к книге и добились правильного ответа, а малышу сказали в утешение: «Завтра снова будет день, и козленок пойдет гулять».

Если не дисциплинировать внимание ребенка, поверхностное чтение может войти в устойчивую привычку. Вадик (в 6-7 лет), едва уловив содержание рассказа или стихотворения, тотчас начинал делать вид, что читает, придумывая свои вариации на прочитанное. При этом он решительно отвергал всякие попытки вернуть его к книге: «Ты мне мешаешь!».

Чтение проходит оживленнее, если слушают двое или больше детей. Замечено и другое: ребенок очень старается, если рядом сидит и «слушает» любимая кукла, мишка, заяц... Особенно это характерно для единственных детей. Не имея сестры или брата, они всем сердцем привязываются к любимой игрушке или домашним животным, нежно опекают их. Однажды я видела, как трехлетняя Настя показывала картинки коту Тишке.

Повторю и то, о чем уже шла речь. Ребенок слушает с жарким интересом, если вызвать у него радостное ожидание встречи с книгой: «Пойдем скорее домой, я принес книжку про пингвинов...»

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребенок буквально доводит своих близких до изнеможения, требуя читать еще и еще всё одно и то же произведение. Подобно тому, как мы тем больше наслаждаемся любимой оперой, симфонией, чем лучше знаем ее, так и дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: детей волнуют и сюжет, и герои, и образные, поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребенок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д. Любящие родители - первые слушатели и собеседники своих детей.

Однако детская природа противоречива: малыш любит повторения, но он жаждет и новизны впечатлений, всё новых и новых книг.

В педагогике прошлого века, до К. Ушинского, широко практиковалось заучивание наизусть, что, естественно, достигалось множеством повторений. Позднее все это назвали зубрежкой и отменили. Однако, как мне кажется, вместе с водой выплеснули и ребенка: заучивание наизусть приучало к вдумчивому восприятию текста и развивало память. По свидетельству современников, дети того времени знали на намять сотни стихов. Полезно вспомнить этот опыт и побуждать детей запоминать дословно художественные произведения.

Известно, что принуждать детей к книге нельзя — добьешься противоположного результата, но все-таки определенная дисциплина полезна и здесь. Я имею в виду громкие чтения в детском саду, где хочешь не хочешь, а должен слушать. Насте они были полезны.

Когда девочка научилась читать, мы стали читать вместе. Читает она, а я подсказываю слова, где она запнется, или одну строчку читает она, другую я. Такое чтение ей нравилось, потому что снимало усталость от слабой еще техники чтения, и вообще вдвоем веселее.

Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребенок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению.

Это заблуждение. У него еще слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в шесть-семь лет ребенок с упоением слушает «Робинзона Крузо» (с купюрами), а сам одолеет лишь «Курочку Рябу».

Читайте детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирал для этого такие книги, с которыми ему самому не справиться.

Конечно, целиком они трудны, но, опуская длинные описания и пересказывая отдельные эпизоды, вы приспособите их к восприятию своего ребенка. Как это сделать — покажет общение с ним, а может случиться и так, что вы почувствуете: он оде не дорос до этой книги, и вы отложите ее на потом.

«Толстые книги» — это чтение с продолжением, где остановка на самом интересном месте. Дети ждут продолжения с интересом и нетерпением. Практикуйте такие чтения лет с пяти-шести, когда ребенок уже может, полюбив героев, войти в их мир.

В прошлом веке были широко распространены так называемые семейные чтения. Вечерами за общим столом собирались вместе родители и дети: читали, беседовали о книгах, играли в литературные игры. Сегодня эта хорошая традиция стала возрождаться.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”


6. КАК БЕСЕДОВАТЬ С ДЕТЬМИ О КНИГАХ


Младенец еще не говорит, а мы уже: показываем ему картинки в книге, побуждая называть слова. Но нот ваш маленький сын (дочь) начинает овладевать активной речью, и у него появляется страстное желание говорить, только он не знает, о чем и как. Вот тут-то беседы о книгах - бальзам на его душу, потому что дают поводы для разговоров.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
 Весь до ниточки промок.
(«Зайка», А. Барто)

Ах, какой взволнованный обмен мнениями вызвала у нас с трехлетней девочкой эта грустная история: «Настя, почему промок зайчик?» — «Его бросили, а был дождь». - «Он промочил лапки?» — «И лапки, и животик, и спину, и головку - всё». - «Зайка простудился? Кашляет?» — «Да, он кашляет». - «Его надо полечить?» — «Да, ему надо дать сладкое лекарство» и т. д.

Чтобы так разговаривать, ребенку надо понимать смысл стихотворения, что бывает не всегда и не сразу. Поначалу Настя слова «под дождем» на слух восприняла как «подождем» и повторяла стих, понимая лишь отдельные слова. Понадобилось объяснение по картинке, где был зайка и дождь.

Книги бывают разные. Многие не требуют никаких бесед: и так все ясно. В беседах по другим достаточно одного-двух вопросов. Но есть произведения, требующие обстоятельного разговора. Так, стихотворение С. Михалкова «Зяблик» дети семи-девяти лет хорошо понимают сами, но его полезно прочесть и четырех-пятилетнему, потому что уже в этом возрасте можно и нужно воспитывать чувство ответственности.

Герои стихотворения с грустью рассказывает о своей птичке. Сначала было хорошо: «Сидел мой зяблик в клетке и зернышки клевал и, как в лесу на ветке, все пел и распевал», но «через две недели певец мне надоел».

Дальше — хуже... «однажды я за город уехал на три дня», а когда вернулся, увидел: «лежал в пустой кормушке голодный зяблик мой»:

Я спас его от смерти —
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо,

Хотят ко дню рождения
Мне подарить щенка.
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

Вопрос для беседы: Почему мальчик отказался от щенка? А тебе можно подарить собаку? А если она есть, как ты заботишься о ней?

Восприятие одной и той же книги у разных детей разное, отсюда и содержание бесед разное. Для примера расскажу, как восприняли стихи С. Маршака «Пожар» с рисунками В. Конашевича четырехлетние Ваня, Маша и Настя.

Для Вани — это героическая поэма о битве пожарных с огнем, и он запомнил слова: «подключили шланг упругий, и, раздувшись от натуги, он забил, как пулемет». Восхищение вызывает старый пожарный Кузьма с товарищами. Они сражаются, как сказочные герои: «пламя ежится и злится, убегает, как лисица, а струя издалека гонит зверя с чердака...» Заинтересовали и иллюстрации о пожарной технике прежде и сегодня.

По-другому восприняла книжку Машенька: в этой истории для нес главное — судьба погорельцев. Она тревожилась за Лену, ее маму и кошку, радовалась их спасению и тому, что они нашли приют у знакомых. Деревенская девочка, она любит слушать и рассматривать книгу неторопливо, обстоятельно, вникая в подробности. Вот базарная площадь, на ней — каланча, и пожарные везут на лошадях бочки с водой, а рядом — торговые ряды, куда ходит, наверное, и Машина мама...

Настя ничего этого знать не хочет. Стремительная и нетерпеливая, она интересуется одним — огнем на прогулке видела, как большие мальчики разожгли, а потом залили водой костер, а теперь вот узнала о пожарах. С волнением Настя много раз слушала и рассматривала страницы, где «мать на рынок уходила, дочке Лене говорила: „Печку, Леночка, не тронь. Жжется, Леночка, огонь!”».

Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.

Да, восприятие разное, по до всех детей надо донести произведение во всей полноте его содержания. Так, читая стихи Ване, подчеркнем доброту и самоотверженность Кузьмы («сорок душ от смерти спас»), а у девочек постараемся вызвать восхищение смелостью и умением пожарных.

Беседы о книгах с детьми от двух до пяти лет — это чтение с пояснениями, где главная цель — помочь воспринять содержание, осваивая язык. Дальше эта задача, конечно, сохраняется, но к ней прибавляется и другая — ребенка побуждают выражать свое отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А что больше всего понравилось? А кто там самый хороший? А плохой? Почему этот мальчик поступил так? Ты бы тоже так сделал? А почему книжка так называется? и т. д.

Дети сильно переживают книги, бурно радуясь или печалясь. Эти чувства усиливаются, если переживания, вызванные чтением, разделяют родители. Вот почему беседу ведут так, чтобы впечатления ребенка перемежались вашими впечатлениями. Какое место в книге понравилось тебе больше всего? А мне... или: Когда ты смеялся? Когда тебе было страшно? А вот мне... Непринужденность и создает близость, доверительность, когда отец и мать, беседуя с детьми, передают им от сердца к сердцу свои представления о жизни, о людях, о ценностях, истинных и мнимых.

Беседы бывают двух видов: рекомендательные (до чтения) и беседы о прочитанном.

Никогда не принуждайте детей к той или другой книге, но сделайте так, чтобы она была желанной. На прогулке ребенок с удивлением увидел дождевого червя, и вы говорите: «Это червяк, без него не росли бы пи цветы, ни травы, ни деревья. Ведь для этого землю надо рыхлить, перевертывать. Только я не знаю, как же он это делает, ведь у него нет лапок? Пойдем в библиотеку, возьмем книгу „Подземный путешественник” (Н. Романовой)». Возбуждая любознательность, накапливаем у ребенка вопросы: Почему осенью опадают листья? Почему бывает день и ночь? Почему на автомобиле попеременно зажигается то одна, то другая фара? и т. д. «Пойдем в библиотеку, найдем в книгах ответы на эти вопросы».

Рекомендательная беседа заинтересовывает, помогает выбирать книги и лучше воспринимать их. Для этого в беседе просматривают книгу по иллюстрациям, а детям постарше рассказывают об авторах, писателях и художниках, об исторической эпохе и т. д.

Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а немного спустя, когда улягутся первые впечатления, через день, два. Впрочем, здесь нет твердых правил и не исключено, что ребенок сам захочет сразу поговорить о книге, взволновавшей его.

Дети любят делиться своими впечатлениями, только не превращайте беседу в экзамен плохо, если они уловят ее проверочный характер. Разговаривайте так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым, почаще хвалите за сообразительность и старание, а если что ему не удается, помогайте исподволь, не уязвляя самолюбия, а главное, не подрывая уверенности в своих силах. Но при этом не впадайте в другую крайность. Чрезмерно захваленные дети, не умея контролировать себя, переоценивают свои возможности, им кажется, что они всё знают, а потому часто отказываются вернуться к прочитанному и подумать.

Беседу начинайте, исходя из впечатлений ребенка (о чем эта книга?), и стройте ее так, чтобы дать ему простор для самовыражения. Вот почему основа беседы — детский пересказ, о чем образно и точно сказал современный педагог И. Я. Линкова: «Часто разговоры с ребятами о книгах превращаются в бесконечный детский монолог. Дети ведь очень любят поговорить, поделиться тем, что узнали. Только мы их редко слушаем! Стоит иногда лишь
спросить: „Ну и про что же там написано?” — из мальчишки так и хлынет: „Этот пошел..., а тот сказал..., а тогда этот ка-ак стукнет!!” — целый поток не слишком связных, не слишком вразумительных слов. Не перебивайте. Пусть говорит. Это очень ему полезно. Если хотите, это тоже одна из целей вашего книжного разговора — развитие речи, логического мышления».

Ребята действительно часто говорят сумбурно, но это не значит, что они не способны к связной передаче сюжета. Напротив, стоит попросить ребенка рассказать по порядку, и он сразу и охотно стремится сделать это, особенно по иллюстрациям.

Внимательно слушая пересказ, вы можете осторожно направить внимание ребенка на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность (меткую характеристику героя, изображение пейзажа, образное, поэтическое слово).

Вообще надо сказать, что маленькому читателю должен быть доступен главный смысл произведения. Что касается частностей, иногда прекрасных, то они могут быть и не восприняты и объяснять их не надо. Люди потому и перечитывают книги, что каждый раз видят в них что-то новое, не замеченное прежде.

Проведение бесед требует чувства меры, иначе они могут вызвать скуку и разрушить впечатление. Поэтому в беседе избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.

Поэт Марина Цветаева, вспоминая детство, рассказывает, что в 5-7 лет улавливала смысл многих пушкинских стихов, хотя не знала в них большинства слов. Однако эти же стихи становились совсем непонятными, когда мать объясняла их. Трудно сказать, почему, может быть, беседа была неудачной и разрушала музыку стиха, а может, одаренная девочка так остро воспринимала поэтический образ, что пояснения только мешали ей. Так или иначе, но нам надо чутко наблюдать, как ребенок реагирует на беседу, и видоизменять ее в зависимости от его реакции.

Особой осторожности требуют беседы о морали. Все знают, что дети не выносят назидательности, и даже возникло мнение, будто мораль всегда скучна ребенку, но это не так, если она для него — открытие. Вот почему ребята порой любят откровенно назидательные книги, такие как стихи В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Детей утомляет и отвращает не сама мораль, а бесконечное разжевывание уже известного, причем всё одними и теми же словами.

Великий знаток детского сердца Л. Н. Толстой говорил: «Я не согласен, чтобы дети не любили мораль. Они любят мораль, но только умную, а не глупую».

Что такое умная и глупая мораль? Покажу это на примере. Однажды мы читали сказку «Красная Шапочка», и Настя (5,5 лет) сказала: «Девочка глупая, зачем сказала волку, где бабушка живет. Я бы его обманула, показала другую дорогу». — «Спасибо, — сказала я, — ты бы меня спасла». Этот разговор доставил Насте удовольствие и укрепил ее в своей правоте. А вот если бы я начала говорить о том, что обманывать стыдно, она бы и слушать не стала и правильно бы сделала, потому что истина всегда конкретна и, хотя обманывать действительно стыдно, иногда приходится.

Признаюсь, Наста меня очень удивила, потому что дети ее возраста и старше не умеют анализировать поступки людей и обстоятельства, но, оказывается, эту драгоценную способность можно развить, чем. я занимаюсь с первых лет ее жизни.

Итак, умная мораль помогает детям познавать жизнь, а глупая мешает, отсюда скука и тоска.

Как беседовать, чтобы дети с вниманием и интересом усваивали нравственное содержание книги? Вот несколько советов.

Никогда в беседе не привязывайте к книге мораль, которая не вытекает из ее содержания. Этот порок в свое время высмеял еще А. П. Чехов:

Шли однажды через мостик жирные китайцы.
Впереди их, задрав хвостик, торопились зайцы.
Вдруг китайцы закричали: «Стой! Лови! Ах! Ах!»
Зайцы выше хвост задрали и попрятались в кустах.
Мораль сей баски всем ясна:
Кто зайцев хочет кушать,
Тот ежедневно, встав от сна,
Папашу должен слушать.

Беседы такого рода не только не обогащают восприятие произведения, по даже мешают ему. В этом отношении особенно не повезло рассказу А. Гайдара «Чук и Гек», о котором часто беседуют так: «Плохие мальчишки. Озорники. И телеграмму от мамы утаили, и Гек забрался в сундук, а все думали — ушел в тайгу. Сколько несчастий могло произойти!» Но писатель любит своих героев, и его рассказ совсем-совсем о другом — о детском открытии мира и любви к Родине. К счастью, наши наставления не могут пересилить писателя, и дети говорят: «Чук и Гек соврали, но всё равно хорошие». В отличие от маленьких, оценки которых прямолинейны (хороший — плохой, добрый — злой), дошкольник уже способен к многозначному пониманию доступных ему книг.

Воспитывая детей, им дают нравственные понятия: что похвально, а что дурно. Однако давно замечено, что рассудочное усвоение морали может привести к лицемерию и ханжеству, против чего выступал еще К. Д. Ушинский: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут производить на него никакого влияния». Вот почему в беседах о книге не торопитесь формулировать ее нравственную идею в форме вывода, а постарайтесь усилить переживания от чтения. Тогда душевный опыт героя рассказа станет и опытом вашего ребенка, чего не дает назидание, потому что всегда предполагает готовые выводы и решения (плохой мальчик, смотри, не поступай, как он), не побуждает к размышлениям и сопереживанию. Поясню эту мысль примером. В рассказе «Карасик» Н. Носов показал муки совести мальчика, который променял рыбку на свисток, а вина пала на котенка Мурзика. В беседе предложите ребенку рассказать по порядку, что и как случилось, и пусть он вновь переживет с Виталиком его беду: раскаянье, тревогу, отчаянье и, наконец, радость и успокоение. Как Виталик ухаживал за рыбкой? (менял воду, кормил). Почему он сначала не хотел менять рыбку, а потом променял? Почему мама подумала, что рыбку сьел Мурзик? и т. д.

В беседе перечитайте отрывки из рассказа: драматические (как мальчик спасал котенка в темном подвале) и комические (как он гонялся по комнате за Мурзиком, делая вид, что ловит). В конце беседы пусть ваш сын (дочь) сделает обобщение, но не в форме вывода, а как размышление о герое рассказа: Как ты думаешь, Виталик хороший мальчик или плохой? Почему ты так думаешь? Ты бы хотел дружить с ним? Почему? Что бы ты ему посоветовал, когда он попал в беду? и др. Вот теперь можно сформулировать вывод и дать понятие: «сваливать на другого свою вину подло». Так эмоциональное и рассудочное восприятия, дополняя, укрепляют друг друга.

До сих пор я говорила о беседах, которые подводят ребенка к выводу о прочитанном. Но в педагогике есть и другой тип бесед, который можно назвать иллюстративным, когда дается готовый вывод и предлагается обосновать, доказать его.

Такие беседы широко проводились до революции для изучения Священной истории. Вот, например, как с помощью библейской притчи о блудном сыне у ребенка формировали уважение к родительскому дому и представление о сыновних обязанностях. Сначала в течение недели читали ее несколько раз вслух, а затем предлагали задание для рассуждения: «„Чем доказать, что грехи ввергают человека в величайшие бедствия и несчастья?” В обоснование этой истины ребята во всех подробностях рассказывали историю о блудном сыне, впадшем в такое убожество, что запрещали ему есть даже желуди, которыми кормили свиней».

В детстве сила сопереживания очень велика, потому что ребята ставят себя на место героя, будто всё, что в рассказе, происходит с ними. Именно поэтому этот возраст особенно благоприятен для начала развития у ребенка стремления сопоставлять себя с литературными персонажами. Для этого в беседах, когда это уместно, желательны прямые обращения к жизни ребенка. Например, в рассказе Р. Погодина «Шутка» из-за легкомыслия ребят пострадали люди. В беседе скажем: «Вот и ты вчера без спроса ушла, к подружке, а бабушка так напугалась. А ведь у нее больное сердце».

Произведения, пережитые ребенком, становятся его душевным опытом, который при случае полезно вспоминать: «Помнишь старого сторожа из рассказа „Чук и Гек”? На вид сердитый, а на самом деле добрый. А бывает и наоборот».

С годами стремление анализировать свои поступки с помощью книг укрепится и перейдет в драгоценную привычку: читая, размышлять о себе и людях, что особенно важно для подростков, когда возрастет интерес к своей личности, к своему месту в мире, а потому и к книгам, способствующим самопознанию и самоусовершенствованию.

В энциклопедии, которую Вы держите в руках, даны вопросы для бесед по книгам, сказкам, рассказам, повестям, очеркам. Ход беседы определяется живым общением с ребенком, его реакцией, а заранее составленные вопросы обращают внимание на главное в произведении и сформулированы с учетом детского восприятия и задач воспитания.

Вот, к примеру, вопрос к рассказу Л. Толстого «Прыжок»: «Как ты думаешь, мальчик виноват перед своим папой?» — «Нет, — отвечают дети, — виновата обезьяна. Она сорвала с мальчика шляпу и помчалась на мачту, а он за ней...». Как видим, идея рассказа о «нечаянной» вине осталась не усвоенной.

Заранее сформулированные вопросы для бесед и самостоятельных размышлений (в учебниках, книгах) использовали еще Л. Толстой и К. Д. Ушинский. С тех пор они широко применяются в школе, начиная буквально с 1-го класса, для развития ума и вдумчивого чтения.

Дети любят общаться с нами, а беседа — высшее духовное общение: это и возможность выказать себя перед мамой и папой в лучшем свете (Какой умный у вас, сын (дочь)!), это и радость открытия (увидел то, чего не заметили прежде), это и счастье утверждения («Я понял!», «Я знаю!», «Я могу!»).

Только повторяем, не превращайте беседу в экзамен, что пугает ребятишек, отбивает веру в свои силы, отвращает от чтения. Я уже говорила об этом, но повторяю, потому что есть люди, которые совсем не умеют общаться с детьми, превращая жизн ь своего ребенка в сущий ад. К счастью, таких родителей мало. К тому же общению с людьми, в том числе и с ребятами, можно и должно учиться.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”


7. КНИГА И ИГРА



«Я не знаю, во что мне играть», — часто жалуются дети. Детское воображение и фантазия постоянно нуждаются в пище. И ее щедро питают книги. Только для этого с детьми надо играть.

Педагоги считают, что до трех лет ребенок нуждается в каждодневных играх со взрослыми, по ведь в этом возрасте за детьми и так следят постоянно, значит, повторяем, речь идет не о времени, а о том, как общаться с малюткой. Что же касается ребят четырех-пяти лет, то с ними можно играть уже один-два раза в неделю, по 15-20 минут. Остальное время они играют сами.

В играх с детьми до трех лет инициатива принадлежит взрослому, он определяет и ход игры, позднее малыш жаждет все большей самостоятельности. Но это не значит, что ему не нужно руководство. Нужно, но тонкое, ненавязчивое, как желанная подсказка.

Однажды Настя сорвала цветок шиповника и положила в него пух одуванчика. «Ты сделала постельку для Дюймовочки?» - спросила я. Обрадованная девочка добавила лепесток, как одеяльце, положила постельку под куст и приспособила, как зонт, лист лопуха. Я поняла - на случай дождя. И мы пошли дальше.

Увы, некоторые родители не учитывают изменившейся психологии и возможностей ребенка и по-прежнему регламентируют игру с начала до конца. Тем самым докучают ему, а главное, мешают развитию самостоятельности, инициативы, выдумки, фантазии...

Игры по книгам будут эффективнее, если вы играете с ребенком и в другие игры. Играете как партнер, а не учитель, играете не снисходительно, а всерьез, заинтересованно, азартно. Не даете фору: ведь в игре со сверстниками он не получит спуска, а претензии на особые права вызовут отпор.

Учите взаимодействовать в игре, но и поощряйте, когда ребенок увлеченно и сосредоточенно играет один. Драгоценная привычка оставаться с самим собой — залог развития.

Ваш ребенок живет в детской среде, поэтому, играя с ним, особенно на прогулках, вы играете и с другими ребятами, влияя на них. Прогулки — часы счастья и воли. Увы, есть мамы и бабушки, которые напрасными окриками и запретами травмируют ребенка, наказывают по пустякам. То и дело слышится детский плач.

Детская игра — благоприятный момент для наблюдения за характером сына или дочки и для корректировки их поведения. Расскажу случай из своего детства. Мне было лет пять, когда я затеяла такую игру. Мы с любимой куклой дразнили другую, нелюбимую. Мне казалось это очень остроумным, пока я вдруг не услышала укоряющий голос отца: «За что вы обижаете бедную девочку?!» В одну секунду всё стало ясно и стыдно. Жизнь прошла, а я всё помню...

Вникая в игры по книгам, вы получаете дополнительные возможности для воспитания своих детей. Так, ребята любят изображать проказы Буратино и Карлсона. Пусть веселятся, только предложите разыграть и те эпизоды, из которых видно, что герои не только шалуны, но и хорошие товарищи и верные друзья. Мальчики могут очаровываться и злодеями, восхищаясь грубой силой: «Я — Карабас, у меня есть плетка! Все меня боятся!». В этом случае напомните сыну, чем кончил этот злодей (его победил Буратино и его друзья).

Для игр с малышами нужны игрушки: куклы, мишки, зайцы, собаки, автомобили, самолеты, солдатики. Не обойтись без кубиков, колец от пирамидок. Но если под рукой нет нужной игрушки - не огорчайтесь, а играйте с предметами-заменителями (палочками, камушками и др.), которые могут изображать и лягушку-квакушку, и мышку-норушку, и всё, что надо. Так велика у ребенка сила воображения, и так самозабвенно он играет.

Детская природа противоречива. С одной стороны, ребенок мыслит конкретно. Однажды в холодный, осенний день я сказала Насте: «Не лезь в лужу. Придем домой мокрые, папа в обморок упадет!» — «Куда упадет папа?» — встревожилась девочка. Но, с другой стороны, ребенку доступна такая сила абстрагирования, которая у взрослых присуща только великим ученым.

Расскажу, как Настя (3,5 года), изображая воспитательницу детского сада, возила «деток» на прививку к доктору (ко мне). В кукольную коляску она посадила не только кукол, но и мишку, зайца, собачку, динозаврика и даже Барби с мужем Кеном... Здесь все они были заменителями, изображающими «деток», а их собственные признаки были ни к чему.

Знаменитый писатель Б. Житков считал, что у Д. Менделеева сохранилась эта особенность детского мозга: перебирая химические элементы, он отметал все их свойства, кроме одного — удельного веса, и заметил закономерность, которая оказалась величайшим научным открытием.

В наше время значение игр по книгам стало больше, потому что дети, растущие на телепередачах и «видиках», читают нетерпеливо, поверхностно, а игры по книгам останавливают их внимание на тексте, побуждая запоминать его и воспроизводить в своем воображении, наслаждаясь художественным словом.

Игры по книгам трудно переоценить: это и творческое повторение прочитанного, и тренировка памяти, и развитие воображения, и прекрасная школа родной речи, и развитие чувства юмора. Благодаря игре ребенок, еще не овладевший активной речью, улавливает смысл песенки, стихотворения:

Маша варежку надела,
(называем имя своей дочки: Даша, Лена, Катя и т. д.)
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Посмотрите-ка, нашла.
Ищешь, ищешь и найдешь!
Здравствуй, пальчик, как живешь?
(«Варежка», Н. Саксонская)

Когда Насте было полтора года, эти стихи читала ей я, а в три она сама «беседовала» с пальчиком. С помощью игры мне удалось в три года пересказать ей сказку Р. Киплинга про слоненка, которому крокодил вытянул короткий нос. Я надела на Настин пальчик резинку и растянула, а потом пошутила: «Хочешь, вытяну и твой носишко?» — «Давай», — обрадовалась девочка. — «Ты хочешь, чтобы у тебя был хобот?» — «Да! Да».

Этот забавный случай ярко выявляет еще одну особенность младенческой психики — дитя живет мгновениями, не в силах посмотреть и на полшага вперед. Недаром медвежонок Винни-Пух горевал, что у него «короткие мысли».

Игры но книгам бывают четырех видов: 1. поэтические игры; 2. игры-спектакли; 3. ролевые игры; 4. литературные игры.

Поэтические игры — это игры со звуками и словами. Мы, взрослые, давно утратили свежесть и новизну восприятия языка, а маленькие дети любят звуки и слова, упиваются ими, только мы обычно этого не замечаем. А жаль! Сколько радости вы принесете своему ребенку, играя с ним звуками и словами, и как подвинете его развитие! Когда Насте было 1,5 года, мы играли в звуки, что помогло ей впоследствии научиться читать.

В поэзии для маленьких есть песенки и стихи с звукоподражанием и игрою ритмом и рифмой:

Дин, дон, дин, дон!
Дон, дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом!
(«Кошкин дом», русская народная песенка)

Эти короткие, звонкие слова придуманы для детского уха и детской гортани.

Гуляю я в лесу, ку-ку!
И песни я пою, ку-ку!
А где-то в вышние, ку-ку!
Кукушка вторит мне, ку-ку!
(«Кукушка», австрийская народная песенка)

Малютка, еще не умеющий говорить, пытается повторять концовки фраз, сначала с мамой, потом один.

Об игровой поэзии скажем позже, а здесь остановимся на том, как с ее помощью воспитывать у детей чувство юмора.

Умение общаться с детьми предполагает и умение веселить их, владеть детским юмором. Это совсем не трудно. Ребенка смешит нарушение порядка вещей. Однажды я по ошибке назвала Игоря Олегом, дети рассмеялись. Потом я нарочно ошибалась, вызывая ребячий восторг.

Детский юмор — это перевертыши и небывальщины. Как-то Митя и Настя на прогулке пили лимонад из бутылок, и мальчик оговорился: «Я пью чай». «А я — кошку», — сказала я, ребята тотчас подхватили и стали играть в чепушинку, наперебой называя самые неподходящие слова: «Я пью (дом, мяч, бабушку, качели и т. д.)». Долго веселились.

Детская дурашливость - первоначальное, еще примитивное чувство юмора, но это вовсе не значит, что маленьким доступно только оно. Насте было три года, когда ее смешили такие стихи:

Я умница-разумница.
Об этом знает вся улица:
Петух да курица...

Воспитанию тонкого, умного юмора способствуют стихи с игрою слов (Б. Заходера, С. Маршака, Э. Успенского и др.). Покажем это на примере стихов Б. Заходера:

Верблюд решил, что он жираф,
И ходит голову задрав.
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех!
(«Верблюд»)

А в стихотворении «Тюленье прилежание» поэт высказывает удивление по поводу образа жизни тюленя («Целый день лежит тюлень, и ему лежать не лень»):

Жаль, тюленье прилежанье —
Не пример для подражанья.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Игры-спектакли — это драматизация, предполагающая дословное воспроизведение текста произведения: чтение по лицам, разыгрывание отдельных сценок, пьес с мамой, игрушками, детьми.

Мини-спектакли — первые забавы грудного ребенка («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока»...). Такие игры начинает и ведет взрослый, а младенец вторит, выражая свои чувства голосом, мимикой, всем телом. Если слышит «ладушки», хлопает в ладоши, а если в песенке танцует заинька, подпрыгивает на маминых руках.

До трех лети дети играют в сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Сначала опять играет мама, а малыш смотрит и слушает, а потом играет он сам: вот, как тянули репку, кот, как все прибежали в теремок, вот, как колобок убежал от зайца, волка и медведя... При этом он старается произносить слова и фразы.

Лет с четырех-пяти, когда ребенок овладевает активной речью, его побуждают передавать текст произведения. Для этого практикуют чтение по лицам. Так, в сказке «Кот и Петух» роли читайте попеременно: сначала ребенок — за Котика, а вы — за Лису и Петушка, а потом наоборот. Это внесет разнообразие, а главное, вы сможете ненавязчиво показывать, как играть, а ребенок запомнит весь текст сказки.

Разыгрывая сказку, научите ребенка выразительно читать вставные песенки, воспроизводить льстивую интонацию Лясы: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслена головушка». Совсем по-другому, тревожно и призывно, кричит Петух: «Котик, мой братец, несет меня Лиса в дремучие леса». Эту сказку прекрасно пересказал для детей К. Д. Ушинский, но для драматизации лучше взять пересказ А. Н. Толстого «Петушок — золотой гребешок», у которого счастливый конец. В избушке вместес котом и петухом жил дрозд. И, когда лиса утащила петушка, кот и дрозд догнали ее, поколотили и отняли петушка.

После игры с вами малыш сам может повторить спектакль с игрушками, а еще интереснее разыграть его со сверстниками и показать гостям. Многие стихи и сказки пригодны для чтения по лицам и драматизации.

Ролевые игры — это главные игры дошкольников, потому что с трех до семи лет их основной деятельностью становится ролевая игра, с помощью которой они познают жизнь.

Помочь малышу войти в роль — значит помочь взойти на новую ступень развития, т. е. начать думать, чувствовать, действовать, как требует роль шофера, доктора или мамы в игре «дочки-матери» или роль героев сказок.

Когда полугора-двухгодовалый ребенок играет в кубики, он просто манипулирует предметами, что доставляет ему большое удовольствие. Но если он так же играет в пять лет, то это уже дефект развития и воспитания. В этом возрасте ему следует воображать себя строителем и возводить города, мосты, телебашни. Игра тем содержательнее, чем больше у ребенка знаний и представлений. Вот тут-то роль книги незаменима.

Если у ребенка нет впечатлений о взрослой жизни, ролевая игра не возникает, а это нарушение норм психики. Еще раз вспомним слова Б. Житкова: «Нормальный ребенок всегда рвется в страну взрослых, где надеется „Ух, что наделать!”».

Ролевая игра в отличие от игры-спектакля не предполагает воспроизведения текста произведения. Здесь книга дает лишь толчок для свободного полета воображения и фантазии, для импровизации.

Дети, входя в роль, играют азартно, самозабвенна и своим «понарошку» могут выразить все. Недаром великий Станиславский советовал актерам играть, как дети.

Все, кто наблюдает детские игры, знает, что они как бы сотканы из мгновений. Вот ребенок и берет из книги отдельные мотивы, приспосабливая их для своей игры. Только для этого в его голове должна быть полная картина — события, обстоятельства и герои книги. Поясню это положение примером.

Как-то зимой Настя каталась на санках с горки, ребят не было, и она скоро соскучилась. Тогда я предложила поиграть в сказку Топелиуса «Сампо-лопаренок»: санки — маленький олень, ты — мальчик Сампо, я — горный король. Настя пришла в восторг. Я делала вид, что хочу поймать ее, и восклицала: «Пусть погаснет солнце! Пусть будет вечная тьма и вечный холод!». Катание с горки превратилось в погоню, где она — неуловимая. Я думала, что этим игра и ограничится. По не тут-то было. Настя, полная победного воодушевления, вспомнила концовку сказки: побежала, нашла, палку и, подняв ее, как факел, над головой, двинулась па меня со словами: «Ты лжешь, горный король! Солнце взойдет! Солнце изойдет!»

Я поняла, что она уже изображает не мальчика Сампо, а школьного учителя с лампой в руке, к которому, спасаясь от погони, примчался лопаренок Сампо. Мне лишь оставалось изобразить испуг и погибель.

На площадке два паренька, лет по девяти, бросили играть в хоккей и уселись смотреть на нас.

Ну, как тут опять не вспомнить Б. Житкова, который восхищался умением детей смотреть в корень, отметая все, что к делу не относится. Казалось бы, что общего между санками и оленем? Только то, что двигаются, но для этой игры это главное. Остальное воссоздаст воображение. Когда Настины санки перевернулись и она упала, я сказала: «Маленький олень голодный, не может бежать». Девочка тотчас вскочила и принялась «понарошку» кормить его.

Детей привлекают герои, у которых есть характер и судьба. Вот почему подросшие ребята импровизируют свои игры по повестям-сказкам: «Золотой ключик» А.Толстого, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен и др.

Однако в ролевой игре по книгам далеко не всегда разыгрываются конкретные произведения, напротив, чаще в играх проявляется общая начитанность ребенка, и он играет то солдата, то казака-разбойника, то пирата, сам придумывая сюжеты, навеянные книгами. К. И. Чуковский вспоминал, что его ребята любили изображать русских богатырей, изъясняясь былинным складом...
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!