Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”
8. КНИГА И РИСОВАНИЕ
Каждый, кто наблюдает детей, знает, что детский рисунок — это быстрые зарисовки, когда ребенок, передавая свои впечатления, чувствует себя свидетелем, а часто и участником изображаемого. Рисуя, дети как бы проговаривают сюжет вслух или про себя. В определенном смысле детский рисунок подобен игре, что очень точно показал С. Михалков в стихотворении «Рисунок», где мальчуган рисует грозу:
Налево дождь, направо сад.
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит....
Но вот герой стихотворения нарисовал облака. «И эти тучи я потом проткнул стрелой. Так надо, чтоб на рисунке вышел гром и молния над садом».
Я черным точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул —
И яблок больше нету.
У детей особая эстетика, суть которой — изображение главного условными приемами. В рассказе «Дома» А. Чехова семилетний Сережа нарисовал солдата выше дома и объяснил отцу, что иначе не будет видно его глаз. На рисунках Насти подобное я вижу постоянно. Однажды ко Дню защитника Отечества она, рисуя для старшего брата «картину» «Военная палатка», закрасила небо черным карандашом («как будто темная: ночь!»), а наверху листа изобразила красный кружок («летит самолет, но его не видно»). Мое предложение хоть немного обозначить огоньками контур самолета было решительно отвергнуто: «Вполне достаточно!» (т. е. был бы символ, а правдоподобие ни к чему), а когда рисовала военных, на животе каждого поместила звезду как знак принадлежности к армии. Почему не на фуражке? Потому что видела звезду только на ремне: мала ростом, шапка — высоко, а дома военных нет.
Изобретательность и находчивость детей для воплощения своего замысла не имеет границ. Когда Настя нарисовала две «военные» палатки, она, решила нарисовать стадион («солдаты любят играть в хоккей и футбол»), но внизу места уже не было и пришлось стадион поместить наверху, но поскольку перспективы не понимает, то нарисовала от него стрелки вниз (стоит, мол, на земле).
Когда ребенок рисует, он с удовольствием общается со взрослыми и слушает советы, но лишь настолько, насколько они совпадают с его пониманием и желанием. Как-то Настя (6 лет), готовя урок для музыкальной школы, рисовала двух сеньоров — Мажора (веселого) и Минора (грустного), ей понравилось предложение нарисовать кончики губ у одного наверх, а у другого — вниз, костюм одного закрасить красным, а другого — синим. А вот мое предложение нарисовать около военной палатки часового не прошло. Сначала Настя попыталась отговориться («Он вместе с солдатами спит в палатке»), но, услышав мои гневные возражения, замолчала, но рисовать не стала (дети умеют хорошо молчать).
Почему Настя не захотела рисовать часового? Потому что с ним связана тревога, опасность, а душа девочки требует гармонии и покоя, которые Настя неосознанно хранит.
Обратите внимание, что рисуют ваши маленькие дочери, какой уютный, радостный и многоцветный у них мир: солнышко, цветы, травка, деревья, бабочки, домики, феи, принцессы... Очень любят рисовать гамак между деревьями. В рисунках мальчика много действия и движения, рисунки девочки, напротив, созерцательны, полны любованием красотой.
Значение книг для рисования огромно, потому что питает детский ум, фантазию. В рисунке «Военная палатка» Настя преобразила в своем воображении иллюстрации, которые видела в уже упоминавшейся английской энциклопедии в картинках для дошкольников: хижины африканских бушменов превратились у нее в военную палатку, а как нарисовать стадион, она узнала, рассмотрев в энциклопедии картинку «Олимпийские игры».
С большой охотой ребенок откликается на предложение самому проиллюстрировать стихи, песенки или отдельные строки из них. Это занятие обостряет зоркость к поэтическому слову и позволяет лучше воспринять настроение стихотворения. У детей так богата фантазия, что взрослым и не вообразить, что и как они нарисуют. Сколько ребят, столько и вариантов!
А какой радостный, светлый рисунок сделает ваш сын (дочка) к «Финской народной песне»:
Рано-рано поутру
Расцвела ромашка,
Распахнула на ветру
Белую рубашку.
Вот так, вот так, вот так-так,
Белую рубашку.
Поднял шляпу василек
В поле над рекою,
Вымыл каждый стебелек
Утренней росою.
Вот так, вот так, вот так-так,
Утренней росою.
(пер. М. Кравчука)
Совсем другой настрой — торжественный, возвышенный в песне о Родине, которая любит и тревожится о своем сыне:
Родина, слышит, Родина - знает,
Где в облаках ее сын пролетает.
С дружеской лаской, нежной любовью,
Алыми звездами башен московских,
Башен кремлевских смотрит она за тобою...
(«Родина слышит», сл. Е. Долматовского, муз. Д. Шостаковича)
Яркие, зримые образы так и просятся на бумагу.
С помощью рисования можно вызвать у ребенка интерес к стихам о природе и развить наблюдательность.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(«Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...», А. К. Толстой)
Какое очаровательное сочетание: грусть увядания и праздник красок!
Маленькие дети не в силах написать отзыв на книгу, но могут выразить свое впечатление от чтения в рисунках и поделках из пластилина, палочек, лоскутков.
Как руководить этими занятиями? Во-первых, перед чтением сказки, рассказа надо предупреждать ребенка: будем рисовать (лепить) по этой книжке. Тогда ребенок слушает внимательнее, его читательское восприятие обостряется. Во-вторых, перед рисованием (лепкой) обсудить с ребенком, что и как он собирается изображать, и при этом рассматривать иллюстрации в книге: как нарисовал художник и как нарисуешь ты.
В детских книгах иллюстрации выполнены с учетом детского восприятия, поэтому ребенок видит, как ему рисовать. К примеру, он сможет нарисовать Дюймовочку такой, какой ее изобразила Н. Басманова в сказке Андерсена (Л.: Дет. лит., 1978), только не советуйте перерисовывать, что сковывает воображение и фантазию. Лучше сделать так: внимательно посмотреть на иллюстрацию, а потом закрыть книгу и рисовать самому, и чем больше придумает, тем лучше. А еще интереснее самому придумывать сюжеты, вчитываясь в текст стихотворения, сказки, рассказа.
Детские рисунки на свободную и заданную тему — это полет фантазии и безудержное рисование, не скованное никакими правилами. Однако лет с пяти-шести параллельно этому рисованию детей начинают учить рисовать и приобщают к изобразительному искусству. О том, как это делать, рассказано в книге:
Курчевский В. В. Быль-сказка о карандашах и красках / Рис. автора. — М.: Просвещение, 1980.— 144 с: ил.
Что могут и хотят рисовать маленькие дети? Творческая отвага ребенка не знает границ, и автор поддерживает ее: «Попробуй нарисовать портрет и пейзаж. Постарайся не сделать таких ошибок, как Чуфело-Марзуфело». Чуфело — забавный крохотный человечек из сказки, которого дядя Художник учит рисовать, но самоуверенный мальчишка делает все не так, и дети, хотя и симпатизируют ему, смеются и радуются, чувствуя себя умнее.
Обращаясь к родителям, автор предостерегает их от грубого вмешательства в детское рисование, от чересчур настойчивых рекомендаций, что может отбить охоту брать в руки карандаш. Задача как раз в обратном: доброжелательное и осторожное отношение к маленькому художнику поддержит его любовь к рисованию. С этой задачей прекрасно справился сам автор. Отметим основные положения его системы:
Во-первых, он учит детей пользоваться разными изобразительными материалами: карандашами, пастелью, фломастерами, мелками, красками, акварелью, гуашью («Чем мы будем рисовать», «Хочу красками»). И этих главках сообщаются и другие полезные сведения: рисовать надо на больших листах специальной бумаги, работая красками, разводить их па палитре (листе бумаги или картона), лист бумаги прикреплять кнопками к планшету (фанерке, картонке) и т. д. Хранить рисунки автор советует в папках, а для оформления делать из бумаги рамки или паспарту (рисунок наклеивается на плотный лист бумаги с полями).
Замечено: если ребенок знает, что родители хранят его рисунки, он больше старается и больше уважает себя и свои занятия.
Во-вторых, автор рассказывает детям, как располагать рисунок на листе бумаги и почему. Когда пишешь красками, надо их смешать на палитре.
Однажды Чуфело нарисовал «портрет»: сарай, а на крыльце сидит человек, но такой маленький, что не разобрать, добрый он или злой, красивый или некрасивый, весело ему или скучно. Зато на первом плане — какие-то бочки, ящики, тележка... Какой же это портрет? Так же неумело Чуфело нарисовал пейзаж: деревья упираются в верхний край, а пруд — в нижний, изображение как будто зажато рамой. «Мой тебе совет: размещай свой рисунок так, чтобы зритель понял, что главное в картине. Запомни, что рисунку не должно быть тесно на листе бумаги, он не должен упираться в край...»
Наглядно рассказано и о живописи: сначала показаны основные цвета (желтый, красный, синий) и их производные (оранжевый, фиолетовый, зеленый), а потом речь идет об изменчивости и взаимодействии красок. Не бывает белого снега, не бывает зеленой травы. В пасмурный день снег серый, коричневый, а в солнечный — желтый, голубой, фиолетовый. «А какая бывает трава?» — присмотрись-ка сам.
Важно отметить, что, давая то или другое понятие, автор закрепляет его в терминах и заботится о точности формулировок: композиция — это расположение рисунков на листе, колорит — это когда краски дружат друг с другом, и ни один цвет не вырывается. Колорит бывает ярким и тусклым, холодным и теплым; карандашом рисуют, а красками пишут и др.
Образно и понятно говорится о холодных и теплых цветах: желтым, оранжевым можно нарисовать огонь, солнышко, цыпленочка, а холодными — хмурый день, дождик. Правда, и в желто-оранжевый яркий день могут быть холодные, синие тени...
В-третьих, детям объясняют, что хорошо рисовать может только тот, кто умеет наблюдать, запоминать и фантазировать. В книге предлагаются задания и игры, развивающие эти качества, драгоценные не только для рисования.
В главе «Знать и помнить» Чуфело оказался молодцом и сумел по памяти нарисовать лист дуба и клена. «А ты бы сумел? Знаешь ли ты, помнишь ли ты, как выглядит ромашка или, скажем, ветка рябины?»
Приучая ребенка внимательно рассматривать, замечать и запоминать, автор предлагает игру, в которую советует поиграть с родителями: взять какой-нибудь предмет (чашку, игрушку, цветок...), рассмотреть его, а потом предмет убрать и рисовать по памяти. У кого лучше? Интересны детям и игры на развитие фантазии, воображения: «Кляксография», «Дорисуй-ка», «Точки-точки», где предлагается но кляксам, беспорядочным линиям и точкам нарисовать что-то знакомое.
Автор книги неоднократно внушает маленькому художнику: перед тем как начать рисовать, надо как следует подумать, что хочешь изобразить, мысленно представить себе будущую картину. Для ребенка лучше всего обговорить свои планы с папой или мамой. И это как раз тот случай, когда можно не назойливо, а желанно давать советы.
В-четвертых, важная особенность системы, предложенной автором, заключается в том, что детское рисование он увязывает с большим искусством. Это выражается во многом: и в требовании создать для ребенка полноценные условия для рисования (бумага, карандаши, краски и т. д.), и в объяснениях о специфике живописи («так считают художники», «так делают художники»), и, наконец, в том, что автор показывает ребятам картины знаменитых мастеров. В главе «Что увидел Чуфело-Марзуфело на выставке» рассказано о художниках, работающих в разных жанрах, и даны небольшие репродукции картин с подписями: фамилиями художников (И. Айвазовский, В. Верещагин, А. Саврасов, В. Серов и др.) и названием жанра (портрет, пейзаж, натюрморт, работа анималиста, батальная работа, монументальная работа, работа художника-мариниста, декоративная ткань).
Дети всех возрастов, начиная с трех лет, любят книжки-раскраски, но раскрашивают по-разному. Мне довелось видеть, как девочка восьми лет раскрашивала книжку о Барби. Сколько чувства, старания, фантазии она вложила, раскрашивая ее наряды: платья, шляпки, туфельки, перчатки... Аккуратность, наблюдательность, терпение и, конечно, вкус — все это проявляют старшие дети, занятые любимым занятием. Дети этого возраста с радостью соглашаются, если им предложить раскрасить книжку в подарок маме или как пополнение домашней библиотеки.
Совсем по-другому раскрашивают маленькие дети: из-за слабости руки и глазомера их затрудняет техника. Но ребенок не унывает: он любит сюжетные книжки, а раскрашивает, как может. Так, Настя, оставшись наедине с Золушкой и Белоснежкой, листает картинки, вживаясь в события, и раскрашивает на страницах главные детали: туфелька Золушки или ножи за спиной Охотника, который должен был загубить Белоснежку; закрасила и зверьков, которые ее окружают: белочку, ежика, летящую птичку, а вот олененка не закрасила. Неосознанно ощущая возможности своей, еще слабой руки, она выбирает небольшое по размеру: раскрасила волосы Белоснежки, а платья — нет, у принца — жениха Золушки — закрасила погоны и ремень (у Диснея принц — офицер). Такое раскрашивание типично для детей до пяти лет, и требовать другого не надо. Главное здесь воображение, фантазия, а раскрашивание — как получится.
В отечественной литературе для детей издавна существовали прекрасные традиции: книжки-раскраски всегда отличались высокими художественными достоинствами и создавались на основе классики, отечественной и зарубежной.
До войны в ленинградском журнале «Чиж» этот жанр расцветал благодаря стараниям таких больших художников и писателей, как В. Конашевич, Е. Шварц, Д. Хармс. В последующие десятилетия много потрудились в этом жанре издательства «Малыш» и «Художник РСФСР», решая в каждой книжке определенные педагогические и художественные задачи. Приведем несколько примеров.
«Семь храбрецов» братьев Гримм (Л., 1989) — это одновременно и сказка для чтения, пересказанная замечательным детским писателем А. Введенским, и книжка-самоделка, и книжка-раскраска, и книжка-театр. Ребенок из обложки вырежет и склеит фигурки, раскрасит их и разыграет спектакль. В создании прикладных книжек для детей большое внимание всегда уделялось русскому народному творчеству. «Заюшкина избушка» (М., 1.995) — русская народная сказка. Из середины книги вынимается плотный лист с изображением избушки и героев сказки. Ребятам предлагают вырезать и склеить их. Теперь можно поиграть в театр.
Художественный вкус воспитывают у детей и на образцах русского прикладного искусства. В книжке А. Абрамовой «Нарисуй» (М., 1985) малышу предлагают по образцам раскрасить изображение глиняных дымковских игрушек, раскрасить вазочку и кружку так, как это делают в Хохломе и Гжели, изготовить для куклиной комнаты нарядный коврик, подобный жостовским металлическим подносам: вырезать из книжки цветы и наклеить их па черную страничку.
Говоря о типах книжек-раскрасок, вспомним и те, в которых иллюстрации частично раскрашивает сам ребенок, например, сказку В. Бианки «Приключения муравьишки» (М., 1981). Руководя этим занятием, побуждайте детей припоминать текст. Каким цветом покрасить листок, на котором сидит муравьишка? Ясно, что не зеленым:, ведь «листок был плохой»: желтый, сухой. «Дунул ветер и сорвал его с ветки», с этого и начинаются муравьишкины приключения. Так раскрашивание помогает воспринимать оттенки языка, слова.
В книжках-раскрасках художники дают образцы, на которых показано, как подбирать краски. В книжке-раскраске «Колобок» (Л., 1982) рисунки изображают русский пейзаж и полевые цветы, которые на образцах раскрашены мягкими, неяркими красками. В книжке «Идет коза рогатая.» (М., 1983) детям дают почувствовать связь между музыкой стиха и цветом. Так, рисунок к песенке «Петушок, петушок, золотой гребешок» окрашен яркими, звонкими красками, а цветовая гамма рисунка к песенке «Вдоль по реченьке лебедушка плывет» представляет собой сочетание голубого, синего и светло-коричневого цвета. Так художники развивают вкус детей и учат понимать живопись.
К сожалению, сегодня эти традиции утрачиваются. Удручает однообразие: книжный рынок заполнили книжки-раскраски по мотивам мультфильмов эпигонов Диснея, где нет педагогических целей, но есть точный коммерческий расчет: увидев знакомого героя из фильма, ребенок непременно заставит родителей купить книжку.
Будем надеяться, что книгоиздатели возродят наши традиции и реализуют большие воспитательные возможности жанра прикладной детской книжки по искусству.
Любящие родители собирают детские рисунки в папках и время от времени рассматривают их вместе с ребенком, вспоминая прочитанное. Родители знают, с какой радостью ребята встречаются с тем, что сумели сохранить в семье, со своими старыми рисунками, игрушками, как ребята благодарны родным за бережное отношение к их творчеству.