Автор Тема: Из книги И. Н. Тимофеевой Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти.  (Прочитано 57643 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Первый раздел книги - "Родителям - о детском чтении" - закончился, второй называется "Книжки-картинки"

Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”


1. ЗАЧЕМ ДЕТЯМ КАРТИНКИ


Первые книги ребенка — книжки-картинки. В них писатель и художник - соавторы.

Почетное место книжки-картинки в детской литературе определяется особенностями детского восприятия. Об этом хорошо сказал великий знаток детской души К. Ушинский: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро».

Ребенок растет, и различные книги все больше и больше входят в его жизнь, но книжка-картинка остается при нем и в младшем школьном возрасте. Меняется содержание книги, меняется характер рисунков, а сам тип книги сохраняется.


Острота взгляда и умение смотреть иллюстрации закладываются в первые годы жизни. Вот как об этом сказал известный педагог Б. Никитин: «Малыш смотрит на игрушку, на картинку в книге, на поезд или автомобиль. Что он увидел в них? Что запомнилось и сохранилось в памяти, а что нет? Мы редко задаем себе такие вопросы. Раз смотрит, значит, и видит, думаем мы. А это не всегда так. И, к сожалению, обнаруживается это неумение видеть только в школе или даже позже, когда изменить что-либо уже очень трудно. Но ведь можно не только проверить, что малыш заметил и запомнил, можно и разнить умение видеть как раз тогда, когда сделать это легко».

Однажды во втором классе ребятам предложили рассказать, как выглядит ромашка, одуванчик, незабудка. И хотя дети хорошо знали эти цветы, их ответы сводились к одному: есть стебель и лепестки. Умение видеть и выделять главное — гениальная способность детского ума, но она должна дополняться и способностью видеть предмет во всем богатстве его подробностей, и оттенков.

Картинки начинают показывать уже годовалому младенцу. Они радуют его и побуждают узнавать предметы, то есть способствуют развитию речи, а тем самым и ума. Какие книжки показывать детям, которые еще не овладели активной речью, но уже многое понимают?

Для детей ясельного возраста предпочтительнее черно-белые картинки, изображающие предмет в простом действии: мальчик играет в мяч, собака бежит, девочка прыгает и т. д. Такие, например, как рисунки А. Пахомова к «Азбуке» Л. Толстого (Л., 1979) «Маша ест кашу», «Паша мыла щеки», «Оля ела суп», «Внук пьет чай с дедом». В изображенных людях ребенок видит себя и своих близких.

Малютка не знает, что у книжки есть начало и конец и, листая страницы, указывает на любую картинку, требуя: «Читай!» Поэтому ему нужны издания, где параллельно тексту идет повествование в рисунках. Так, в сказке «Теремок» (художник Е. Рачев) он увидит, как сначала пришла муха-горюха, а потом — комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка и т. д. А иллюстрацию к «Репке» Е. Рачев сделал на одном развороте, где всё, как в цепочке, обозримой для детского глаза. И даже двухлетний, еще не умеющий говорить, слушая сказку, пальчиком покажет персонажей и кто за кем: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. Дальше художник затеял игру: разворота не хватило. Где же кошка? Где мышка? Перевернем страницу — вот они! Нашлись, и все вместе вытянули репку.

Ребенок, как известно, наделен вниманием к деталям, подробностям: оно и попятно, без них не познакомишься с предметами окружающего мира, не отличишь их друг от друга. Ориентируясь на эту особенность детской психики, художники часто создают иллюстрации, состоящие из мелких изображений, рассчитанных на пристальное рассматривание, надо только, чтобы они не уводили от главного.

Не все, даже хорошие иллюстрации годятся маленьким, потому что выполнены без учета этой особенности их восприятия. К сказке «Репка» художник Т. Фадеева сделала яркие, увлекательные рисунки, в которых много выдумки и фантазии, интересной для больших детей, но маленьких они отвлекают от смысла, сути. Вот — избушка. И ребенок думает: «Кто здесь живет?» Вот — аист на репке. И ребенок думает, зачем он здесь стоит? Бабка и дедка делают «перекуры» для отдыха и размышлений, а в это время кошка в кокетливой шляпке болтает с Жучкой... Ничего не поняв, трехлетняя Настя вздохнула и сказала: «Бабушка, эту книжку я подарила тебе». А я пошла в детскую библиотеку за «Репкой» с рисунками Е. Рачева.

По мере того, как ребенок подрастает, в книжках-картинках все большее значение начинает приобретать слово, текст. Это хорошо видно в разных изданиях одной и той же сказки.

В книжке-картинке «Кот, петух и лиса» с рисунками Ю. Васнецова параллельно тексту идет подробное повествование в картинках. И малыш узнает сюжет сказки и из текста, и из иллюстраций. Они для него одинаково значимы. Но та же сказка в сборниках иллюстрируется и всего тремя картинками Ю. Васнецова, посвященными трем главным моментам: в начале счастливые Кот и Петух у окна своей избушки, потом — Лиса тащит Петушка, в конце – Кот, он сидит на лавке, плачет и утирает глаза полотенцем. Здесь содержание сказки ребенок узнает из текста, а иллюстрации лишь дополняют его.

Все знают, что маленькие дети любят цветные иллюстрации. Даже бытует мнение, будто они не хотят смотреть черно-белые рисунки. Думается, что все обстоит сложнее. Настя в два с половиной года с интересом листала энциклопедию Б. Житкова «Что я видел» и называла предметы, изображенные в небольших черно-белых рисунках, расположенных рядом с текстом, но когда ей попадались листы со страничными цветными иллюстрациями, она радостно смеялась и с восторгом поднимала ручки, но то, что нарисовано, не понимала.. Дело в том, что цвет, сам по себе, независимо оттого, что изображено с его помощью, обладает громадной силой эмоционального бессознательного воздействия. Цветное изображение обращается преимущественно к чувству, а черно-белое – к рассудку.

Дети постарше, лет четырех-пяти, больше интересуются содержанием рисунка, его сюжетом. Однажды в детском саду на стол положили два издания сказки Л. Толстого «Три медведя»: книжку большого формата с цветными рисунками В. Лебедева и небольшую с черно-белыми рисунками Ю. Васнецова. Все ребята сначала брались за цветную книжку, по, полистав, откладывали ее в сторону, зато вторую, на вид невзрачную, смотрели подолгу и внимательно, потому что художник подробно изобразил приключения девочки Маши, которая забрела в лесную избушку, набедокурила там, а когда хозяева возвратились, выпрыгнула в окно.

К сожалению, в наше время на книжном рынке почти нет дешевых изданий с черно-белыми рисунками и в мягких обложках. Между тем давно известно, что в художественном отношении они могут быть и очень часто бывают гораздо более ценными, чем иные «роскошные». Вспомним, что черно-белыми являются такие всемирно известные и популярные иллюстрации Г. Доре к «Приключениям барона Мюнхгаузена», Ж. Гранвил к «Путешествиям Гулливера» и многие другие — их столько, что перечислить невозможно.

А теперь поговорим о том, как беседовать с маленькими по картинкам. Первые книги ребенка — это, обычно, сборники русских народных детских песенок. Рассматривая с ребенком картинку, ему читают песенку, услаждая музыкой стиха, а затем, вновь и вновь повторяя нехитрый сюжет, побуждают отвечать на вопросы. Сначала вопросы рассчитаны на пассивное развитие речи («где у котика глазки», «где лапки», «где хвостик»), а потом — на активное, так как побуждают не только узнавать слова, но и произносить их (это что? глазки, лапки, хвостик).

Ребенок охотно и по много раз будет отвечать на вопросы, пока не запомнит слова, а когда запомнит, начнет шалить, нарочно показывая все неправильно. Так, веселясь, он утверждается в своих знаниях. Учитывая эту особенность детской психологии, поиграйте с ребенком в «Путаницу». Сын или дочка, показывая на ушки котика, спрашивает: «Что это?». Мама лукаво отвечает: «Хвостик». Вместе смеются.

Пассивное развитие речи предполагает не только восприятие отдельных слов, но и рассказа в целом. Покажем это на примере беседы по рисунку Ю. Васнецова.

Двух строчек — «тем, кто выучил все буквы, дам на ужин сладкой брюквы» оказалось достаточно, чтобы художник придумал и нарисовал очаровательную картинку: в центре Мишка с книгой, а вокруг — благодарные слушатели, птицы и звери. Все ясно: мама читает книжку и мишка — тоже. Чудесное это занятие!

Колпакова Н. П. А у нас-то какие дела /Рис. Ю. Васнецова. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — 12 с: ил.

Беседу начните с перечисления — «что мы видим». Ребенка увлекает своеобразное соревнование, когда мать и малыш попеременно, дополняя друг друга, называют все, что видят: медведь и медвежонок, лисичка, заинька, белочка, ежик, мышка, сорока-белобока, сова и т. д. Потом вопросами поведите малыша к связному рассказу: «что делает медведь?», «кто слушает медведя?», потом взрослый говорит: «Давай рассказывать вместе!» и начинает рассказ. Ребенок вторит ему, вставляя отдельные слова. Постепенно, после многих повторов, он начинает произносить весь текст, но все равно продолжает любить пересказ вместе. Так веселее, а для ребенка вместе — значит, сам.

Если ребенок еще не говорит, все равно рассмотрите с ним картинку: пусть он пальчиком покажет, где мишка, белочка, зайчик и т. д. А связный рассказ повторите сами, пусть послушает.

Если беседа соответствует развитию ребенка, он будет с удовольствием участвовать в ней, а если не захочет — значит, не дорос до нее или, наоборот, перерос. Дети, которые приучены разглядывать картинки, развиваются быстрее и говорят лучше. Чтобы укрепить и развить эту привычку, каждый день, по три-пять минут, читая книжку, побуждайте маленького сосредоточиться и проявить активность; если делать перерывы в несколько дней, он может разучиться тому, что умел. Увы, многие дети, которые любят быстро листать страницы, а остановиться, сосредоточиться не хотят — не умеют. Книга для них остается закрытым ларцом — они смотрят, но не видят, богатства ларца им недоступны.

Маленьких детей нельзя ни заставлять, ни принуждать. Каждое занятие должно быть им только в охоту и радость, поэтому надо запастись терпением и исподволь, осторожно, используя любовь малыша к близким, убеждать его «Давай покажем бабушке (папе, маме), как мы умеем смотреть картинку...» Коли и это не поможет, значит, он еще не дорос и надо говорить: «Подожди, хочу посмотреть эту картинку!» Любя вас и желая общения с вами, ребенок тоже будет смотреть и слушать. Иногда помогает присутствие других детей.

К трем годам, если с ребенком заниматься постоянно, он привыкает рассматривать картинки и слушать стихи, сказки, рассказы и перед ним начинают раскрываться сокровища детской литературы. Идут годы, и чем старше дети, тем шире становится назначение иллюстраций, тем более сложную роль они играют: помогают уяснить жанр произведения, его основную идею, разобраться в эпохе, сюжете, характерах героев и их взаимоотношениях и т. п.

Детям, начиная со старшего дошкольного возраста, показывают не только иллюстрации в детских книгах, но и репродукции с картин великих художников.

В библиотеке можно взять издания по искусству с хорошими репродукциями в цвете. Расскажу, как я выбирала картины для пятилетней Насти, и как она воспринимала их. Девочке понравились мадонны. Рассматривая картину «Мадонна Бенуа», где Леонардо да Винчи написал юную мать, играющую со своим сыном, она сказала: «У меня будет братик, и я буду с ним играть». Счастливые воспоминания о прогулках на даче вызвала у нее картина Рафаэля «Прекрасная садовница», где изображена Мадонна с детьми, сидящая на лужайке среди цветов.

Настоящий восторг у Насти вызвала картина «Менины» Веласкеса. Девочка бредит принцессами, а здесь изображена принцесса, к тому же ее сверстница – инфанта Маргарита со своей свитой. Художник написал живописную группу детей, одетых в нарядные платья — из белого атласа на инфанте, зеленоватого и серебристо-серого на других девочках.

Из русской живописи мы рассматривали В. Васнецова «Аленушка» и очень жалели бедную сиротку: «Плохо без папы и мамы». Зато картина М. Врубеля «Царевна-лебедь» дала счастливую возможность вспомнить стихи А. Пушкина:

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась...
(«Сказка о царе Салтане»)

Рассматривали мы и репродукцию с картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», и я обратила внимание девочки на огненное небо и на то, как люди, объятые ужасом, помогают друг другу. Позднее увидели эту картину в Русском музее.

Конечно, у детей нет подготовки для восприятия искусства, но есть нечто гораздо большее: такая свежесть и острота восприятия, которая позднее уже никогда не повторится. У ребенка глаз зорче, а картина для него — сама жизнь, и он ее участник, отсюда — страстность сопереживания: радость, восторг, печаль и усвоение идей, которые входят в плоть и кровь. Вот почему так важно на заре жизни показывать великие творения, утверждающие, что человек прекрасен, а жизнь его бесценна.

Среди книг для малышей особую группу составляют специальные книжки, которые нужно не только читать и рассматривать. Это книжки, предназначенные для игры: книжки-панорамы, книжки с подвижными элементами, книжки фигурные (то есть в форме какого-нибудь предмета или даже существа), книжки-ширмочки (или гармошки) и т. п. Это книжки, побуждающие и приучающие ребенка к творчеству: книжки-раскраски, книжки-самоделки в самых различных вариантах и сочетаниях, перечислить которые просто невозможно. Зародились они довольно давно, еще более ста лет тому назад, и с тех нор усовершенствовались, обогащаясь новыми и новыми выдумками.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”


2. ХУДОЖНИКИ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ КНИГИ



У нас в России уже более столетия существует прекрасная традиция художественной детской книги. Начало ей положили еще художники, принадлежавшие к абрамцевскому кружку, такие, как Е. Поленова, В. Васнецов, С. Малютин. Иллюстрируя главным образом русские сказки, они тонко и со вкусом использовали богатый опыт русского народного творчества. Их дело продолжили художники объединения «Мир искусства» — А. Бенуа, И. Билибин, М. Добужинский, а затем Г. Нарбут, Дм. Митрохин, С. Чехонин. Созданные ими детские книги до сих пор поражают нас своими высокими художественными достоинствами. Позднее выработанные ими приемы продолжил и развил В. Конашевич.

В 20-х годах искусство иллюстрации для детей решительно обновил В. Лебедев. Он был не только замечательным мастером, но и прекрасным педагогом, привлек к делу и воспитал целую плеяду превосходных художников, среди которых выделялись Ю. Васнецов, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Курдов. Именно их общими усилиями был создан новый тип иллюстрированной массовой детской книги, отвечавшей самым высоким требованиям художественного вкуса и вместе с тем понятной и близкой миллионам юных читателей. На Западе книги подобного уровня стали появляться значительно позднее — лишь в 40-х годах.

Небольшие детские книжки, иллюстрированные нашими художниками, — такая же гордость отечественного искусства, как картины, экспонирующиеся в Русском музее или в Третьяковской галерее, с той лишь разницей, что наслаждаться ими можно, не покидая своего дома, просто сняв книжку с полки. Не удивительно, что лет 10—15 тому назад некоторые издательства переиздавали эти ставшие классическими детские книжки, очень тщательно воспроизводя их, сопровождая разными пояснениями и интересными сведениями. Сейчас это хорошее начинание совсем угасло.

В послевоенные годы с большим успехом поработали для детей художники разных поколений и разных индивидуальностей: В. Алфеевский, Н. Басманова, Б.Власов, В.Власов, В. Дувидов, И. Кабаков, А. Каневский, К. Кузнецов, Ф. Лемкуль, Т. Маврина, М. Митурич, В. Пивоваров, Н. Попов, А. Порет, Е. Рачев, Л. Токмаков, А. и В.Трауготы, Н. Устинов, В. Чижиков, А. Якобсон и многие другие.

В последние годы возникло много новых издательств, выпускающих книги для детей, и круг этих книг стал гораздо шире и разнообразнее, чем прежде. Это очень хорошо. Но, к сожалению, не все издатели сознают, как ответственно то дело, за которое они взялись. Общий художественный уровень детских книг заметно понизился. Талантливых и умелых художников порой оттесняют недоучки и дилетанты, готовые быстро сделать все, за что им заплатят. Даже в столичных уважаемых издательствах выходят порой книги с грубыми и уродливыми рисунками. А ведь плохие иллюстрации не только портят художественный вкус, но отрицательно действуют на нравственность. Вот как об этом еще в 1913 году написал А. Бенуа, положивший много сил в борьбе за полноценную детскую книгу: «Такой дрянью кормим русских детей... не потому ли и распространилась теперь порода людей до последней степени огрубелых». А что бы он сказал, если бы сегодня посмотрел многие телепередачи...

На этом фоне тем более тревожным представляется тот факт, что дети вырастают, не зная книг, которые являются нашим национальным достоянием. Более того, показывая их ребятам, я с удивлением и сожалением убедилась, что большинству они скучны, не интересны. Оно и понятно с младенчества ребенок растет на рисунках У. Диснея и его последователей, видя эти рисунки вокруг себя, в быту, в книжках, игрушках, «видиках». В результате у него складывается стереотип гротескно-карикатурные изображения с ядовитым окрасом кажутся ему единственно желанными, как праздник, а реализм при всем его разнообразии — серым и унылым.

Но дело не только в стереотипе, но и в том, что у ребенка не развивается тонкость восприятия, которую требует искусство он не видит ни оттенков цвета, ни тонкости рисунка, красоты линий. Ну, может ли малыш, у которого мишка — фиолетовый, собачка — красная, а кошка — зеленая, порадоваться серенькому котенку, пушистую шкурку которого В. Лебедев нарисовал так, что ее хочется погладить.

Поймите меня правильно. У. Дисней — великий художник и он вечно радует детей, но господство одного стиля, даже прекрасного, обедняет ребенка, мешает его эстетическому развитию. Ребятам необходимы многообразные художественные впечатления, а чтобы достичь этого, вспомним традиции отечественной детской литературы и художников, о которых пойдет речь в наших очерках.
Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн alma08

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Лена, выложите пожалуйста продолжение той прекрасной книги!!! очень интересно и полезно!

Оффлайн keun_sok

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Я люблю читать бумажные книги, но поскольку они очень дорогие, покупаю  не в книжных магазинах, а по объявлениям - http://www.ubu.ru/ - знаете, люди покупают книги, прочитывают один раз и выставляют на продажу, очень удобно, выходит гораздо дешевле.

Оффлайн Rosenmimosen

  • Читатель форума
  • ***
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Огромное спасибо за то, что выложили эти отрывки из книги.
Дети: София (30.11.2005) и Элиас (21.03.2014)