1. Ну что же, мы неуклонно приближаемся к концу семинара и последние две темы – уже не игровые, а скульптурные. Поэтому если у вас остались вопросы и запросы по игре с детьми, по сказками – пишите их скорее в своих темах, обсудим.
2. Я составил небольшой списочек сказок и тем, в которые мы играли. Сделаю его отдельным приложением, а не конкретным уроком, потому что там только текст.
3. Детям старше 8 лет хочется лепить зверей и человека более реалистично. Да и вам, чтобы показать маленькому, как собачка прыгает или лежит калачиком, нужно иметь представление о пластике тела, и как она проявляется в разных позах и движениях. Здесь наши занятия плавно переходят в начальный курс скульптуры.
4. Это сложное задание, оно требует уж точно сосредоточенности и определенного времени. Поэтому я даже советую не торопиться с этим заданием, отложить его на потом, а пока налепиться самостоятельно и с детьми на сказочные и игрушечные темы. Потом, когда вы почувствуете желание продвинуться дальше, беритесь за скульптуру.
Игра в глину 9-15. Мы возьмемся за фигуру человека, с натуры. Попросите кого-нибудь посидеть перед вами на табуретке, сложив руки на коленях. Причем, каждые пять минут ему нужно будет немного поворачиваться, чтобы вы смогли посмотреть с другой стороны. Так что, скучно ему не будет. На это упражнение нужно около получаса. Это не совсем классический способ лепки человека. Это быстрый набросок, главное внимание в нем уделяется общим пропорциям тела и геометрии рук и ног.
6. Слепив фигуру человека, вы, во-первых, почувствуете, в чем суть скульптуры, что и зачем стоит в музеях, и куда можно развиваться дальше после детских игр. Во-вторых, вы поймете общую схему строения конечностей человека и всех млекопитающих. И тогда вы сможете лепить зверей с реальными лапами, в реальных позах.
7. Сначала распределите массы глины, возьмите основные пропорции. Отношение высоты стула и спины человека, размер головы, длина коленей, которые торчат вперед. Померяйте модель на глаз, а можете даже рулеткой. Просите модель периодически поворачиваться к вам другой стороной и сами поворачивайте свою работу. Это очень важно – лепить сразу со всех сторон.
8. Обращайте особое внимание на углы – плечи, локти, запястья, таз, колени, пятки. Это основное в нашем упражнении, ради плеч и локтей мы и работаем. Делайте из четко обозначенными. Это точки, которые соединены прямыми линиями – костями. Следите, чтобы конечности не были округлыми, резиновыми, переломанными в нескольких местах. Только точки-суставы и прямые линии.
9. Сделайте основание пару сантиметров толщиной, не ставьте ноги прямо на картон. Проверьте спину – вертикальна ли она, или согнута.
10. Проверьте размер головы. Мы склонны делать голову раза в два-три больше, чем она есть на самом деле.
11. После того, как закончите сидящего человека в простой позе, попросите модель чуть изменить позу и соответственно измените свою работу. Или слепите новую в другой позе и сравните с первой.
12. На одном из семинаров весной мы дошли до лепки человека и зверей. Вот что получилось:
http://alelchuk.livejournal.com/52034.html