Автор Тема: Неделя вторая. Детям  (Прочитано 3513 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Неделя вторая. Детям
« : 16 Октября 2023, 19:31:07 »
https://youtu.be/bA8O5PslT0M

P.S. Это видео я записала несколько лет назад. У Морошки родилось целых пять щенков! Сейчас все они уже взрослые собаки, и о каждой можно написать отдельный рассказ.

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Re: Неделя вторая. Детям
« Ответ #1 : 16 Октября 2023, 19:32:41 »
Для начала — просьба Пожалуйста, ставь номера заданий, когда их отправляешь. Или пиши, что это за задание. А то я уже сейчас иногда начинаю в них путаться, а когда уроков будет больше, так и совсем запутаюсь. Пропаду в сказках.

Можно писать так: "Неделя первая. Задание третье". А можно просто: "1.3".

Ну а теперь читай дальше!

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Re: Неделя вторая. Детям
« Ответ #2 : 16 Октября 2023, 19:41:04 »
1. Появление героя.

Как я уже сказала, на этой неделе мы поговорим о герое истории и о том, как его изобразить.

Важный момент — первое появление героя в книге. Все герои появляются по-разному. Давай посмотрим, как появляются перед нами герои разных книг и подумаем, что мы можем сказать о них, когда видим их в первый раз.

(Давай договоримся так: ты сначала сам читаешь отрывок и думаешь. И только потом читаешь мое объяснение. Хорошо?)

Раз уж мы на прошлом занятии так много говорили о «Красной шапочке», давай с нее и начнем.

«Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой нарядной красной шапочке».

Что мы можем сказать об этой девочке? Да ровным счетом ничего, кроме того, что она хорошенькая. В народных сказках так всегда: о герое почти ничего не известно. В лучшем случае говорится пара слов про его внешность («высокий», «толстый», «красавец») или характер и способности («веселый», «все в руках спорится»).

Так происходит потому, что в  народной сказке главное история, а не человек. А еще потому, что придумывали эти сказки во времена, когда люди не очень задумывались над тем, какие все они разные, и над тем, как меняется человек в течение жизни. Герои народных сказок всегда как будто из картона вырезаны: какими были в начале, такими и в конце остаются.

Заметь, кстати, что если  ты встречаешь в книжке писаных красавцев и ненаглядных красавиц, то сразу можешь сказать, что перед тобой сказка. В настоящей-то жизни таких не бывает!

А вот отрывок из книги Валентины Осеевой «Динка»:
«Младшие дети крепко спали. Восьмилетняя Динка сладко причмокивала, кольца жестких волос закрывали ей лоб, лезли на щеки… Одеяло ее сползло на пол, крепкие загорелые ноги и руки темнели на простыне… Мышка была старше на полтора года, но она выглядела хрупкой по сравнению с крепышом Динкой. Мышка спала так тихо, что худенькое личико ее с прозрачными веками казалось неживым».

Обрати внимание, что мы видим героинь спящими — то есть не двигающимися, не действующими, не говорящими, с закрытыми глазами — и все же можем довольно многое о них сказать. Сразу понятно, кто командует, а кто подчиняется, да? Когда мы продолжим читать и узнаем, что Динка целыми днями бегает и попадает в приключения, а Мышка любит сидеть с книжкой, это нас совсем не удивит. Динкино упорство, живость, энергия видны уже в этом первом описании: у нее и волосы упрямо вьются жесткими кольцами и лезут на лоб, и руки и ноги у нее загорелые, оттого что она все время где-то бегает, и даже ее одеяло тоже бегает — сбегает от нее (видно, Динка вертится во сне).



Теперь прочтем кусочек из «Хоббита»:
«В то утро ничего не подозревавший Бильбо увидел какого-то старика с посохом. На старике была высокая островерхая синяя шляпа, длинный серый плащ, серебристый шарф, громадные черные сапоги, и еще у него была длинная, ниже пояса, белая борода».



Смотри-ка, как интересно: мы пока видим только одежду и бороду, но сразу понимаем, кто  перед нами. Старик с посохом, островерхая шляпа, плащ, белая борода ниже пояса… Конечно, волшебник! Ох, сейчас что-то будет!


Посмотри на кусочек из «Мертвых душ» Гоголя:
«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Странный какой-то человек, да? Во всем средний. Никакой. Смотришь на него, а сказать ничего и не можешь. Такие люди настораживают. Скользкий тип какой-то, выскальзывает, уворачивается от нашего внимания. Неудивительно, что к концу книги выяснится, что Чичиков (так зовут героя) — ловкач, хитрец, авантюрист, обманщик.


А теперь посмотри еще на одного героя, «Героя нашего времени». (Так называется книга Лермонтова.) О нем мы впервые слышим из уст другого персонажа (персонаж — другое название для героя книги, фильма, спектакля).
«Его звали Григорьем Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…»

Говорящий — его зовут Максим Максимыч — называет Печорина странным. Но мы бы не прониклись его странностью, если бы Максим Максимыч ограничился словом «странный» и не описал нам подробно его поведение. А после такого описания и мы заинтригованы: что же это за человек? Чего от него ждать? Почему он такой?


Дальше читаем кусочек из «Тони Глиммердал» Марии Парр.
«Посреди всеобщей безмолвной белизны чернеет точечка, которая как раз сейчас собирается нарушить тишину воплями. Черная точечка стоит на горе Зубец в начале длинного и очень крутого лыжного спуска. Точку зовут Тоня Глиммердал. Папа ее держит хутор в долине Глиммердал, а мама изучает море далеко на море. У Тони грива рыжих львиных кудрей. На Пасху ей исполнится десять. Она собирается отпраздновать юбилей так, чтобы горы пустились в пляс».



Смотри, как тут все интересно. Сначала мы совсем ничего не знаем про Тоню, она только черная точечка. Но видим мы эту точечку на фоне прекрасных снежных гор. Оказывается, это бывает важно — где мы впервые увидим героя, на каком фоне. Потом мы узнаем Тонины намерения — «нарушить тишину воплями». О, это уже нам многое может говорить о ее характере. Что, по-твоему? Потом мы узнаем, что Тоня стоит в начале «длинного и очень крутого лыжного спуска». Оп — тут мы еще кое-что про нее узнали. Что? Наконец, мы доходим до внешности. И тут уже не удивляемся, что у Тони «грива рыжих львиных кудрей». Львиная грива подходит девочке с таким характером. И последний штрих — «Она собирается отпраздновать юбилей так, чтобы горы пустились в пляс». Удивительно: всего несколько строчек — а сколько мы всего уже знаем про Тоню.

 
И наконец — последний отрывок. Он из «Войны и мира». (А кто написал "Войну и мир"?)
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки.
— Видите?.. Кукла… Мими… Видите.
   И Наташа не могла больше говорить (ей все смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».

Эта девочка, Наташа, — как будто противоположность придуманным сказочным героиням, «красивее которых и на свете нет». Про нее сразу сказано, что она некрасивая. Некрасивая, но живая. Мы впервые видим Наташу, когда ей весело. Она смеется, не может сдержат смех. Ее смех не только на чопорную (то есть слишком воспитанную, делающую все по правилам, кислую) гостью действует, но и на нас. Искренний смех другого человека всегда располагает к себе, даже если смеется герой книги. Вот ты бы с кем больше хотел подружиться, с Красной шапочкой, про которую только и известно, что она красивая, или с некрасивой, но живой и смеющейся Наташей?


Как видишь, автор всякий раз дает нам разную информацию о герое. И, в зависимости от того, что он нам рассказывает, у нас сразу возникает какое-то отношение к герою и ожидание того, что будет дальше.

А теперь — задание, не все же тебе читать! Приведи, пожалуйста, пример появления героя в какой-нибудь книжке, которую ты читал. Как он входит, или влетает, или, наоборот, к нему кто-нибудь входит (или влетает). Каким мы его видим первый раз? Это не обязательно должен быть главный герой — подойдет любой. Сейчас почти все книги можно найти в интернете, так что легко найти нужный отрывок из книги, скопировать его и вставить в блокнот.

Если ты сделал это задание, послушай кусочек из книжки Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль…» Она начинается с того, что главная героиня, Сашенька Яновская, рассказывает о себе. Послушай ее рассказ и подумай, что ты можешь сказать о Сашеньке. Если у тебя хватит сил, можешь написать это в своем дневнике Но это необязательно :)

https://youtu.be/iRWLs_xXXnw

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Re: Неделя вторая. Детям
« Ответ #3 : 16 Октября 2023, 19:59:50 »
2. Из чего может состоять портрет героя?
Мы посмотрели, как разные писатели выводят своих героев на сцену книги, что они про них в этот момент рассказывают.

Давай подведем краткий итог.
Итак, из чего может состоять портрет героя? Что писатель в герое описывает? (Сначала подумай сам, потом читай мой ответ.)

1. Внешность. Прежде всего, конечно, лицо и фигуру, но не только это. Важно еще, как герой двигается, какие у него мимика и жесты. (Ты знаешь, что такое мимика? Это как у человека двигается лицо. У кого-то, когда он улыбается, один уголок рта оказывается выше другого; другой таращит глаза; третий жмурится…) Мимика и жесты очень важны для портрета, не забывай о них!

2. Речь. Что человек говорит и как он это говорит (скрипучим голосом, заикаясь, икая от смеха…).

3. Поведение. Как человек себя ведет, что делает.

4. Мысли и чувства человека.


Этих бодрых старушек нарисовал Квентин Блейк.

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Re: Неделя вторая. Детям
« Ответ #4 : 16 Октября 2023, 20:11:03 »
3. Внешность.
Давай поговорим о внешности. И прежде всего убедимся, что ты знаешь, как называются разные части тела человека. А то как же ты будешь описывать человека, если не знаешь, как что в его теле называется?

Проверь себя. Знаешь ли ты, где у человека
ключицы
запястья
голени
лодыжки
лопатки
икры?

А как называется задняя часть головы? Верхняя? Боковая?

Интересно, что названия разных частей тела человека стали многозначными словами. Это значит, что у них не одно, а несколько значений. Вот например: есть нос у человека, а есть нос у корабля. И носик у чайника. Ухо у человека и ушко у иголки. Бровь у человека и бровка у дороги (бровка отделяет дорогу от остального мира, как бровь  отделяет глаз ото лба). Придумай сам по крайней мере десять примеров таких многозначных слов, связанных с человеческим телом. Ты удивишься: таких слов очень много, их можно вспомнить несколько десятков. Кто вспомнит больше всех, тому мультфильм в качестве приза!

А теперь перейдем наконец к нашим шпионским заданиям. Вот первое из них. Опиши по памяти внешность человека, которого ты видишь каждый день (ну, или очень часто). Обязательное условие! Ты не должен на него смотреть после того, как ты прочел это задание! Опиши его внешность так подробно, как только можешь. Лицо: цвет и форму глаз, бровей, форму носа, подбородка и губ, форму самого лица… Фигуру: толстый человек или тонкий, стройный или сутулый, нет ли у него привычки склонять голову на бок или другой любимой позы… Движения: быстрые они или плавные, скованные или свободные, изящные или грубые? Мимику и жесты: любит ли он при разговоре размахивать руками, какие жесты у него любимые, как он улыбается, поднимает брови, гримасничает…


И эту парочку тоже нарисовал Квентин Блейк.

Это первая часть задания. Не читай дальше, если ты ее не сделал! После того, как ты опишешь этого человека, встреться с ним. И наблюдай за ним очень внимательно. Прямо ешь его глазами. Представь себе, что ты разведчик, которому нужно сообщить «своим» все приметы этого человека. Разглядывай его и вспоминай все пункты, перечисленные в прошлом абзаце: форма бровей… любимые жесты… и т.д.

После того, как насмотришься вдоволь, вернись за письменный стол и опиши внешность этого человека заново. Но теперь пиши не обо всем, а только о его особенностях, характерных чертах, которые делают его ни на кого не похожим.

Вот тебе пример плохого описания внешности. В повести Пушкина «Дубровский» главный герой — «благородный разбойник». Его разыскивает исправник (считай, сегодняшний полицейский). Барин Кирила Петрович Троекуров просит исправника прочитать ему приметы Дубровского. Исправник зачитывает:

«От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».
— И только, — сказал Кирила Петрович.
— Только, — отвечал исправник, складывая бумагу.
— Поздравляю, господин исправник. Ай да бумага! по этим приметам немудрено будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел».

Понимаешь? Если не описать «особых примет» человека, его просто невозможно себе представить, вообразить, какой он.


А теперь сравни портрет Дубровского с тем, как Гоголь описывает двух помещиков:
«Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх». Легче представить, правда? И смешно к тому же, а это всегда прибавляет прелести тексту. (Кстати: ты помнишь, какой это литературный прием — «голова похожа на редьку хвостом вниз»? Заметь еще раз, как остроумные и необычные сравнения украшают речь.)

А вот посмотри, как внимательно наблюдает за людьми Сашенька Яновская из «Дороги уходит в даль…» (Кстати, знаешь, что забавно? Настоящая фамилия Гоголя — «Гоголь-Яновский», но писатель отбросил вторую часть своей фамилии. А так бы они с Сашенькой были однофамильцами.) Вот Сашенька смотрит на человека, который спорит с ее отцом: «Владимир Иванович сердито сопит. У него шевелятся не только брови и усы, но, кажется, колеблются даже волосы в носу и в ушах».

Понимаешь, какие яркие детали и особые приметы надо искать в людях? Тогда вперед, наблюдать и писать!

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Re: Неделя вторая. Детям
« Ответ #5 : 16 Октября 2023, 20:14:10 »
4. Речь.
Если ты сделал прошлое задание, тебе самое время опять заняться шпионажем. На этот раз мы будем шпионить за речью, наблюдать, какие у кого любимые словечки и выражения, как кто говорит. Посмотри, как описывает речь окружающих людей наблюдательная Сашенька Яновская:

«Цецильхен <это Сашина учительница немецкого языка> поет таким тоненьким голоском, что кажется — вот-вот он обломится, как острие иголочки».

«— Что это вы делаете? — раздается над моей головой мужской голос, такой густой и низкий, как будто он идет не из горла, а из-под ног своего обладателя».

«И говорят обе сестры по-разному. Серафима Павловна медленно, басовито воркует, как сытый голубь, а тетя Женя повизгивает, оглушая собеседника непонятными словами».

Обрати внимание, что во всех трех примерах используется… что? Ну что ты будешь делать, это опять сравнения! Заметь, какими яркими получились из-за них Сашины описания. Мы как будто сразу слышим этих людей. (Мне особенно нравится Серафима Павловна, которая «басовито воркует, как сытый голубь»:) )


А теперь прочитай примеры, в которых люди используют какие-нибудь яркие, необычные выражения. Вот опять пример из книги «Дорога уходит в даль…». Старый доктор, друг Сашиного отца, вправляет ему вывих. Это болезненная процедура. Когда вывих благополучно вправлен, старый доктор восклицает:
   «Когда свой, близкий человек стонет, больно ему, так уж это, черт побери мои калоши с сапогами, впору самому взвыть и убежать!..»

«Черт побери мои калоши с сапогами»! Каково? Вы когда-нибудь раньше слышали такое выражение?

В романе Диккенса «Приключения Оливера Твиста» один из героев, старый добросердечный джентльмен, имеет привычку приговаривать «если это не так, я готов съесть свою собственную голову»:
   «На мальчишке  новый костюм, под мышкой пачка дорогих книг, а в кармане билет в пять  фунтов.  Он пойдет к своим приятелям-ворам и посмеется над  вами.  Если  этот  мальчишка когда-нибудь вернется сюда, сэр, я готов съесть свою голову».

В книге Фазиля Искандера «Детство Чика» тетушка Чика (так зовут главного героя, мальчика) иногда говорит всякие несуразицы. Например:
   «—А что, если я пирожки поджарю, Чик? Горсовет на нас не обидится?»

Горосвет — это вроде мэрии, и непонятно, почему бы он должен был обижаться на тетушку за пирожки. Но звучит смешно.


Некоторые, когда разговаривают, размахивают руками, как Матильда на этой иллюстрации всё того же Квентина Блейка.

Если ты прочел примеры, вот тебе задание: понаблюдай за одним — двумя — тремя (не больше) людьми. Внимательно прислушайся к тому, как они говорят. Какой у них голос? На что похож? Какие у них любимые — может быть, смешные — слова и выражения? Напиши зарисовку об одном человеке, которого ты подслушивал.

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Re: Неделя вторая. Детям
« Ответ #6 : 16 Октября 2023, 20:17:35 »
5. Чувства
Вот мы и дошли до последнего и, наверное, самого главного пункта в портрете героя — до описания его чувств. Видеть и понимать чувства другого человека очень важно (не только в литературе, но и в жизни). Без понимания чувств другого мы не можем ему сочувствовать, не можем проникнуться симпатией к человеку, не можем с ним подружиться. И герой, чувств которого мы не видим, не интересует нас по-настоящему. Нас не захватывает его история.

Ученые говорят, что у нас есть четыре основных чувства: радость, печаль, гнев и страх. Другие ученые прибавляют к ним любопытство, стыд, чувство вины, удивление. Но это только основные, базовые чувства. В жизни они иногда так смешиваются, что выходит неописуемый коктейль. Думаю, ты и сам это знаешь по себе.

Чик, герой книги Фазиля Искандера, чувствительный мальчик. Посмотри, какие разные чувства он испытывает и как они описываются. Вот он излишне волнуется:

«Обычно, когда он  пролезал через эту дыру, голова его нередко
застревала из-за своего размера  и  слишком растопыренных ушей. Дело  в том,
что надо было слегка сунуть голову в дыру, немного поерзать ею, а дальше она
сама находила  дорогу.  Но Чик от волнения часто  всовывал голову до отказа,
так что  поерзать уже было  невозможно и приходилось  лезть  напролом.  Чику
всегда казалось,  что в  таких случаях  уши  его от предчувствия  боли  сами
прижимаются к голове. А все потому, что он слишком волновался».

А вот его выгоняют из класса, и он наблюдает за тем, как его чувства меняются:

«Так, бывало, в школе, когда тебя выгонят из класса, ходишь по школьному
двору неприкаянный, не знаешь, что делать. Купишь  стакан семечек у бабки, а
они  невкусные, или залезешь на турник и  висишь, висишь, даже подтягиваться
неохота. Все  не дождешься звонка, чтобы слиться со своими и быть счастливым
оттого, что ты  с ними вместе.  Правда,  потом,  после  звонка, слившись  со
своими, ты уже не чувствуешь этой радости,  и  даже как-то странно, что тебя
так тянуло к ним».

Однажды Чик стал свидетелем того, как хулиган Керопчик опрокинул на базаре лоток старого торговца. Вот какими были его чувства:

«Сердце Чика разрывалось  от жалости  и возмущения подлостью Керопчика и
его друзей. О, если бы у Чика был автомат! Он  уложил бы всех четверых одной
очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся
от боли, пока не опустел бы диск!
     Но не было у Чика никакого автомата. Он держал в  руке базарную сумку и
молча смотрел вслед удаляющимся хулиганам».

В другой раз он решил наказать собаколова, который лютовал в их городе. Он придумывает, как это сделать, и вот что при этом чувствует:

«Он чувствовал, что в голове его тихо звенит,  а в груди что-то теплеет,
теплеет.  Он  не  понимал,  что это  вдохновение.  Давний  замысел  наказать
собаколова  и  отпустить  на  волю  пойманных  собак  подступил  и  требовал
немедленного воплощения. И от этого позванивало в голове и что-то  теплело в
груди. Он думал».

Обрати внимание, что в этом примере мы видим, как чувства живут в теле Чика. Это важное наблюдение. Вот похожее, хотя и совсем короткое:

«Он чувствовал во всем теле легкость веселящего волнения».


Каждому понятно, какие чувства испытывает васнецовская Алёнушка )

Ну, и раз уж мы так много примеров взяли в этот раз из книги «Дорога уходит в даль…», давай и закончим чувствами Саши Яновской. Вот что она чувствует, когда пытается не заплакать:

«Сдерживаемые слезы, как люди, запертые в доме на ключ, толкаются, ищут выхода: щиплют глаза, щекочут горло, даже отдаются иголочками в пальцах, которыми я судорожно цепляюсь за папину руку».

Теперь задание. Страшно сложное задание. Потому что на этот раз ты должен шпионить… за собой! Наблюдай за своими чувствами, за тем как они развиваются, переходят одно в другое, за тем, как ты ощущаешь их в теле. Что ты чувствуешь, когда боишься? Может быть, у тебя холодеет в груди? Или сжимается в животе? Или мурашки бегут по спине? А что происходит, когда ты грустишь? Или обижаешься? Понаблюдай за собой и попробуй это описать. Расскажи, как что-то происходит в твоей жизни (сейчас происходит, на этой неделе. Нам нужны наблюдения, а не воспоминания! Например, сестренка рушит твой замок из Лего, или в школе неприятности, или мама ругается, или, наоборот, говорит тебе что-нибудь хорошее) и как ты на это реагируешь, что чувствуешь. Это настоящее научное исследование! Ты в нем и ученый, и живая природа, за которой ученый наблюдает.

А чтобы тебе было легче делать это задание, подсмотри в тетрадь соседа. Шучу :)
Прочти отрывок из ответа девочки с псевдонимом Алиса Гуттаперчевая. Она училась на этих курсах несколько лет назад.

"Когда я испытываю страх, мне кажется, что я перед этим наелась змей вместо супа. Они съели всё в моем животе и подбираются к сердцу. Я замираю, начинаю чуть-чуть трястись, и мне кажется, что я сейчас упаду в обморок. Сейчас я описала страх, который возникает, когда меня ругает учитель".

"Когда я чувствую нетерпение, меня распирает: кажется, что внутри меня шарик, который всё надувают, надувают, и он вот-вот лопнет! Но когда проходит время, шарик уменьшается. И когда долгожданное событие наступает, шарик окончательно сдувается".

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Re: Неделя вторая. Детям
« Ответ #7 : 16 Октября 2023, 20:21:31 »
6. Я герой

Та-дам! Мы дошли до конца нашего недельного путешествия и до задания со звездочкой. Оно для тех, кто сделал все остальные задания, и ему всё мало :) В этом задании мы соберем все, что узнали про изображение литературного героя.

Слушай. Представь, что ты пишешь роман, главный герой которого —  Лифи Морти, или Противотанковый психоз, или Nemo, или Коварный осьминог, или Сосновая смола, или Booka, или Быстрая молния… Словом, главный герой — ты сам. Этот роман очень веселый и увлекательный. Каких в нем только приключений не происходит!

Пока ты пишешь только самые первые главы романа. Тебе нужно начать с рождения героя. Расскажи, как он родился, на кого был похож, каким был маленьким, какие у него были первые слова, что смешное или страшное с ним происходило, когда он был совсем малышом (или она совсем малышкой). Для этого тебе придется основательно расспросить своих родителей, ведь сам-то ты не можешь помнить себя совсем маленьким!


Это кадр из мультфильма Михаила Алдашина "Рождество".

Продолжи историю, рассказывая о самом важном, что происходило в твоей жизни. Но — вот фокус! — пиши о себе в третьем лице: «он» или «она». Рассказывай так, как будто смотришь на себя со стороны.

Пересказывать все события, которые происходили в твоей жизни, не нужно! Выбери любимые. (И, если хочешь, придумай те, которых не хватает!)

Не забудь использовать те способы описания героя, о которых мы говорили: расскажи о внешности, походке, жестах, речи, о том, как твой герой переживает и какие чувства чаще всего испытывает.

Постепенно, по шагам, дойди до своего теперешнего возраста. Когда дойдешь — остановись :) Поставь в этом месте многоточие… Ведь ты пока не знаешь, что будет дальше.

Оффлайн Alexandra Knebekajze

  • Модератор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 10088
    • Просмотр профиля
Re: Неделя вторая. Детям
« Ответ #8 : 16 Октября 2023, 20:29:45 »
Задания отдельно:

1. Приведи, пожалуйста, пример появления героя в какой-нибудь книжке, которую ты читал. Как он входит, или влетает, или, наоборот, к нему кто-нибудь входит (или влетает). Каким мы его видим первый раз? (Найди книгу в интернете, скопируй нужное место и вставь его в свой блокнот. Это может быть одно предложение, несколько предложений или полстраницы — зависит от книги.)

2. Придумай по крайней мере десять примеров многозначных слов, связанных с человеческим телом.

3. Опиши по памяти внешность человека, которого ты видишь каждый день (ну, или очень часто). Обязательное условие! Ты не должен на него смотреть после того, как ты прочел это задание! Опиши его внешность так подробно, как только можешь. Лицо: цвет и форму глаз, бровей, форму носа, подбородка и губ, форму самого лица… Фигуру: толстый человек или тонкий, стройный или сутулый, нет ли у него привычки склонять голову на бок или другой любимой позы… Движения: быстрые они или плавные, скованные или свободные, изящные или грубые? Мимику и жесты: любит ли он при разговоре размахивать руками, какие жесты у него любимые, как он улыбается, поднимает брови, гримасничает…

4. После того, как ты опишешь этого человека, встреться с ним. И наблюдай за ним очень внимательно. Прямо ешь его глазами. Представь себе, что ты разведчик, которому нужно сообщить «своим» все приметы этого человека. Разглядывай его и вспоминай все пункты, перечисленные в прошлом абзаце: форма бровей… любимые жесты… и т.д.
После того, как насмотришься вдоволь, вернись за письменный стол и опиши внешность этого человека заново. Но теперь пиши не обо всем, а только о его особенностях, характерных чертах, которые делают его ни на кого не похожим.


5. Понаблюдай за одним — двумя — тремя (не больше) людьми. Внимательно прислушайся к тому, как они говорят. Какой у них голос? На что похож? Какие у них любимые — может быть, смешные — слова и выражения? Напиши зарисовку об одном человеке, которого ты подслушивал.

6. Наблюдай за своими чувствами, за тем как они развиваются, переходят одно в другое, за тем, как ты ощущаешь их в теле. Что ты чувствуешь, когда боишься? Может быть, у тебя холодеет в груди? Или сжимается в животе? Или мурашки бегут по спине? А что происходит, когда ты грустишь? Или обижаешься? Понаблюдай за собой и попробуй это описать. Расскажи, как что-то происходит в твоей жизни (сейчас происходит, на этой неделе. Нам нужны наблюдения, а не воспоминания!) Например, сестренка рушит твой замок из Лего, или в школе неприятности, или мама ругается, или, наоборот, говорит тебе что-нибудь хорошее) и как ты на это реагируешь, что чувствуешь.
Это самое главное задание на этой неделе! Если не будешь совсем ничего успевать, сделай хотя бы его.

7. Если у тебя останутся время и силы, напиши начало романа о себе. На полстранички :)