Автор Тема: Как узнать о прошлом?  (Прочитано 26394 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн ozerochad

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 3358
    • Просмотр профиля
Как узнать о прошлом?
« : 10 Мая 2016, 12:00:24 »
Давайте представим себе, что мы хотим узнать, как именно жили люди в древнем Новгороде. Предположим, что про это не написаны книги и нет научных статей и нам надо все узнать самим.

Как именно мы можем узнать о новгородском прошлом? Чем мы как исследователи можем пользоваться? Поразмышляем?

Самый крупный источник знаний о Средневековье ˗ это летописи ˗ погодовые записи исторических событий.



Летописцы пользовались записями своих предшественников, описывали события, свидетелями которых они были сами, а еще они любили вставлять в свой текст разные легенды и предания.



Но вот что важно иметь в виду, когда читаешь летопись: летописец любит писать о необычном! Его можно понять: гораздо интереснее описывать военные походы и победы, объявления войны и заключения мира, избрание и изгнание князей, смену епископов, строительство церквей. Летописец с радостью рассказывал о солнечных и лунных затмениях, появлении комет и падении метеоритов. Он отмечал все страшные эпидемии и массовые голодные смерти от неурожаев.

Но беда для историка в том, что летописец не записывал те факты и подробности жизни, которые ему казались общеизвестными. Зачем говорить о вещах, которые хорошо знает он сам, его отец, дед и прадед. Ему кажется, что это будет скучно читать, и поэтому он пропускает обычные повседневные события.

Например, сообщая о голодных годах, летописец называет, высокие цены на хлеб, но какими были эти цены в обычных условиях, мы из летописи не узнаем! Мы можем прочесть о том, как жили новгородцы во время войны, а вот об их мирной жизни сведений в летописи почти не будет.

Задание: Попробуйте прочесть отрывок из новгородской летописи и понять, о чем там написано.

Только сначала давайте разберемся с годами событий, которые указывались в летописи. Известно, что летописцы отсчитывали года от сотворения мира. Чтобы понять, какой год на самом деле имеется в виду, нужно отнять 5508.


Въ лѣто 6729 [значит, какой это год?]. Показаша путь новгородци князю Всѣволоду: «не хочемъ тебе; поиди, камо хочеши»; иде къ отцеви въ Русь.

Въ лѣто 6730 [А это в каком году было?]. Послаша владыку Митрофана и посадника Иванка и старѣишии мужи Володимирю къ Гюргю къ Всѣволодицю по сынъ, и вда имъ Всеволода на всѣи воли новгородьстѣи. Приде князь Всѣволодъ в Новъгородъ, и владыка и вси мужи одарени бещисла; и ради быша новгородьци, и бысть миръ.

Того же лѣта Гюрги князь присла брата своего Святослава новгородьчемъ въ помощъ; идоша новгородьци съ Святославомь къ Кеси, и придоша Литва въ помочь же; и много воеваша, нъ города 1 не възяша. На ту же зиму князь Всѣволодъ побеже въ ноць, утаивъся из Новагорода, съ всемь дворомь своимь; новгородьци же печяльни быша о томь. Тогда же новгородци послаша мужи стареишии къ Гюргю: «оже ти не угодьно дьржати Новагорода сыномь, а въда ны брат»; и дасть имъ брата своего Ярослава.

Какие еще существуют способы узнать о прошлом?

Например, можно читать и исследовать старинные документы, договоры, завещания и т.д.

Что еще?

Можно ли использовать архитектуру для того, чтобы узнат что-то о прошлом Новгорода?

Задание: Если анализировать внешний вид новгородских церквей, то мы увидим, что в конце XII - начале XIII размеры церквей заметно уменьшились. Количественно их стало больше, но упростилось их внутреннее и внешнее убранство. С чем это может быть связано?

Посмотрите на картинки:

Это Георгиевский собор, построенный в 1119 году



А это церковь Благовещения у деревни Аркажи 1179 года.



А вот еще один пример. Люди, побывавшие в древних городах Владимиро-Суздальской земли и в Новгороде, обращают внимание на заметную разницу в убранстве средневековых каменных зданий. Владимирские церкви XII и начала XIII в. покрыты «коврами» каменной резьбы: тут и причудливые орнаменты, и изображения птиц, зверей, фантастических животных и небывалых цветов.

Посмотрите на стены Дмитриевского собора во Владимире





А стены новгородских церквей украшены скупо. Проверим это, когда будем гулять по Новгороду?



Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Великого Новгорода.

Раньше ученые считали, что разница в украшении зданий говорит о различиях в характерах и образе жизни русских людей из разных частей Руси. Суровый новгородец, живший среди болот и сырых лесов, не думает о специальном украшении своих церквей, потому что ему не до этого!

И долгое время ученые гадали, откуда взялась идея такой искуссной каменной резьбы владимирских  церквей? Как и почему возник такой стиль?



Исследователи вычитали в летописях, что Андрей Боголюбский приглашал к своему двору художников из дальних стран. И было решено, что этот стиль пришел на Русь от зодчих других стран.

А когда в Новгороде начались раскопки, то внезапно нашелся ответ на эту архитектурную загадку!

Оказалось, что очень многие деревянные предметы, которые находили археологи в новгородской земле, украшены такой же причудливой и изощренной резьбой, как и стены владимирских храмов! Нашли даже дубовые колонны здания, построенного еще в X веке, а на них оказались фантастические существа, такие же, как во Владимире! Только новгородские были на 200 лет старше.



Что это значит?

Это значит, что на самом деле, загадочный стиль возник не за рубежами Руси, а на славянской почве! И там, где не было подходящего камня, пользовались главным поделочным материалом прошлого — деревом.

Во Владимире резали и на камне, и на дереве, но деревянные предметы там не сохраняются в земле.

В Новгороде резали на дереве, а не на камне потому, что строительный материал Новгорода — ильменский известняк — рыхлый и совсем не приспособлен для резьбы, в отличие от владимирского плотного и пластичного белого камня. Зато в Новгородской земле отлично сохраняется дерево!
Вот так археология пришла на помощь архитектуре!

Оффлайн ozerochad

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 3358
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #1 : 10 Мая 2016, 16:07:32 »
А что нам делать, если мы хотим узнать, как жили обычные люди? О чем они думали? Подшучивали ли они друг над другом? Загадывали ли загадки? Обижались ли? Откуда все это можно узнать?

Вот было бы здорово, если бы сохранились письма или записки, которыми люди могли обмениваться...

Только вот ученые были уверены, что в древней Руси обычные люди были безграмотными. Считалось, что писать и читать умели немногие, в основном, князья и монахи, а простым людям это было не нужно.

А как вы думаете, на чем писали в древности?

На пергамене — выделанной телячьей коже, стоившей очень дорого! Настолько дорого, что люди всегда стремились много раз использовать один и тот же исписанный лист. Тексты, ставшие почему-либо ненужными, тщательно выскабливались, и на таком очищенном листе писали снова.



А теперь предположим, что такой лист оказался в земле и пролежал там несколько веков. Что с ним произойдет?

Известно, что кожа в новгородской почве сохраняется очень хорошо, но ведь в данном случае речь идет о коже, исписанной чернилами. Вода, которая помогает
сохранить в земле сам пергамен, обязательно истребит чернильные тексты! И прочесть мы их никогда не сможем! Поэтому даже если мы найдем много пергаменных листов, мы ничего из них не узнаем...



А может быть, люди писали еще на чем-то, кроме пергамена?

Да!

26 июля 1951 года молодая участница раскопок Нина Федоровна Акулова на древней Холопьей улице нашла плотный и грязный свиток бересты.





Она подумала, что это обрывок рыболовного поплавка - их тогда находили очень много.



Но вдруг на поверхности бересты сквозь грязь она разглядела четкие буквы!
 
Акулова передала свою находку руководителю раскопа профессору Артемию Владимировичу Арциховскому. Он увидел бересту и в течение минуты не мог от радости произнести ни одного слова!

Вот так была найдена первая новгородская берестяная грамота.





С тех пор их нашли больше тысячи.

Что это такое?

Берестяные грамоты - это письма и документы, которые писались на берёзовой коре.



Находят их в слоях, начиная с XI века, потому что именно тогда на Руси распространилась грамота, и до XV века. Грамоты писались и позднее, но, к сожалению, в Новгороде не сохранились слои более поздних веков. 
Арциховский и многие из его сторонников утверждали, что первые грамоты появились в Новгороде еще в IX-X веках.



Чем на них писали?

Если бы на берестяных грамотах люди писали чернилами, то мы никогда бы их не прочли! Смысл сохранившихся грамот именно в том, что на них не писали, а процарапывали их поверхность.

Знаете чем?

Специальными писалами — костяными или железными заостренными стержнями с плоской лопаточкой на верхнем конце.



Их  неоднократно находили и в Новгороде, и в других средневековых городах, но не догадывались, зачем они были нужны! Ученые думали, что это что-то для шитья - шило или булавки, или заколки для волос, или вид гвоздей.





На раскопках находили не только писала, но и кожаные чехлы для писал, в которых они прикреплялись к поясу.




Что писали на бересте?

Самые разные записки: кто и что кому должен, сколько денег надо вернуть соседу. Нашли, например, грамоту с деловой перепиской насчет варки пива и выкупа коровы; нашли жалобу некоей Гостяты, которую прогнал муж, не вернув ей приданого. Еще на бересте писали молитвы, договоры и любовные письма.

Вот, например, грамота № 752 (рубеж XI–XII веков): «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался».

А вот кто-то кому-то дает важный совет: "А за Кузькой следи, чтобы не погубил денег: он дурной»

А вот, например, загадка, написанная на ободке берестяной солонки, найденной в том же 1951 году на том же Неревском раскопе. Она датируется XIV веком, грамота № 10.

«Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписанную».



Отгадаете загадку?

В грамоте № 842, датируемой первой половиной XII века, содержится первое письменное упоминание о колбасе на Руси.



Найдете в грамоте слово "колбаса"?



А в какой-то из грамот отправитель советует получателю сунуть палец в дырку в крышке присланной бочки вина: если палец до вина достанет — значит, посыльные к бочке не прикладывались (помимо прочего, становится понятно происхождение наречия «достаточно»).

А одна из грамот была не запиской, а объявлением - предупреждала о том, что в ближайшие дни на площади будут проходить ремонтные работы.

А вот грамота № 1020: человек Олекша обращается к Жадену: «От Олекша к Жадену. Веришь в хлебу. У Хотослава ми было гривна взятии. Отворять и переставивши. А выправи та. Корову поведаю у него».
Олекша пишет, что Хотослав должен ему гривну. Но, когда он пришел за долгом, оказалось, что Хотослав умер. И Олекша просит Жадена помочь ему получить свои деньги. Он сообщает, что у Хотослава корова есть, так вот пусть они ему корову отдадут.

Можно ли из этой записки понять, сколько в те времена стоила корова?

В грамоте № 765 содержится просьба о плаще и о выделении участка земли.

Поклон от Данила брату Игнату. Брат, позаботься обо мне: хожу ведь голый — ни плаща, ни иного чего! Пришли же буро-красный плащ, а я здесь деньги отдам. Да скинь, сколько дашь за сукно. А госпожа [мне ничего] не пожаловала. Умилосердись же, брат, дай мне место на задах: не на чем кормиться. Кланяюсь тебе.

Из таких грамот становилось понятно, что письма писали не только богатые бояре. Грамотными были практически все слои новгородского общества.

А есть очень необычная грамота № 46. В ней нацарапаны две строки, правые концы которых не сохранились. В первой строке следующий текст: Нвжпсндмкзатсцт...». Во второй — не менее содержательная надпись: «ееяиаеуааахоеиа...».

Что это? Шифр? Или бессмысленный набор букв? Догадаетесь?



Судопроизводство – еще одна сторона жизни, отраженная в текстах берестяных грамот. Одной из самых интересных является грамота середины XIV века, в которой речь идет о серьезных убытках, нанесенных Яковом Юрию и Харитону. По причине неявки ответчика, жалоба была рассмотрена без него. По решению суда Яков должен выплатить рубль и три гривны Юрию, а также возместить «потоптанную лошадьми пшеницу». Харитон же в качестве возмещения ущерба должен был получить от Якова десять локтей сукна и гривну. С постановлением суда жалобщики навестили Якова и в присутствии свидетелей получили с него причитающееся. Берестяную же грамоту Яков в гневе швырнул «а землю и затоптал в грязь».

Грамота - это жанр, противоположный летописи. На бересте писали об обыкновенном, повседневном, - не для потомков.

А что делали с берестой после прочтения?

Как вы думаете, почему большинство грамот находят не целиком, а кусочками? И почему ученые счастливы, если удается найти целую, неразорванную бересту?

Чаще всего по обрывкам грамот, найденных на раскопках, видно, что их разорвали руками или разрезали ножницами. Зачем новгородцы это делали?

Причина очень простая - человек, который получает грамоту, как правило, не очень заинтересован в том, чтобы после это кто-то еще читал. Часто там содержатся сведения, которые касаются только его. Поэтому после прочтения грамота сжигалась, а если сжечь ее не могли, тогда ее рвали на части и выбрасывали. Вот эти части и находят археологи.

Почему берестяные грамоты не сгнили?

Все дело в том, что в Новгороде идеальная болотистая почва для грамот: сырость так велика, что находясь под землей, берестяные грамоты как будто лежат в воде. Доступа кислорода нет и как результат, кожа, кости, древесина и кора прекрасно сохраняются. Грамота, которой 800 лет, иногда выглядит, как если бы она была выцарапана вчера.

В воде грамота сворачивается в свитки и без доступа кислорода сохраняется веками. Но чтобы прочесть текст, свиток надо развернуть, а это очень сложно сделать так, чтобы береста не потрескалась и не развалилась.



Методику обращения с ценным артефактом разработал реставратор Новгородской археологической экспедиции Алексей Кирьянов: бересту, найденную Акуловой, он промыл теплой водой с содой, осторожно развернул и зажал между стеклами.



Только ли в Новгороде находили берестяные грамоты?

Нет!  Еще их находили под Смоленском, в Старой Руссе, Торжке и Вологде, в Пскове, Твери, Москве, Старой Рязани, в белорусских Витебске и Мстиславле. Это всё север Древней Руси.
Еще три берестяные грамоты нашли в Львовской области, в Украине.

Но всё же большинство грамот найдены в Новгороде и ближайших окрестностях. Из более чем 1150 грамот, найденных до сего дня, неновгородских — лишь чуть больше сотни. Причин тому две: во-первых, Новгород был важнейшим деловым центром Древней Руси, и там была высока интенсивность переписки; а во-вторых, там влажная болотистая почва, в которой береста не гниет и не обращается в труху.

Оффлайн ozerochad

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 3358
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #2 : 11 Мая 2016, 00:12:26 »
Интересные ссылки:

Вот сайт, где собраны все найденные грамоты: http://gramoty.ru/

Вот отличная книга В. Л. Янина "Я послал тебе бересту" , которой я пользовалась, чтобы написать этот текст - http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000133/

Руководство "Как писать на бересте" - http://arzamas.academy/materials/772

Книга для детей "Город грамотеев" - http://www.litdeti.ru/assets/files/86_Novgorod.pdf

Все развлечения древнего Новгорода - http://arzamas.academy/materials/457

Оффлайн ozerochad

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 3358
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #3 : 11 Мая 2016, 13:59:52 »
А вот еще один пример того, как берестяные грамоты могут разъяснять разные загадки древнего Новгорода.

Валентин Лаврентьевич Янин в книге "Берестяная почта столетий" упоминает, что когда-то в Новгороде было множество церквей - 84 больших храма и 79 маленьких, придельных, пристроенных к большим церквам или устроенных внутри них.

Если исходить из того, что в средневековом Новгороде жили около 15 тысяч человек, то получается, что один алтарь приходился менее чем на сто жителей. Кроме того, в Новгороде и ближайших к нему окрестностях существовало несколько десятков монастырских церквей.

Казалось бы, изобилие церквей должно свидетельствовать об особой набожности новгородцев, которая неизбежно в таком случае должна отразиться и в берестяных грамотах. Между тем число богослужебных текстов на бересте минимальное.

И тогда логично задать вопрос: зачем в древнем Новгороде строили так много церквей?

На помощь приходят берестяные грамоты.

Так, при раскопках на древней Ильиной улице была найдена грамота № 413:
«Челобитье от Смена к попу Ивану. Чоби еси моего москотья моего пересмотреле, дадбы хорь не попортиль. А я тоби, своему осподину, челом бию в коробки. А послал есмь клучь Степаном. А помитка горносталь».

Степан называет попа Ивана своим «господином», это в данном случае просто вежливая форма.
Семен бьет челом попу Ивану «в коробке», т. е. просит его относительно какой-то коробки, ключ от которой он послал попу Ивану со Степаном.
Степан, по-видимому, привез от него и это берестяное письмо.
В коробке хранится какое-то «москотье», которое может попортить— если только еще не попортил— «хорь». За заботу о содержимом коробки Семен обещает попу в подарок горностаевый мех.

Как вы думаете, кто такой этот "хорь" и чем может быть "москотье"?

Для ответа загляните в Толковый словарь Даля.

Когда вы поймете, чтот же именно лежало в коробке, возникнет следующий вопрос: почему же этим должен заниматься священник?

Читаем еще одну грамоту, № 177. В ней говорится: «Поклон от Максима ко попу. Дай ключи Фоми...»

Если только Максим не доверил попу ключей от собственных хором, то и в этом случае речь идет о необходимости войти в церковь тогда, когда там нет богослужения. Зачем?

На вопрос, какое отношение к товару, почему-то оказавшемуся в церкви, имеет поп, помогает ответить одна летописная фраза. Описывая страшный пожар 1293 г., во время которого, воспользовавшись всеобщим смятением в городе, «злые люди» занимались грабежом и «что в церквах, а то все разграбиша», летописец добавляет: «...в святом Иване над товаром сторожа убиша».

Что такое "Святой Иван"?

Церковь святого Иоанна.

Значит, церковь использовалась не только для богослужения, но и для хранения наиболее ценных товаров!

И это более чем естественно в деревянном городе, где пожары вспыхивали постоянно. Гибель в огне была естественным концом любого деревянного дома, что хорошо заметно во время раскопок. Иные описанные в летописи пожары были настолько сильными, что огонь перебегал по ладьям на противоположную сторону Волхова, а люди спасались от нестерпимого жара, стоя по горло в реке или укрываясь в колодцах, которых в Новгороде было очень мало.

В этом пламени сгорали книги и иконы, плавились ювелирные украшения и в золу превращались затейливые узоры резного убранства домов. Опасность пожара была повседневной и неотвратимой. Именно она, в частности, вызвала необходимость хранить деньги в земле; потому в лесной и в лесостепной полосе наглей страны находят так много древних монетных кладов.

Но в землю не спрячешь меха или дорогие ткани. Своего рода «несгораемыми ящиками» для их хранения служили каменные церкви. В средневековых церквах Новгорода всегда можно увидеть в стенах ниши и нишки, в которых некогда находились такие ценности. Проверим?

А позднее, уже в XVI в. церкви строились в два или даже в три этажа, причем нижние этажи целиком отводились для хранения дорогих товаров, были прежде всего складскими помещениями.

Вот такой способ узнать о прошлом - внимательно читать берестяные грамоты и летописи.

Оффлайн ozerochad

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 3358
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #4 : 12 Мая 2016, 14:43:44 »
А как же дети? Учились ли они писать и читать?

Давайте посмотрим на грамоту № 687 (60–80-ые года XIV века).
Это небольшой обрывок, письмо мужа к жене.





В нем написано: «…масло себе купи, а детям одежду [купи], [того-то – очевидно, сына или дочь] отдай грамоте учить, а коней…»
 
Из этого коротенького текста мы видим, что обучение грамоте детей в те времена было обычным делом, - судя по тому, что оно стояло в одном ряду с рядовыми бытовыми поручениями.

Вот бы узнать, как детей в средневековом Новгороде учили читать и писать... Но как это сделать?

Спасибо Онфиму, новгородскому мальчику, жившему в XIII веке.



Как-то раз он бежал по улице, зазевался и потерял свои грамоты, все десять штук. Представляете, как он расстроился, когда обнаружил пропажу? Наверняка и родители ругались...

А теперь представьте, как радовались ученые, когда нашли такое богатство. Ведь благодаря его грамотам мы можем понять, что новгородские дети XIII века умели читать, знали, как пишутся буквы, могли записывать богослужебные тексты со слуха.

Что же Онфим потерял?

Часть грамот - это тексты, азбука и наборы слогов.
А часть - рисунки Онфима. Как и любому школьнику, в какой-то момент ему, наверное, становилось скучно, и он принимался рисовать. Его рисунки очень помогли ученым, глядя на них, они установили, что мальчику было 6-7 лет.

Посмотрим на его грамоты поближе?

Грамота № 199 - это не специально подготовленный для письма лист бересты, а просто овальное донышко туеса, берестяного сосуда. Скорее всего, когда туес отслужил свой век: покоробился и рассохся, мама отдала его Онфиму, чтобы тот тренировался в письме. Онфим из него вынул плоское донышко, укреплённое когда-то  крест-накрест двумя полосками берёсты, и начал упражняться.



Сначала, на первой полосе, он процарапывал писалом буквы азбуки от «а» до «я», а потом склады «ба, ва, га, да...» и так до «ща», потом: «бе, ,ве, ге, де...» — до «ще». На второй полосе упражнение продолжено: «би, ви, ги, ди...» я доведено только до «си». Дальше ему просто не хватило места, донышко кончилось. Иначе мы прочли бы и «бо, во, го, до...», и «бу, ву, гу, ду...».



Способ учения грамоте по складам был хорошо известен по свидетельствам XVI—XVIII веков, он существовал у нас в XIX и даже в начале XX века.

Вы знаете, как назывались буквы на Руси? Аз, буки, веди... А дальше?

Детям было необычайно трудно понять, что «аз» означает звук «а», «буки» — звук «б». И только заучивая слоговые сочетания: «буки-аз — ба, веди-аз — ва», ребенок постепенно учился читать.

А когда свободного места на берестяных полосках туеса не осталось, Онфим перевернул донышко обратной стороной вверх, вырезал рамку, а в рамке процарапал слова:



ПОКЛОН ОТ ОНФИМА К ДАНИЛЕ

Наверно, Данила был его лучший друг.

Но одного только привета Онфиму показалось мало, и он сопроводил его рисунками, среди которых видна «голова-два уха» с вытянутой рукой и коняшка на четырёх ногах с головой, как спиралька, повернутой назад. А загогулинами Онфим попытался изобразить какого-то страшного зверя, да он не очень-то получился, поэтому художник пояснил подписью, кто это такой. Рисунок называет себя сам:

Я ЗВЕРЕ

то есть Я ЗВЕРЬ.

Вторая найденная грамота Онфима - № 200 почти целиком заполнена рисунком маленького художника, котрый мечтал о доблести и о подвигах. Он изобразил лошадь и всадника на ней, который копьем поражает брошенного под копыта лошади врага. Около фигуры всадника помещена пояснительная надпись.

Догадаетесь, что там написано?



А потом он, видимо, понял, что отвлекся, и вернулся к учебе. Что он написал в правом верхнем углу?

А вот еще одна грамота Онфима, № 202. На ней изображены два человечка. Их поднятые руки напоминают грабли. Число пальцев-зубцов на них — от трех до восьми. Онфим еще не учился цифрам и не умел считать.



Рядом надпись: На Домитрѣ возѧти доложзикѣ», то есть «Взыскать с Дмитра должки». Он явно делал выписки из документов о взыскании долгов. Прописями для него послужила деловая записка, самый распространенный в средневековом Новгороде вид берестяной грамоты. И в то же время в этой грамоте хорошо чувствуется, как Онфим набил руку в переписывании азбуки. В слово «доложив» он вставил ненужную букву «з», получилось «доложзив». Он так привык в своей азбуке писать «з» после «ж», что рука сама сделала заученное движение.

А вот грамота № 206. На ней написаны склады, фрагмент из тропаря: «Иже в шестый час…», а также нарисованы семь забавных человечков, число пальцев которых сильно варьируется.



А вот просто его рисунки


Оффлайн ozerochad

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 3358
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #5 : 12 Мая 2016, 20:53:00 »
Не могу остановиться и не загадать еще одну загадку :)

В прошлом году нашли целую, но очень коротенькую грамоту. Это такой квадратик примерно 5 на 5 сантиметров, вот с таким текстом: ЯЩЕНЯ



Сверху этого квадратика есть дырочки для привязывания.

Как вы думаете, что написано на грамоте и как это использовалось?

Оффлайн ladushka

  • Поехали с нами в лагерь!
  • ***
  • Сообщений: 75
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #6 : 12 Мая 2016, 21:57:33 »
Дочь предположила, что квадратик-это брелок именной. А может и правда, что-то типа современного брелка, если не с именем, то с названием помещения, кот-е отпирал соотв. ключ?
Еще одна ее версия-бейджик. "Бейджик, Катя? Зачем?"
- ну приходил новый человек на работу. Чтобы все знали как его зовут
-а на какую, например, работу?
- на стройку, например!
Моя версия не менее смешная. Может это бирка для скота)), чтобы пастух знал кому вечером возвращать корову, если пасли их по очереди. И если вообще пасли...
 Размер квадратика с дырочкой больно уж напоминает бирку, кот-ю в роддомах одевают  младенцу на ножку. Но эта версия отпадает за отсутствием роддомов в древнем Новгороде :)
Я- Яна )  Катерине 9,5 лет Степану  5

Оффлайн Юлия Ремпель

  • Администратор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 15976
  • Юлия Ремпель
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #7 : 12 Мая 2016, 22:39:18 »
Янк, я так ждала, что ты появишься :) И Катерина!
мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
Контакты: FВ - Юлия Ремпель

Оффлайн Бржевская

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 419
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #8 : 15 Мая 2016, 15:31:57 »
Тим считает что это Амулет с именем святого :)

А мне кажется  что написано "я жена" вместо штампа в паспорте.

Изучили грамоты. Тим выяснил что его имя очень древнее.
И конечно понравилась вот такая грамота
Поклон от Михайлы господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека сразу же, а то мы не смеем брать рожь без твоего слова'

Тут же возникло куча вопросов о том бояри ли мы или князья.

Очень понравилась статья о развлечениях Древнего Новгорода. Особенно место про то, что делать если вас приговорили к смертной казни. :D
А уж про драки в качестве развлечений Тим читал с огромным удовольствием. Надеятся на такие развлечения.

Спасибо за материалы подобранные в этой теме.

Пока искали про москотье и хоря (который оказался вовсе не хорьком) нашли вот такую статью
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000133/st018.shtml

И конечно спасибо мальчику Онфиму который был растеряшой. Тиму его рисунки очень близки.
Я мама Света и сын Тима 2008г.

Оффлайн ozerochad

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 3358
    • Просмотр профиля
Re: Как узнать о прошлом?
« Ответ #9 : 15 Мая 2016, 23:30:37 »
Яна, а что написано на бирке? Как переводится "ященя"? Бирка - в общем-то правильный ответ, но нужно догадаться, что именно написано и зачем это было писать :)

Света, какую прекрасную грамоту вы с Тимом откопали.
А написано и не имя святого, и не про жену :) Янин ответ про бирку правильный, только теперь нужно понять, зачем эту бирку вешали.