В сообществе сказкотерапевтов в жж прочла статью.
Вот бы про девочек еще почитать:).
« Стратегии адаптации» Размышления сказкотерапевта
Я много размышляю сейчас об этом, прежде всего ,потому ,то сама я нахожусь внутри этого процесса ,как мама первоклассника. Но сейчас я хочу поговорить об этом процессе, как сказкотерапевт. Знания, полученные за многие годы обучения методу Комплексной сказкотерапии, навели меня на некоторые мысли, которыми я рада поделиться с вами.
Небольшое предисловие : я уже писала о том, что огромная роль в процессе адаптации принадлежит физической адаптации- насколько ребенок может приспособиться ко всем физическим изменениям. Конечно ,мы понимаем, что все изменения проявляются в ребенке в его поведении. Вот об этом я и хочу поразмышлять.
Кому легче привыкнуть к новому? Кто успевает за быстрыми изменениями внешней среды, у кого система внутреннего баланса остается в более стабильном положении ? Если говорить о девочках и мальчиках, то конечно ,девочкам отпущено более адаптивных качеств. И опять ,это не только психический , но во многом и физиологический процесс. Но мои вопросы ,это только вступление в теме различные стратегии адаптации у детей.
Итак , сам процесс адаптации заложен в женском архетипе, в самой природе женщины. Ведь ей нужно в изменчивом мире поддерживать стабильность, сохранять то новое, что открылось. Поэтому девочкам немного проще. Они пользуются этой невидимой системой навигации, и это позволяет им быть более стабильными, в том числе и в результатах. Мальчишкам конечно тоже подвластна эта невидимая система навигации, но не только.
Архетипические стратегии в адаптации детей
Стратегии адаптации- это о том, с помощью каких внутренних резервов ,ребенок будет не только приспосабливаться к изменениям, с помощью каких будет выстраиваться его система мотивации.
Воин, Король, Философ ,Купец, Крестьянин, Монах,Слуга- так называются архетипические мужские архетипы в Комплексной Сказкотерапии .Это , как грани большого Алмаза силы, Архетипические основы социальной силы . ( подробнее в книге Т.Д Зинкевич- Евстигнеевой « Тайный шифр Мужских сказок, изд. «Речь»)
По- разному, эти силы проявляются, влияют и развиваются в разных людях. И у девочек тоже есть это резерв внутренней силы. А как же ! Именно в этот период социализации начинают просыпаться, проявляться ,активизироваться грани Алмаза Силы. Рассмотрим некоторые мужские архетипы ,как стратегии адаптации детей в школе, а также рассмотрим как влияет эта сила, на мотивацию .
Начнем с Воина ( еще раз напомню речь идет и о мальчиках и о девочках)
Если сказать кратко об этом мужском архетипе, Сила Воина в Победе, Воин – он завоеватель нового. Эта сила обладает огромным резервуаром жизненной энергии. Конечно ,у мальчиков она сильно выражена.
Цель в обучении. Мотивация- у Воина , как подвиг, достижение цели,- как восхождение на гору. Важно достичь, победить. Так может восприниматься и весь процесс, если у ребенка сильно развит Воин. Это может проявляться и , как мотивация на отдельную какую -то работу ( контрольную ,экзамен)
Как же эта сила, будет использоваться в адаптации?
Для Воина важны :
1.Территория- поэтому очень важно ,как он утвердиться в классе, где он будет сидеть, как будут выстраиваться его отношения с соседями.
2. Воин должен увидеть в своем учителе Лидера, того за кем он пойдет. Но если учитель проявит агрессию , особенно не справедливую ,-он легко может стать соперником в борьбе.
3.И еще – скорость- ВОИН больше ассоциируется со спринтером. Короткая дистанция ему ближе, чем длинный марафон.
Чем же мы можем помочь маленькому Воину?
1.Режим - вот ахиллесова пята Воина. Он подвержен естественному для этой силы движению вверх-вниз. После победы наступает период расслабления, надо восстановить свои силы. Важно помочь маленькому Воину следить за временем отдыха .И тут ,есть древняя волшебная формула « Делу время- потехе час»
Режим и еще раз режим - это важно и для родителей тоже. Но не делайте его скучным, важно чтобы в нем было сочетание работы и отдыха, возможности делать неожиданные повороты, иногда нужно и « ломать режим»,делая небольшой выходной в течении неделе.
2. Физическая активность и прогулки- это источник физической силы Воина. Важно помнить ,что на первое полугодие 1 класса не стоит увеличивать сильно спортивные нагрузки, ибо сила его будет много тратиться на учебу. Будьте внимательны к словам вашего Воина о своем самочувствие.
Купец
Если говорить кратко, об этом мужском архетипе – Дорога, наполнение силой Охотника, путешественника. Процесс интереснее результата. Результат при этом ,может достигаться очень легко, а все из- за огромного желания и умения увидеть Новое во многом.
Цель в обучении, Мотивация – Путешествие. Это Дорога, длинная и бесконечная. На этом пути будет много приключений. Именно смена событий, возможность узнать что- то новенькое и будет двигать тем, кого принято называть Купцом, мы же можем окрестить его в теме адаптации в школе -Первооткрывателем.
Его больше увлечет все яркое, дающее эмоции. Это и общение с новыми друзьями, и новые знания. Однако ,если то ,что он услышит, будет ему уже знакомо, это не будет его сильно увлекать. Он смотрит вдаль, и может сам очень ярко и убедительно говорить о том, для чего он учится.. Однако препятствия в виде контрольных или иных форм проверки, могут показаться ему неинтересными, и он не будет сильно настроен на это.
Как эта сила будет использоваться в адаптации?
Новое, неизученное, это родная стихия этой силы. Он любит приключение - вот только если оно приятное. Поэтому общение - вот скорее то, что точно увлечет вашего Первооткрывателя!
Для него важно, чтобы сложился эмоциональный контакт. И с учениками и учителем. Он оценит доброту, чувство юмора и внешний фактор. Да- да ,он любит красоту во всем. Он скорее стайер, и поэтому его интерес может идти в течении четверти по восходящей линии.
Как мы можем помочь нашему Первооткрывателю? Что требует нашего пристального наблюдения.
Важно быть в курсе его событий, очень важно расспрашивать, интересоваться. Ведь именно проговаривание и рассказ о его приключениях является той самой самомотивацией.. Вспоминая ,как это было чудесно ,он будто бы пополняется вновь интересом. Важно не просто быть в курсе, важно поддерживать высокий уровень интереса. Музеи, книги, фильмы- разные источники информации на те темы ,которые вдохновляют вашего Первооткрывателя
Если говорить о трудностях в Пути—то это рутина, то есть 80 процентов времени в школе- повторение закрепление и прочее. Если преподавание классическое, и нет большого разнообразия форм , наш Первооткрыватель может загрустить- выражаться это будет в виде лени. Про таких часто говорят : « Очень способный ,но ленивый» Эмоциональный, он может не справится с потоком событий , важно уметь вести с ним разговоры так, чтобы в нужный момент сбавить темп.Не менее важно продумать весь режим , продумать грамотно и физическую нагрузку, и прогулки. Часто такие дети участвуют во многих кружках- обратите внимание ,чтобы общий объем знаний и занятий был уместным.
Философ
Немного об этой силе.
Поговорим теперь о Философе, есть в Алмазе Силы и такая грань. Маленький философ- это не просто Почемучка, даже не Почемучка «в квадрате»J Нет! Он выстраивает свою картину мира, он хочет найти ответы на многочисленные вопросы, и порой бывает очень настойчив. Непросто… многие родители знают, как непросто отвечать и иметь терпение. Но ,если вдуматься в этом желании Познать столько энергии и силы! Если вам сейчас представился эдакий Знайка или зануда « ботаник»,это не совсем так. Просто внутри этого маленького человечка крутятся невидимые шестеренки Познания
Цель его обучения, мотивация -УЗНАТЬ ,Познать, Понять! Вот он настоящий мотив!- Ему хочется именно узнать, постичь, разобраться в процессах и закономерностях. Ему нравится именно то, что он узнает. Но и тут есть но.. Качество обучения и материала вот что будет важно! Поэтому камнем преткновения будет несоответствие того, чем по настоящему интересуется маленький Ученый, с тем, чему его обучают.
Как эта сила будет проявляться в адаптации?
Не смотря на то ,что самомотивация высока , адаптация Философа ,особенно в первое время может доставлять ему трудности.
Ему важны условия, при которых он получает знания- поэтому то, как он будет адаптироваться в классе очень важно. И с точки зрения организации работы: ведь в классе много детей, все они разные. Философ может болезненно реагировать на то, что его сбивает, отвлекает. Для него не очень важны на первом этапе отношения с другими. Вследствие этого, ему приходиться справляться с этим одному. В то время, как например Купец, Первооткрыватель имеет мотив – в школу к друзьям, Философу приходиться находить в себе собственные силы.
Ну и конечно -Учитель- вот тот, на кого обратит внимание маленький Ученый. И основное это -компетентность, справедливость, спокойствие, умение управлять классом.
Если говорить о скорости, то она скорее разная внутри и снаружи. На это стоит обращать внимание. Иногда именно внешний высокий темп мешает внутреннему темпу проживанию.
Как можно помочь ?
Несмотря на то, что эти дети внешне не нуждаются в том, чтобы их расспрашивать о делах. И их успехи могут совсем успокоить родителей, мы бы рекомендовали родителям быть очень внимательным именно к разговорам с ребенком. Эти беседы пусть будут неформальными, интересуйтесь, расспрашивайте. Если у вас уже есть хороший эмоциональный контакт – вам будет легко разговорить своего ребенка- это будет ему очень большой поддержкой, дат ему возможность прожить внутреннее напряжение
Монарх.
Немного о этой силе :
Если говорить про архетип Монарха, то основа этой силы в Управлении .Иногда можно принять желание быть первым за проявление качеств силы Монарха. Однако это не так. Он стремится стать главным. Эта сила наделяет его возможностями и качествами того, кто может повести за собой, кого сейчас принято называть лидером. Но сила Монарха- и Лидер это не одно и тоже.
Цель обучения, мотивация
Сила Монарха дает ребенку возможности развиться разным качествам, умению влиять . Но очень важно чтобы сам Монарх мог управлять собой. Что же тогда может быть побуждающим мотивом учиться? Желание достичь высоко рейтинга, высокого уровня. Это могут быть ориентированные дети на высокую оценку, но скорее им важнее общее признание.
Этот мотив не устойчив, однако устойчивой составляющей будет невероятное желание и природная сила того, кто хочет занять позицию Короля
Как эта сила будет проявляться в адаптации?
Скорее ребенок, в ком сила Монарха уже проявилась, будет адаптироваться по 2 сценариям :
Быстрая адаптация-за счет умения общаться с детьми, умение заводить дружбу и лидировать в ней. Вокруг такого ребенка могут объединяться дети. Эти его умения могут помочь ему перебороть трудности первого периода адаптации, а затем, укрепится ,если у этого ребенка будут успехи в учебе. Его позиция усилиться еще и за счет признания учителя
2 сценарий- это менее адаптированный вариант. Возможно, условия школы будут для маленького Короля достаточно сложными. Ведь нет детей, где архетипическая мужская сила занимает все пространство. Нет, Алмаз Силы многогранен.
Итак ,при каких условиях адаптация этой стратегии будет менее успешной? Высокие требования, жесткие рамки, требовательность и не внимательность к качествам ребенка- могут притормозить этот процесс, вызывая безусловно дискомфорт в виде капризов, требований, усталости. Он –Король! Он привык быть лучшим, если требования очень высоки ,и он не имеет видимых результатов, которые признают и группа и учитель, он может очень сильно переживать
Как можно помочь ?
Важны 2 момента:
• Помогать ребенку ,видеть собственное продвижение, собственный успех.
• При этом научите его радоваться успехам других детей. Король должен быть внимательным и великодушным. Тогда его лидерские качества получат настоящее питание.
Разговаривая с ним, уделяйте внимание и его состоянию и результатам. И внимательно слушайте его, поверье вы услышите очень много нового!
Может быть вам покажется странным, но именно Короля ,важно приучить делать уроки максимально самостоятельно, помогая скорее задавая вопросы, чем давая готовые ответы. Иначе может случиться ситуация при которой вы окажитесь слугой того кто учится. Это произойдет незаметно. Маленький король своим обаянием незаметно может включить вас в этот процесс. Ну и капризы- ваша родительское внимание поможет вам различить что от усталости, где проявление капризули – Короля.
В многограннике архетипической мужской силы есть еще 3 грани- в Комплексной сказкотерапии они называются Крестьянин ,Монах, Слуга.
Пока я не увидела эти силы , как стратегии в адаптации. Скорее это важные силы –стабилизаторы.
Сила Крестьянина позволяет в любой новой и стрессовой ситуации остаться живым. Да , именно выжить. Взрослым ,особенно сейчас , когда темп жизни настолько повысился иногда свойственно обесценивать трудности детей. Ну и правда, что там сложного ,по сравнению с работой, домом, возможностями.. и прочим из чего состоит видимая жизнь взрослого.
Приведу пример ситуации ,с которой однажды обратилась ко мне одна мама. Она просила помочь ей понять ,что происходит с ее ребенком. Девочка пошла в школу, но спустя всего несколько месяце стала невероятно капризной, плаксивой, тревожно . Я стала расспрашивать, в какой школе учится ее дочка, какая учительница в классе, как сложились отношения. Словом просто проясняла условия . Услышанное заставило меня сильно задуматься, именно тогда я поняла, что иногда взрослые не могут представить всю сложность глазами ребенка
Продолжу- Мама с радостью мне рассказала, что школу и учителя они долго подбирали: школа- сильная, учительница прекрасная. Мама поведала мне, что учитель – обладает тонким чутьем на детей и хорошо видит дружеские пристрастия, отношения в классе. И мама с гордостью мне поведала о стратегии учителя- действительно увидев кто с кем дружит, учительница посадила за 1 парту- тех кто не дружит, если говорить по детски- врагов…
Но мой вопрос зачем , ибо поверьте я не смогла вначале найти логику этому решению, мама сообщила, что дисциплина в классе просто прекрасная, дети не разговаривают, следят друг за другом, каждая парта поделена ровно на половину. Не подумайте ,что я сочинила эту историю..
Я не буду обсуждать стратегию учителя, не об этом это отступление, нет. А о том, что мама не понимала почему ее девочка ,выбегая из школы кричит НЕНАВИЖУ!!. Это собственно и привело ее ко мне. Я задумалась и предложила ей мысленно перенестись в офис, где работают люди, которые холодно относятся друг к другу, в кабинете все сидят близко друг от друга , и каждый может видеть, что делает другой. В коллективе принято докладывать друг о друге ( это тоже было в стратегии той учительницы), и вы можете в течении рабочего дня выйти на короткие перерывы только несколько раз в день. Я просто пересказывала условия дочки для мамы доступными образами. Я спросила,что вы скажите, выходя с работы.. ее реакция была бурной…
Я взяла самый крайний, жесткий вариант ,для того, чтобы показать нам взрослым, что условия для ребенка могут быть очень сложными и вот тогда Сила Крестьянин может помочь ему.
Архетипическая сила Монах- самая трудно объяснимая в контексте нашего разговора скажу. Она просто даст ребенку пройти испытание и узнать, открыть в себе резервуар с терпением, стойкостью, умением преодолевать трудности.
И еще одна грань Алмаза Силы- Слуга.. Незаметный, как настоящий слуга, он не очень популярен J)) нам видеться подчинение, не умении выразить СВОЮ волю, рабство, второстепенные роли…
Однако стабилизирующая роль этой силы огромна, ведь ребенок в школе вступает в позицию ученика. То есть того, кого УЧАТ. И здесь важно научить ребенка ПОСЛУШАНИЮ, с позиции ПО сиди и УСЛЫШЬ. Быть учеником- значит уметь быть НЕ главным, уметь ПОДЧИНИТЬСЯ . То есть быть под ЧИНОМ.
Это размышления могут позволить родителям посмотреть на процесс адаптации с другой стороны- многогранной. Попробуйте разглядеть в калейдоскопе Силы вашего ребенка, те которые могут помочь вам и вашему ребенку в начале важного Пути.
Добрых помощников, открытий и побед на дороге Удивительного Приключения в Мир Знаний !
Мария Ленская сентябрь 2013 года