Автор Тема: Что такое кочевые лагеря. Наша история.  (Прочитано 27450 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Юлия Ремпель

  • Администратор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 15976
  • Юлия Ремпель
    • Просмотр профиля
Здесь я хочу рассказать о моих истоках. Откуда для меня пришли идеи кочевых лагерей родителей и детей.

Если у вас был похожий опыт, если вы знаете людей, которые какое-то время живут вместе, объединенные какой-то идеей или просто в удовольствие - напишите здесь об этом!

А пока:
Шелковый путь педагогики: палаточный лагерь «Танаис»

Юлия МАСЛОВА

корреспондент Агентства образовательного сотрудничества, выпускница Ростовского педагогического института, воспитанница клуба ЭТО

Татьяна Викторовна Бабушкина

преподаватель ростовского педагогического института, многолетний руководитель разновозрастного клуба ЭТО (Эстетика-Творчество-Общение), герой книги Л.Жуховицкого.
Стоянка детства

Танаис сегодня - археологический музей заповедник. В его каменных развалинах, под сенью августовских яблонь, десятое лето существует палаточный городок Пространственного клуба "Танаис". Еще в семидесятых годах родители клубовцев, называвшие свое сообщество ЭТО - "Эстетика, Творчество, Общение" - разбили здесь первую Стоянку Детства, за двадцать пять лет разросшуюся до Города Путешественников. Иногда здесь находят греческие монеты, обломки амфор, но чаще - друг друга.

"Путешественник - говорит ТиВи, Татьяна Викторовна Бабушкина, руководитель клуба, - человек рисующий. Он движется, впитывая в себя все оттенки пейзажа, и при встрече с долгожданным рождается великолепный рисунок. Встречаясь, близкие люди осознают, что их единомыслие и созвучие на расстоянии не призрачное. В их встречах начинает звучать потребность обмена устойчивым, удержания традиции."

Ребенок, почти любой, - приверженец традиции гнезд. Родители везут сюда своих детей как птенцов-выкормышей и растут вместе с ними в унисон, без возраста. Символом городка мы выбрали Башмачки - детские и взрослые, сказочные и деловитые, но главное - устремленные в очередное гостевание.

К этовцам приезжали друзья из Москвы, Донецка, Краснодона, Екатеринбурга, дети из загорского дома слепоглухонемых. Недавно установились связи с клубовцами из Десногорска, студентами из Балабаново. Для поддержки клуба возник в Новороссийске фонд "Вдохновение". А прошлым летом танаисская Поляна Смыслов собирала педагогов Ростова, Таганрога и Москвы.

Такому гостеприимству есть вполне историческое благословение. Танаис - одна из точек древнего Шелкового пути, а значит, и место пересечения различных культурных традиций. Это то самое пространственное поле, где взрослым и детям, танаитам, возможно жить родственно, но без ограничений, налагаемых узами кровной семейственности. Часто бывает, что детям трудно в их собственных семьях, потому что родителей не выбирают. В Танаисе семьи складываются иначе - взрослые и полу-взрослые разбираются исключительно по детским симпатиям. (Не удивительно, если ваш собственный ребенок вдруг захотел побыть не вашим, но если вы остались невостребованным родителем, это повод для основательной рефлексии.)

Дети в Танаисе ненадолго, но отвыкают от привычной беспризорности, им не приходится отвоевывать у взрослых кусочки внимания. Сами предлагают.

Один мальчик признался мне: "Здорово, что здесь старшие к детям не лезут, и дедовщины нет".

Так и сказал. Неясно, о какой именно дедовщине наслышан мальчик в свои шесть с половиной. Быть может, ему видится обжившийся в лагере старичок, который в приступах буйства время от времени разгоняет своей клюкой ребятню по палаткам. В любом случае, ни с детским, ни с взрослым самодурством в Танаисе я не сталкивалась. Хотя были и осознающие свою юбилейную исключительность дети. Они - ровесники лагеря, и в нем с первого года рождения. Атмосфера сегодняшнего Танаиса создана их родителями - этовцами. У костра еще поют устаревшие бардовские песни, читают "Маленького Принца", придумывают созвездия.



Уже нажитая аура Любви, Творчества и Откровения включает в себя тех, кто еще за ее пределами, но желал бы стать ближе. Таких много, и не много. Приходят в городок, дивятся - хорошо у вас. Но остаются не все. Сэкономить, недодать любви дело обычное, хозяйское. А вот отдать, и сполна...
Часть больше целого

От Татьяны Викторовны я слышала фразу, которую не сразу, но поняла. "В любви часть всегда больше целого". Так, повседневные бытовые мелочи оказываются не фоном панорамы, а теми деталями, которые и являют основную мысль и чувство творения.

В Танаисе никто не в праве насильно уложить ребенка спать или накормить его противной кашей. Не хочет - не ест. И это не вседозволенность. Можно и нужно доверять детям главное - осуществлять свободу выбора. Но наша забота, чтобы ребенок имел возможность разглядеть в мире лучшее, тогда он сам захочет участвовать в этом лучшем.




Правда, организовать это лучшее в пестрой, разновозрастной среде дело не простое. Даже в танаисском музее ребенку скучно, если экскурсовод монотонно начитывает лекцию для взрослых.



Мифы древней Греции оживут для детей тогда, когда с их участием будет придумана как минимум сказка-театрализация. С костюмами, декорациями и подвижным сюжетом - в прямом смысле этого слова.

Или вот - ситуация у яблони. Девочки - сидят себе под деревом, кукол шьют, с цветами возятся, рисуют, наконец. А вокруг яблони - в зоне пешеходной досягаемости - речка с камышами, раскопки с зияющими колодцами, в общем, все то, от чего настоящего пацана и за уши не оттащишь. Пока он сам пару раз не слазает в приглянувшиеся ему ямы, бесполезно заинтересовывать его чем-то иным. Тем более запретить. А когда можно? Ведь можно в принципе... Да, но только с полу-взрослыми, т.е. со студентами. Их дети еще не воспринимают как людей "по ту сторону" и принимают в свои игры. Так вот, эти самые полу-взрослые только и делают, что играют во все ими полу-забытое и ходят на речку по десять раз на день. Иногда жалуются.

Взрослый в лагере вообще сущность отдающая, можно даже сказать - жертвенная. Как-то я наблюдала удивленный взгляд туриста, к которому подбежал мальчик и, взахлеб объяснив, что очень спешит, попросил вымыть его тарелку. Турист так и остался стоять с грязной посудой в руках. Разумеется, гости не обязаны следовать родственным традициям. Я сама пару дней была в лагере "туристом", но вскоре захотелось большего. Выключенность из общей жизни стала невыносимой, и я обзавелась "семьей", став именоваться просто тетей.
Дрессировщики крылатых черепах

Для детей творчество - каждодневное занятие, только мы не всегда обращаем на это внимание.

- А давайте писать письма на этом! - кричит мальчик, держа в руках корки только что съеденного арбуза.

- Нет, я из них склею крокодила!

- Ладно, поделите пополам. Крокодил будет разносить по лагерю арбузные письма.

Так начинался день молчания. Общались жестами и посланиями. Вовсю работала голубиная, собачья почта, а также обычный почтамт. Но вторая половина дня молчаливой не вышла. В глиняной мастерской уже после десяти минут лепки эмоции перехлестывают все барьеры. За это время дети, обычно, успевают сотворить свои шедевры, и тогда начинается шумное коллективное творчество. Черепахе добавляются крылья, кружке - третья ручка. Однажды мне было очень неудобно за собственное зрение, когда в представленном мне изделии я не опознала обсерваторию. Почему взрослые, попадая в мастерскую, прямиком направляются к гончарному кругу или лепят сосуд в готовой форме? Наверное, боятся, что обсерватория не выйдет. А дети не боятся.

Творчества хочется всегда и, конечно, в Танаисе им не занимаются по расписанию. Но есть и традиционно запланированные праздники. Это Цирк и Базар.

С фантазией у детей все в порядке - каждый видит себя неким сказочным животным или героическим персонажем. Правило в Цирке одно - участвуют все. Не желающие перевоплощаться хотя бы фонарики держат, но на сцене. В представлении высвечиваются все детские и не детские амбиции. Иногда самый скромный из малышей вдруг хочет быть дрессировщиком, и непременно тигров. Неизменной любовью у детей пользуются: фокусник, лошадь, гусеница. Почетом пользуется должность уборщицы. Быть трансформером или черепашкой-ниндзя пока никто не изъявил желания.

Базар - зрелище сравнимое разве что с хлебом. К Базару готовятся все и заранее. Здесь за драхмы (отксеренная греческая валюта) можно купить и продать авторские лепные вещи, оставшееся печенье, макаронные бусы... Можно быть слоном и катать желающих - бесплатно. Можно перекрыть дорогу к особо важному объекту, и устроить таможню, похитить собаку, и требовать выкуп... В этот день взрослых особенно волнует их "бесправие". Запретить нельзя даже рэкет. Базар может стать щедрым, южным, а может превзойти все наши финансовые стереотипы. Дети сегодня очень разборчивы и знают цену всему. Но родственные связи, видимо, все же играют свою и не последнюю роль. Кто станет торговаться с мамой за браслет из шиповника?
Шляпалета

Неизвестно что это такое. Причудливый образ, летняя солома, каприз Татьяны Викторовны, которая, кстати говоря, никогда, даже зимой, не носит головных уборов.

В лагере все бредят шляпами. Вечером кепки, береты, панамы и огромный черный цилиндр вывешиваются на деревьях и палатках. Утром шляпы разбираются, и не всегда хозяину достается его собственная. Шляпами меняются, их дарят, теряют, находят. Шляпы лепятся из глины, в виде чашек, для шляпного чаепития. И к концу лагеря появляется ощущение одной широкополой шляпы, вызревшей в плод совместного проживания. Как оберег накрыла она взрослых и детей, выросших под одним солнцем.

Это даже не комфорт. Есть вещи жизненно необходимые. Сущностная вместимость человека сродни обычному сосуду. Что толку наполнять треснувшую чашку или необожженный кувшин? Нужно общаться с ребенком, а не с его трещинами и неудачами. Пусть он знает, что он хороший, что его любят. Звучит банально? Да, если слышать отзвук.Можно "воспитывать" ребенка, исходя из оценочных соображений - сделал неладно, значит сам неладный. Такими ярлыками утыкан взрослый мир. Ими легче всего разрушить детскую еще не самость, но уже целостность. Только почувствовав признание, внутренний уют и защищенность можно осознать себя и искренне раскрыться для внешнего.

- Хочется уберечь детей от окружающего давления, - говорит Татьяна Викторовна, - создать поле безопасности, в котором возможно развитие. В этом году в лагере появились больные дети. Многие болезни социального характера, граничат с неврозами и более страшными вещами. Среди остальных такие дети незаметны, но, вглядевшись, поймешь, что это "черепашата". В момент, когда ты теряешь их из виду, появляется чувство тревоги и желание быть рядом. Они - беззащитная защищенность, и идти к ним можно лишь через терпение и ласку.

Никто в лагере специально не искал себе трудных ребят. С ними вариативность ситуаций может приобретать вовсе не игровой характер. Но никто не взял на себя ответственность отказаться от попытки достучаться в закрытый мир "черепашат" уже пришедших в лагерь. Решили идти вместе, попутно вспомнив и педагогически преобразив, древнегреческую традицию. Некогда подошвы танаитов отпечатывались так: одна именем, а другая приглашением: "Иди за мной". Сегодня башмачки взрослых Танаиса, кроме имени, оставляют иной отпечаток: "Иду за тобой". Из всех путей к детям этот не самый короткий и, пожалуй, даже бесконечный. На то он и шелковый.

http://www.camps.ru/pages/496
мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
Контакты: FВ - Юлия Ремпель

Оффлайн Юлия Ремпель

  • Администратор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 15976
  • Юлия Ремпель
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #1 : 29 Июня 2013, 09:19:07 »
В контакте есть фильм о Тивишиных лагерях.

http://vk.com/fave?z=video-647558_164532643
мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
Контакты: FВ - Юлия Ремпель

Оффлайн Юлия Ремпель

  • Администратор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 15976
  • Юлия Ремпель
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #2 : 29 Июня 2013, 09:20:10 »
Виолетта ХРЯЩЕВА

Ростов-на-Дону
ученица Татьяны Викторовны Бабушкиной, закончила курс вальдорфской педагогики, педагог клуба для детей с психическими заболеваниями "Новые возможности".
Клуб ЭТО

Встреча с большой буквы

Мир ребенка и мир подростка неповторим и уникален. Свободное творческое общение и атмосфера - это, пожалуй, самое важное для нормального развития этого мира.

В период, когда человек ищет себя, свое призвание, свою личную индивидуальность, важно, с кем сведет его судьба. Встреча может стать решающей, и повернуть жизненный вектор. Встречи могут быть совершенно разные и по форме, и по воздействию. Встреча с книгами, с сюжетами искусств, с героем. Поэтому к встрече относились раньше как к важной жизненной точке. Встречу ожидали, к ней готовились, ее берегли. А потом перелистывали в памяти, ощущая ее дух. И иногда мне кажется, весь мир состоит из натянутых нитей встреч, и благодаря этим нитям, люди действуют, живут. Подросток, который находится в постоянном поиске авторитетов, более всех нуждается в настоящей встрече.

В свое время такой жизненной точкой для меня была встреча с удивительным творческим и ярким человеком Татьяной Викторовной Бабушкиной (ТиВи, как ее называют дети).

Татьяна Викторовна настоящий друг детей и подростков, понимающая и чувствующая язык детства. Она открыла для меня тайны интересного мира сотворчества взрослых и детей - "авантюрную" педагогику. Мы познакомились в 1997 году, когда ТиВи читала у нас в Педагогическом Университете курс лекций.

Так начались наши уникальные встречи, несущие в себе настоящие открытия. На наши юные головы посыпались фамилии удивительных людей, казалось, что маленькая уютная комната в доме ТиВи при наших встречах наполняется невидимым миром легенд. Но самое необычное - это атмосфера, которая возникала.

 

А потом был лагерь...

Мне, выросшей в пионерском лагере (мой дедушка был бессменным директором одного из таких пионерских лагерей), было сложно, потому что я попала в новую среду, где не было ни строгих правил, ни внешних рамок, все происходило по какому-то внутреннему чувству участников. Со стороны это могло показаться хаосом, но наступал вечер, и появлялись волшебные тени, рождались маленькие шедевры театральной педагогики.

Лагерь проходил на территории музея-заповедника, древнегреческого города Танаиса. Само устройство лагеря было очень необычно. Не было отрядов, а были семьи. Дети сами выбирали себе взрослых (родителей). Как я позже узнала, идея с семьями родилась в период, когда ТиВи работала с детьми из детского дома.



Самым главным открытием в этом лагере для меня стало, что мир может быть живым или механистичным. Живой мир - как любовь или красивый цветок, развивается по своим внутренним, не предугаданным, законам. Его развитие трудно просчитать. Это всегда риск, выживет или нет. Создавать такой лагерь вместе с детьми и подростками, студентами - это очень отважно, потому что это всегда рождения.

Механистическая же система имеет свои четкие правила, просчеты работы каждого винтика, выполнения определенных задач. В лагере ТиВи никто не ставил задач, они приходили сами благодаря детям, с которыми мы жили. Живое имеет всегда нечто духовное, то, что не поддается даже описанию, но между тем это духовное и есть самое важное с детьми. Именно оно и может повлиять на здоровье и развитие ребенка, на становление подростка. Гораздо позже я поняла, что Татьяна Викторовна так же отважно ведет свой педагогический клуб, и именно благодаря тому, что он имеет некий творческий дух и возникает удивительная атмосфера.

Я вспоминаю случай из лагеря. В самый первый вечер меня с моими старшими ребятами (сыновьями) попросили расставить в столовой столы. Мои ребята совершенно отказались мне подчиняться. Как я ни "распиналась" перед ними, они ныли, говорили, что хотят пить, есть, и вообще не хотят ничего делать. Я в конце концов начала просто орать и говорить, что устрою им что-нибудь ужасное, если они сейчас же не расставят столы и не перестанут ухмыляться. Эффекта не было, то ли мой внешний вид не производил нужного угрожающего действия, то ли еще почему. Они пытались уйти под предлогом напиться воды. Но я понимала, что если их отпустить, то они уже не вернутся и мне придется самой таскать столы или звать на помощь послушных восьмилеток. Я не заметила, как в столовую вошла ТиВи. Она некоторое время наблюдала за нами, а потом сказала: "А ты принеси им воды. Нельзя требовать, не дав человеку, не совершив по направлению к нему добрый поступок. Так говорит Арсеньев". Я запомнила эти слова, и это стало моим принципом, первым постулатом. Я принесла воды, и ребята быстро поставили столы.

 

Любовь к мудрости

Александр Семенович Арсеньев - учитель ТиВи - философ. Многие свои идеи ТиВи подкрепляет мыслями, доводами Арсеньева.

Каждый человек помнит, что такое подростковый возраст. Какие проблемы возникают в это время. Как трудно и сложно выбирать приоритеты. Подросток - это тот, кто ни с чем не согласен, стремится к независимости, но между тем очень поддается влиянию. Он находится в поиске идеалов. Он протестует против уже выдвинутых обществом законов. Это слабость и сила одновременно, яркая, иногда агрессивная сила молодости и слабость ввиду отсутствия мудрости, опыта. Итак, подросток стремится к постоянному противоречию. Несмотря на то, что всегда воюет со всем навязанным ему, сам же стремится к общению. "Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке и понимании". (А.Арсеньев). Подросток находит общество - тусовку, где может действовать не глядя, не задумываясь, как все. Поддаваясь общей волне, забывает о себе и своих интересах. В таком обществе он реализует свое индивидуальное, личное. Так сложно и тяжело рождается личность, так появляется человек.

Сопротивляясь окружающему социуму, личность подростка укрепляется, рождает настоящего творческого человека. А. С. Арсеньев утверждает, что главная задача педагога и психолога не погубить это стремление к противостоянию общественному, а скорее укрепить его и поощрить(!). По мнению Арсеньева, современная психология и педагогика совершает ошибку, ущемляет его творческий дух, считая, что подростку жестко необходимо социализироваться. "Именно эта общая тенденция социализации подростка как формы его включения в общественную жизнь кажется мне разрушительной для его личности". Если вспомнить, то настоящие личности, духовные, сильные, сохраняющие истинную культуру, всегда боролись с окружающей их социальной средой, находились в оппозиции, тем самым отстаивая свою индивидуальность. Именно такая личность оставляет след, она является творцом. "?Личность, как высшая ценность, представление о которой сложилось в христианстве как об индивиде, обладающем бесконечной внутренней свободой и такой же бесконечной взятой на себя нравственной ответственности, не может быть частью чего бы то ни было, но лишь бесконечным универсальным Целым, эквивалентным Миру как таковому"

 

Разочарование в науке плюс очарование практикой равно ЭТО

Для подростка важна среда, в которую он попадет, вернее, важны те идеалы, которые ему эта среда даст. И где еще, как не в клубной атмосфере, такая среда возникает?

История развития клуба ЭТО интересна, сложна и даже запутана. Он возник в 1975 году под руководством Татьяны Викторовны Бабушкиной и назывался он тогда: Эстетика, Творчество и Общение. Клуб менял названия, менял свою деятельную направленность, но суть клуба остается прежней и теперь. Главным было то, что клуб давал возможность подросткам творчески реализоваться, пробовать себя, познавать свои возможности.



Тогда Татьяна Викторовна, окончив филологический факультет Ростовского университета, училась в аспирантуре, работала над диссертацией и вечерами безвозмездно выступала в школах перед детьми с лекциями о литературе, искусстве. Она рассказывала о великих эпохах: античности и Возрождении. После лекций самые любознательные, а иногда и самые одинокие дети подходили к ней с вопросами, а чаще всего стремились просто к общению. И Татьяна Викторовна ощущала, что лекции не могут утолить тот духовный голод, который испытывают подростки. Но детям хотелось не только говорить о великих эпохах и людях, но и самим жить в этих эпохах. А такое их желание могла удовлетворить только игра. Так родились идеи устроить День Афин, Дни Итальянского Ренессанса, Дни Диккенса. Они начали сами шить костюмы, сами рисовали декорации.


Потом им стало тесно в маленькой школьной комнате и ребята нашли пустующий подвал и собственными руками попытались воссоздать в нем некие фрагменты фантастического мира, в котором были бы видны черты эпох Эсхила, Данте, Шекспира. Работая непосредственно с детьми, сталкиваясь со многими нелегкими судьбами, ТиВи поняла, что теоретическая педагогика, существовавшая тогда - мертва, далека от сути и не может помочь ребенку укрепиться и состояться. Не дает ему той духовной поддержки, в которой он нуждается. Находясь на одном из заседаний научной кафедры, Татьяна Викторовна ощутила наиболее остро неподвижность и сухость всей педагогической системы, поняла невозможность таким путем помочь детям. Она вышла с заседания и больше туда не вернулась, а пошла она во Дворец пионеров и попросила взять ее на работу социальным педагогом.

 

Кочевая педагогика

Постепенно деятельность клуба вышла за рамки "оседлых" карнавализированных вечеров. И клуб превратился в "кочевой". Татьяна Викторовна считает, что клубы делятся на оседлые и кочевые. Кочевые - это такие как ЭТО. Они узнали, что на Урале существует подобный клуб КОН-ТИКИ. И вот ЭТО поехало к КОН-ТИКИ. Вообще за период существования клуба, с 1975 - 1983 год, клуб ЭТО совершил много удивительных поездок и творческих дел. Каждое лето они проводили несколько лагерей. Но на все это нужны были деньги, которые подростки зарабатывали сами на стройках. Они ездили в Загорский детский дом к слепоглухонемым детям. Делали праздники, разрисовывали стены.



Ездили в село Прелестное к удивительному педагогу Шевченко. Организовывали лагеря под Танаисом. В Туапсе дружили с Ланцбергом. Каждый год они ездили в Москву, где знакомились с уникальными людьми, театрами, музеями. Это напоминает деятельность вестника, собирающего живую культуру. Получается, что с приходом в клуб замкнутый мир подростка расширялся, и такая яркая живая жизнь провоцировала ребят на творческое рождение, созидание. Они стремились отдавать, делиться всем переполняющим их, так они учились помогать другим. К Загорскому детскому дому они прокладывали теплотрассу, в своих летних лагерях они работали с утра на колхозных полях, а потом вечером ставили постановки, меняя окружающий их мир, превращая его в театр.



Однако такая необычная бурная деятельность клуба не могла не вызвать подозрения у советской государственной системы. И после критической статьи в 1983 году деятельность клуба остановилась, затихла, замерла. Но он возродился в новом стремлении, в стремлении педагогическом.

 

Метаморфозы

Составить историю клуба так же трудно как и биографию человека, в ней все переплетено. Например, в клубе всегда звучали педагогические нотки, но в определенный период они превращаются в музыкальную симфонию и становятся основным содержанием клуба.

С 1986 по 1990 год Татьяна Викторовна работала с детьми из детского дома. Раньше, в 1980 году, появляются "уроки фантазии" для малышей, они проводились сначала в классе, в котором училась дочь ТиВи. Попадая в первый класс, ребенок сталкивается с очень серьезной психологической проблемой, потому что теперь он сталкивается с новой и обязательной для него деятельностью - обучением, очень трудно переключиться с игры на жестко оцениваемое обучение, именно поэтому у многих первоклассников начинается перегрузка нервной системы. Уроки фантазии - это занятие-праздник и игра. Терапевтическими могут стать именно такие уроки-праздники, игровые творческие занятия, подготовленные подростками для малышей.



 И если раньше клуб был в основном только для подростков, то теперь появляются и дети до 12 лет. В 1990 году рождается новая форма клуба "Пространственный клуб".

Как уже упоминалось выше, клубы бывают оседлыми и кочевыми. Кочевые - это клубы, совершающие постоянные поездки и походы, с целью обучиться и обучить, передать и пополнить свой культурный багаж. Оседлые - это точки, сосредотачивающие в себе несколько ярких личностей, несущих культуру, притягивающих к себе "Пространственный клуб" - когда несколько клубов, людей связаны друг с другом и совершают образовательные путешествия.

В 1997 году "Школа одной комнаты", с 1999 - "Внимание, черепаха". Всегда ТиВи работала с самыми трудными подростками в школах города, читала им особенные игровые лекции. Потом эти старшие школьники проводили уроки фантазии для первых классов. Они как бы ощущали ответственность перед младшими. Менялись, становились серьезней. А летом проводили лагерь, куда съезжается немыслимое количество друзей и знакомых, дети клубовцев прошлых лет.

 

Собранные в одну "вертикаль"

Главным отличием клуба ЭТО была его открытость, он существовал как открытая система. Для закрытой государственной системы клубы всегда несли опасность "развинчивания заржавевших винтиков", потому что учили человеческому общению, они передавали духовный опыт, когда в других областях это было невозможно. Клубы шли через запрещенную литературу. Клубовцы читали "Доктора Живаго", "Мастера и Маргариту", ставили "Чайку Джонатана Ливингстона".

Клубы воспитывали культурного человека, человека с ранней рефлексией. С другой стороны, такие клубы как ЭТО в пространстве размытых человеческих отношений давали прецедент человеческой надежности. Валерий Хилтунен говорил: "Многое забудется, но то, что сделала клубная педагогика XX века, не забудется никогда".

Как определяет сама Татьяна Викторовна: "Смысл клуба для клубовцев заключался в передаче от "горизонтали" к "вертикали" и наоборот". Горизонталь - это организация пространства общения, а вертикаль - это те ценности, которые в эту горизонталь передавались. Во многих клубах методика и организация горизонтали была важней, ЭТО отличался тем, что он вначале выбирал некую точку "вертикали" и вел ее к "горизонтали".

Итак, клуб существовал как открытая система, клубовцы между собой называли себя не клубом, а семьей друзей, а сама ТиВи считает его сообществом .

Второй отличительной особенностью клуба, его вторым принципом было отсутствие жесткого планирования, все время во всем вариабельность.

И третий принцип - это построение всех дел клуба через культурную вертикаль.

Сегодня клуб сохранил все принципы, рожденные еще в 80-х годах. И если сейчас во многих педагогических системах такие принципы норма, то тогда это было подвигом, прокладывающим путь к этой норме. Может, потому, что направление было выбрано верное, многие клубовцы встречаются и общаются до сих пор, а клуб живет и как прежде ищет новые формы.

http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/16/8
мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
Контакты: FВ - Юлия Ремпель

Оффлайн Ancha

  • 92 дня лета
  • Читатель форума
  • *
  • Сообщений: 42
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #3 : 01 Июля 2013, 00:03:03 »
Какая тема! Спасибо, Юля!

Оффлайн Снетковская Наташа

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 307
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #4 : 02 Июля 2013, 09:33:39 »
 :)  Мы с тобой одной крови!
Федор 24.07.2007
Роман 18.12.2011
Любовь 31.01.2015

Оффлайн potterica

  • Поехали с нами в лагерь!
  • ***
  • Сообщений: 204
  • Мир Вам
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #5 : 16 Ноября 2013, 11:48:34 »
Какая нужная и необходимая информация ... Спасибо

Оффлайн Катюнька

  • Поехали с нами в лагерь!
  • ***
  • Сообщений: 141
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #6 : 17 Ноября 2014, 11:00:31 »
Юля, а можно вопрос? Может уже ты отвечала, но я не могу вспомнить.  Тиви делала лагеря с подростками и детьми из детского дома. Подскажи, кто-нибудь сейчас делает такие же лагеря? Почему ты не делаешь лагеря с подростками и их родителями? Думаю многие дети, которые были  в лагерях у тебя и перешли рубеж 8 лет очень скучают по твоим лагерям...

Оффлайн Юлия Ремпель

  • Администратор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 15976
  • Юлия Ремпель
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #7 : 17 Ноября 2014, 12:04:18 »
Катюш, я считаю, что в лагеря подростки должны ездить уже без родителей.

Родители уж очень не хотят выходить из своих родительских ролей. И у детей не получается взрослеть.

Тивиша сначала делала "колхозы" для студентов.

Театрализации, художественные постановки , лекции - это все было составляющей частью  колхоза. Основную часть его составляло ОБЩЕЕ ДЕЛО. Полезное не только для тебя, но и для других.

Под опекой Тиви был загорский детский дом слепо-глухо-немых детей.

Клубовцы ездили туде рыть траншеи, красить заборы. Заниматься с детьми.

Лагеря с детьми появились позже. Обо всем этом читае в ее книге.

Лагеря с подростками. У ТиВи это была смена привычных ролей. Обмен семьями. Ты бы перестала быть мамой Вари. У тебя появились бы новые дети, с которыми ты жила бы в палатке :) А Варя ушла бы в другую семью...
мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
Контакты: FВ - Юлия Ремпель

Оффлайн Biruzinka

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 1016
  • Наташа
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #8 : 18 Ноября 2014, 09:30:05 »
Юля, очень интересная тема - обмен семьями, думаю очень полезен и детям, и родителям такой опыт.
У Сони в Греции начался период, когда ей нужен значимый взрослый, но не родитель.
В Греции это была чудесная Гуля, сейчас она общается с Natalika. Эти отношения помогают ей взрослеть.
Я рада, что есть круг взрослых, которым я доверяю и не тревожусь за Соню, спасибо тебе за чудесные знакомства :)
Соня 12 лет
Максим 8 лет

Оффлайн Снетковская Наташа

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 307
    • Просмотр профиля
Re: Что такое кочевые лагеря. Наша история.
« Ответ #9 : 18 Ноября 2014, 21:20:09 »
Юля, а можно вопрос? Может уже ты отвечала, но я не могу вспомнить.  Тиви делала лагеря с подростками и детьми из детского дома. Подскажи, кто-нибудь сейчас делает такие же лагеря? Почему ты не делаешь лагеря с подростками и их родителями? Думаю многие дети, которые были  в лагерях у тебя и перешли рубеж 8 лет очень скучают по твоим лагерям...

Лагеря Тиви в итоге распались на несколько лагерей (это если не считать Юлины,так как они появились еще при Тивише). Как минимум на три, два из них для подростков! Вот лагерь этого лета https://vk.com/event69381811  Туда и малыши ездят с родителями, но программа рассчитана на старших. а дети рядом :) Сейчас конечно не так как было раньше, слишком много родителей, помощи, даже старшие дети часто с родителями, хоть и живут в отдельных палатках. Честно говоря, родителям просто самим нравится ездить в лагерь :). А мы ездим семьей потому что. во-первых. хотим сохранить все это. а во-вторых, ребенок получает опыт общения с подростками и студентами в совместной деятельности, где это можно найти в обычной жизни?
Федор 24.07.2007
Роман 18.12.2011
Любовь 31.01.2015