«Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны». (Давид Самойлов)
ДАВАЙ ПРИСМОТРИМСЯ К СЛОВАМ!
Участников моего курса «Покажите язык!» приводило в восторг слово «окошкодохлиться», придуманное А.П. Чеховым. С чем оно связано: с кошкой или с окошком? Каких только вариантов его расшифровки ни предлагали ребята! Форма этого слова стимулирует детское воображение. Она не отпускает до тех пор, пока не будет разгадана. Пока не будет установлена связь между нею и значением слова.
Это похоже на игру, когда ты засовываешь руку в полотняный мешочек и на ощупь пытаешься определить предмет, спрятанный там. Кажется, затея простая. Но это только кажется И вот ты уже в который раз вертишь этот загадочный предмет в руках. Ощупываешь его бока. Пытаешься потрясти его. Поковырять пальцем, чтобы определить материал, из которого он сделан. А потом спешишь вытащить его на свет, чтобы проверить свою догадку. Из такой вот детской забавы и родилась идея этого курса, название которого стало одновременно и его девизом: «Давай присмотримся к словам!» ***
Мы будем говорить с ребятами о словах, форма которых непосредственно связана с их значением:
«Змеилась речка в тишине,
Плетя витки излучин.
А там, на самой глубине,
Плотвичку сом прищучил.
Вдали темнели берега,
Ершился лес на склоне.
И кот, окрысясь на щенка,
Мышонка проворонил». (Феликс Кривин)И будем размышлять над словами, форма которых таит в себе подвох:
«Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?
Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?
Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!
Почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!
Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми!» (Леонард Кондрашенко)Последняя строчка стихотворения – ответ на вопрос о том, зачем все это нужно ребенку. Помните слова Льва Успенского: «Моя задача – отшвартовать вас от берега»?
Заинтересовать. Приучить задумываться. Пробудить языковое любопытство.
Это ведь так важно, чтобы ребенок не боялся встречи с незнакомым словом, не проходил мимо него, а наоборот, стремился приглядеться к нему повнимательнее, докопаться до его сути.
Это тренировка для мозга, только вместо гантелей и гирь – слова и спрятанные за ними смыслы. Ниже вы можете познакомиться с тематикой наших занятий и прочитать ознакомительные фрагменты материала.
Материал каждой недели курса довольно объемный (в среднем 20 печатных страниц А4), так что нам с ребятами будет о чем поговорить ПЕРЕЙТИ К КУРСУ