Автор Тема: Марина Москвина. Учись видеть!  (Прочитано 39362 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alanna

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 384
    • Просмотр профиля
Re: Марина Москвина. Учись видеть!
« Ответ #10 : 20 Ноября 2011, 18:43:40 »
Хотелось бы поделиться своим впечатлением от статьи об удивительном человеке. И для него тоже - "Главное видеть"... :)

Тонино Гуэрра: "Главное - видеть!"http://www.ozon.ru/context/detail/id/4390643/

Тонино Гуэрра не только выдающийся кинодраматург, сценарист, работавший над картинами Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрея Тарковского, братьев Тавиани, Тео Ангелопулоса и многих других, не только поэт и прозаик. Это человек, воплощающий собой эпоху Возрождения в наши дни, - так разносторонне он одарен и увлечен. Он создает мебель, разбивает сады, делает фигурки и рисует по ткани, проектирует и строит фонтаны, участвует в общественной жизни.
Некоторые мысли этого удивительного Человека
Когда падает лепесток, я уверен, что кто-то протянет руку, чтобы он просто так не упал на землю. Я не монах дзен, который хоронит опадающие лепестки. Просто это и значит видеть. И так всю жизнь. Я стараюсь не просто смотреть, а видеть.

Не надо выдумывать сюжетов, я никогда не делал этого. Чтобы узнать побольше о том, что меня окружает, я каждый день читаю по четыре-пять газет. Например, недавно прочел в газетке, как вор, только что вышедший из тюрьмы после четырех лет заключения, возвратился домой, и первое, что сделал, - это открыл клетку с канарейкой и выпустил ее. Эти человеческие случаи меня поражают, я вырезаю и вклеиваю понравившиеся истории в большие тетради. Когда Тарковский приехал в Италию, мы не знали, что делать, я предложил ему полистать тетради с вырезками. И он влюбился в историю о шестидесятилетнем человеке, который закрылся в доме с сыном, будучи уверенным, что грядет конец света. И этот факт лег в основу сценария "Ностальгии".

Оффлайн Юлия Ремпель

  • Администратор
  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 15976
  • Юлия Ремпель
    • Просмотр профиля
Re: Марина Москвина. Учись видеть!
« Ответ #11 : 20 Ноября 2011, 21:18:09 »
Я с таким удовольствием прочитала эту статью. Так близко все, о чем он говорит.

А мнение :) Ты в первом предложении обещала свое мнение :)
мой рабочий мейл: julia_rem@mail.ru
Контакты: FВ - Юлия Ремпель

Оффлайн Alanna

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 384
    • Просмотр профиля
Re: Марина Москвина. Учись видеть!
« Ответ #12 : 21 Ноября 2011, 07:45:40 »
Я с таким удовольствием прочитала эту статью. Так близко все, о чем он говорит.

А мнение :) Ты в первом предложении обещала свое мнение :)

Впервые о Тонино Гуэрра я узнала из новостей по каналу "Культура". Представляли его живопись, эмали, зарисовки, а потом было короткое интервью с ним. Готова была слушать, и слушать... Меня удивило, что на серьезные темы жизни этот Поэт, Художник, Удивительный Человек так по-доброму, с чуткой интонацией, с оттенками разных положительных чувств говорит. И его воспоминания в статье "Главное - Видеть" проникнуто такой лирической нотой, что хочется их перечитывать и перечитывать: забраться на свой теплый диванчик, завернуться мягким пледом или пушистой шалью, потягивать душистый кофе и вдыхать аромат жизни :)
В книге Тонино Гуэрра ""Семь тетрадей жизни" есть такая цитата Карла Бо: "Все, до чего дотрагивается Тонино Гуэрра, становится поэзией. Он наделен удивительным изяществом, памятью народа вечной и непреходящей".

Оффлайн лена егорова

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 404
  • Краевед, географ, педагог...
    • Просмотр профиля
Re: Марина Москвина. Учись видеть!
« Ответ #13 : 06 Декабря 2011, 20:58:04 »
Девочки, вот замечательное интервью с Мариной Москвиной Марина Москвина: «Истинно то, что улыбается». Беседовала Елена Фортуно.

По ссылке есть ещё два фото и сказка "Что случилось с крокодилом"

Цитировать
Марина Москвина: «Истинно то, что улыбается»
 

Елена Фортуна


«Всё, что меня интересует где бы то ни было — это жизнь, смех и любовь» — говорит писательница Марина Москвина. Не каждый взрослый постигнет все смыслы её детских книг — и наоборот, вполне «взрослыми» вещами зачитываются подростки. Может быть, потому, что «жизнь, смех и любовь» — это самый простой рецепт счастья, доступный каждому?



«Родные люди»:
Марина, читая ваши книги и общаясь с вами, будто купаешься в радуге. Столько радости, столько оптимизма! Что это — характер, результат долгой работы над собой?

Марина Москвина: Я выросла среди смеющихся людей. Это вошло с молоком матери, с переполненными смехом и радостью генами дедов и отца. Каждый в нашем огромном родственном клане, пережившем войны и революции, обладал потрясающим  чувством юмора. Это были фантасмагорические удальцы и герои, неутомимые возлюбленные и хохмачи — вполне реальные персонажи, населяющие теперь мои книги. Всю историю нашей страны можно проследить, листая мои семейные фотоальбомы и архивы, которые сохранила моя мама. Об этом я пишу сейчас большой, мифологический, странный, отчасти, трагический и смешной роман — и мои старики опять окружают меня, курят папиросы, заначивают «чекушку», рассказывают свои истории, излучают любовь. Отлично помню, как они без конца шутили друг над другом, пели, смеялись, кто-то надевал на голову капроновый чулок!.. Я младшая в семье, меня все любили. Я выросла, защищённая от ветров, под крылом удивительно прекрасных птиц высокого полёта. Они и меня ставили на крыло, наделили весёлым нравом. А я слагаю о них песни.

РЛ: Если говорить о крыльях, нельзя не вспомнить вашу сказку «Что случилось с крокодилом» — о том, как у крокодила вылупился не крокодильчик, а птенец, и потом они вместе улетели далеко-далеко. Кто не читал сказку — тот наверняка видел мультфильм по ней, который все принимали почему-то за французский…

ММ: Всех сбил с толку синхронный перевод в фильме — разве сразу разберёшься, что перевод не с французского, а с крокодильского? Это была моя первая сказка. Несколько лет я проучилась в интернате. И вышла оттуда очень непохожей на обычных детей. Вылитый вот этот самый Крокодил, у которого всё «не как у людей», все представления о мире перевёрнуты с ног на голову. Но я вам так скажу — этот крокодил, защитивший своего птенца, несмотря на огромные невзгоды, которые пришлось ему претерпеть в болоте, стал и моим собственным нравственным ориентиром. Этакой Чайкой Джонатаном Ливингстоном. Он как-то храбро повёл меня дальше по Небу и по Земле, всюду обнаруживая родственные ему души — которые никогда не дадут в обиду слабого, заступятся, утешат, подставят своё крокодильское или какое у кого — но обязательно верное и дружеское плечо.

РЛ:
Если бы я не читала вашу повесть «Не наступите на жука», где сюжет очень достоверно разворачивается в стенах интерната, я бы не поверила, что с вами это действительно произошло. Многие дети, оставшиеся даже на время без родительской заботы, получают настолько глубокую психологическую травму, что долгие годы не могут справиться с её последствиями. А вы производите впечатление человека, который безостановочно счастлив с первых секунд появления на свет.

ММ: С интернатом получилось так. Папе-дипломату, учёному, историку, предложили работать в Париже представителем Советского Союза в ЮНЕСКО, туда ему обязательно надо было ехать с мамой. А бабушка не хотела оставаться одна с двумя детьми — со мной и старшим братом Юриком. Вот меня родители чисто по-человечески попросили пожить в интернате — очень хорошем, «английском», грех жаловаться. И всё равно это было серьёзным испытанием — третий класс, абсолютно домашний ребёнок... Но теперь, когда я прочитала столько мудрых книг о том, что каждое событие в нашей жизни несёт в себе послание Вселенной, что «кино уже снято», а мы продвигаемся по заранее продуманным режиссёром и сценаристом эпизодам, причем и режиссёр и сценарист — мы сами, я благодарю за это Вселенную и родителей. Каким важным событием для меня стали три года в интернате, какой я получила колоссальный урок, встретив там настоящих друзей и Учителя. Вообще, две вещи, на которых я стою — жаркая любовь своих родителей, бабушек, дедушек, и вот эти несколько лет в интернате, где я один на один, лицом к лицу повстречалась с человечеством, казалось бы, не имевшем отношения к моей дружелюбной семье, в объятиях которой всегда было так безопасно и комфортно. Здесь от меня самой зависели мои взаимоотношения с людьми — и дружба, и любовь, вражда, творчество. Всю жизнь эти нити из детства тянутся, прослеживаются в судьбе. Об этом я написала не только «Не наступите на жука», но ещё и  взрослую повесть «Между нами только ночь». Так во мне мирно уживаются дикая природа и ухоженный яблоневый сад.

РЛ: А во всех ваших произведениях прекрасно уживаются такие, казалось бы, несовместимые вещи — глубокая «серьёзность» и элемент чуда, какой-то сказки...

ММ: Меня часто спрашивают — а это всё правда было? И я честно отвечаю: правда! Мы живём в эпицентре чуда. Я ничего не выдумываю — это реальность, которая рассматривается чуть в более широком спектре. Иногда радуга кажется нам трёхцветной — но она всё равно семицветная, даже если не улавливаешь остальные цвета. А когда воспринимаешь мир, я уж не говорю — во всём великолепии, а хотя бы чуть пристальней, чем обычно — тут и боги появляются, и жители подземных миров, и человеку становятся по силам волшебные свершения. Ещё я точно знаю: если ты веришь в чудо, оно тоже начинает потихоньку в тебя верить.

РЛ: Что должно быть в хорошей детской книге, кроме чуда?

ММ: Мой учитель Яков Аким говорил: «Рассказывать ребятам можно обо всём, даже о самом грустном, лишь бы это не было скучно и уныло. Это должно быть как письмо к человеку, которого вы любите и чьё мнение дорого для вас. Надо «поймать» тот голос, которым вы разговариваете с собой, тогда веришь, что человек не врёт». Тут присутствует особое вещество — как полезные фитонциды в парке после дождя. Оно поможет тебе оставаться всю жизнь живым и сияющим, оберегать этот мир, деревья, зверей и людей. Позовёт в необозримые дали. Воспитает вкус, чувство юмора, научит откликаться на зов этого мира и, возможно, других миров. В хорошей литературе всегда идёт речь о настоящих и важных вещах. Она помогает жить. Это её отличительная особенность.

Читали, читали нашему сыну Серёне всё его детство вслух любимые свои книжки… А теперь, представляете? Он работает в издательстве «Рипол-классик» и выпускает книги для детей. Причём сразу начал с того, что сам любил в детстве. А ведь у нас дома трепетно хранятся самые прекрасные издания с автографами Юрия Коваля, Валентина Берестова, Геннадия Снегирёва, Юрия Сотника, художницы Татьяны Мавриной… Наших талантливейших друзей — писателей и художников. Так вот, Серёня придумал серии — «Галерея волшебных сказок» и «Шедевры книжной иллюстрации для детей» — и выпустил с картинами Геннадия Спирина «Каштанку» Чехова и «Нос» Гоголя, русские сказки, нарисованные Анатолием Елисеевым, «Аленький цветочек» с Борисом Диодоровым, невиданную «Алису» с иллюстрациями сказочницы Туве Янссон. Разные у него планы роятся в голове, приходит с работы, весь в делах — то был у Евгения Монина в мастерской, то у Льва Токмакова, то у Виктора Дувидова, созванивался с Кабаковыми, с Гороховским…Серьёзный человек. А мы-то с Лёней мечтали, чтоб он стал клоуном или джазовым музыкантом.


РЛ: Сын Серёня и муж Лёня — полноправные герои ваших рассказов, повестей и романов. Как они к этому относятся?

М: Серёне посвящена книжка «Моя собака любит джаз». Каждый рассказ, где я описывала очередное приключение нашей авантюрной семейки, он внимательно выслушивал — со всеми своими реальными репликами, радостями, горестями — и делал заключение:

— Не знаю, не знаю, — вздыхал он. — Вот тут мало что понятно. А если уж я не понял, вряд ли кто-нибудь поймёт…

Прошло много лет, и эти рассказы поставил детский театр «Арлекин» в уральском городке Лесном. Они привезли спектакль в Москву, мы пришли, сели в третьем ряду — поглядываем немного снисходительно: мол, вот, ребята молодцы, зря время не теряют, занимаются самодеятельностью. А там как пошло-поехало — мы вообще не знали, плакать нам или смеяться. Вся жизнь прошла перед глазами.

А Лёня — это вообще уникум. В нём живет штук пятнадцать буйнопомешанных художников и неисчислимое множество разных удивительных людей. Причём, какую ипостась ни возьми — готовый герой для романа. Он знает: я всё за ним записываю. Смеюсь — и записываю. Плачу, а сама записываю.

РЛ: Леонид Тишков — известный художник. Вы помогаете ему мастерить объекты для инсталляций и спектаклей. Он иллюстрирует ваши книжки. Судя по всему, у вас полная гармония в творчестве.

ММ:
Я его долго ждала как иллюстратора. Неторопливо создавал он иллюстрации к «Школе дураков» Саши Соколова, «Войне с саламандрами» Чапека, «Охоте на Снарка» Льюиса Кэрролла, Козьме Пруткову, Замятину, Булгакову, Хлебникову, Хармсу, к «Двенадцати стульям» и «Золотому телёнку»… Еле-еле по большому блату и за выслугу лет обратил он на меня своё внимание и стал иллюстрировать мои книги. Больше того, когда у меня вдруг застопорится повесть или роман, он даже садится за компьютер и пишет продолжение. Во всех моих вещах есть достойнейшие эпизоды, написанные Тишковым. А я вот, не без его влияния, увлеклась живописью. Как сказано в древней книге: «По плодам узнаете вы любовь Его…»? Что-то вроде этого.

РЛ: Вы так верите в судьбу? В счастливую встречу людей на этой планете?

ММ: У меня много знакомых деревьев. Близких друзей-деревьев у меня, наверное, столько же, сколько друзей среди людей. Зимой я часто катаюсь в лесу в Переделкине. И там есть один мой любимый дуб, который я всегда обнимаю, когда еду мимо. Однажды я с ним познакомила Лёню. Потом я уехала в Москву, Лёня остался в Переделкине — я вернулась, Лёня уехал... И вот еду я по лесу, всё белым-бело, встречаю моё дерево и думаю: интересно, Лёня узнавал его без меня? Приветствовал ли? Подъехала, обхватила руками, вдруг вижу — в том самом месте, где я обычно лбом прижимаюсь к стволу, белеет маленькая, почти незаметная бумажка. Я вытащила её, не без труда развернула — там было написано детским почерком, немного корявым, который вполне мог принадлежать и Лёне, и дереву:

«Здравствуй, Марина!»

Я чуть не растаяла там на снегу. И подумала: может, ради этого момента мы и встретились в этом лучшем из миров?

 

Бусинка Варя и Кнопочка Лиза!
Раскройте сердце навстречу подаркам, которые предлагает нам жизнь!

Оффлайн Дарья А.

  • Читатель форума
  • ***
  • Сообщений: 37
    • Просмотр профиля
Re: Марина Москвина. Учись видеть!
« Ответ #14 : 17 Августа 2016, 17:42:59 »
Книгу Марины Москвиной "Учись видеть. Уроки творческих взлетов" переиздали. Она есть в Лабиринте: http://www.labirint.ru/books/409188/ - купила давно, читаю потихоньку... Пишет приятным слогом, очень искреннее и вдохновенно.
Сын-космонавт, 6 лет