Итак, следующее занятие. По-моему, начало очень вдохновляющее. Ощущается размах, дети заняты – что еще надо
Вижу, что то, что у меня запланировано вперед, некоторые уже сделали, когда просто делали «что-то» -- чаши, колбаски, и так далее. А дети вообще лепят вперед вас. Ну и хорошо. Мои уроки – это некая последовательность, в которой мне кажется правильным осознавать какие-то вещи. К каждому действию у меня некое "философское" обоснование. Но делать-то вещи можно, и до и после философии.
То есть, если вы что-то сделали раньше, то для вас это повод сделать еще раз чуть по-другому, или просто удостовериться, что все вы сделали правильно, или делать вещи еще дальше вперед по своему желанию.
Мне, например, доставляет удовольствие делать много раз одни и те же вещи, но не торопиться, не стремиться к одинаковому результату. Тогда каждый раз появляются какие-то тонкие мелочи, идеи и идейки, в которых столько жизни и красоты!
Так что эти уроки выкладываю почти как есть, как записал, а все добавки и комментарии или в ваших дневниках или здесь же но позже.
Да, еще обратил внимание на то, что я на видео как-то очень серьезно все делаю, сдержанно. Ну, это так получается, записываю один, рассказываю все видео-камере, кого-то еще к этому подключить нет возможности. Но у вас на фотках такая движуха, что, кажется, все нормально.
1 серия. БлиныИгра в глину 2-12 серия. Колбаски и чашиИгра в глину 2-21 серияНапоминаю, что мы учимся видеть и делать обобщенные крупные формы, не углубляясь в детали. Это позволит вам потом а) лепить быстро, б) находить простой образ, доступный ребенку, в) понимать возможности ребенка и помогать ему соответственно его возможностям. Мы работаем ладонями, а не отдельными пальцами. На прошлом занятии мы давили на кусок мягко, постепенно, не изменяя его формы резко. Сегодня будем давить сильно.
Возьмите округлый кусок и
ладонями сплющите из него лепешку. Аккуратно, постепенно, чтобы лепешка получилось круглая и ровная, но все равно сильно. Расплющивайте ее дальше пальцами и ладонями на весу. Насколько у вас это получится, пока она не начнет валиться и рваться? Положите кусок на стол, поплющите ладонями на столе. Переворачивайте лепешку. Насколько вам удастся расплющить лепешку ладонями на столе?
Возьмите скалку, раскатайте скалкой как можно шире и тоньше. Измерьте ширину и толщину.
Скалка – это общий навык для ребенка, он полезен сам по себе. Тут смелость надавить изо всей силы, навалиться всем весом тела, координация движения рук. Это технический способ раскатки, но катать нужно с душой. Это масленичное дело, представьте себе, что сейчас Масленица, и вы катаете прекрасные блины необъятной ширины.
Что можно сделать из лепешки и блина? Поставить стенку, нарвать на ленты, вырезать дырки, свернуть в колокольчик или стакан. Что еще? В каких играх и сказках могут пригодиться все эти вещи? Понаделайте маленьких лепешек, оладий – что можно сделать из них? Дорогу, забор, тарелки?
2 серия
Скатайте колбасу разными способами – разминайте в руках, катайте в руках на весу, катайте на столе. Понаблюдайте, как в одном месте катаешь, в другом крутится. Сделайте колбасу как можно длиннее, как можно тоньше. Измерьте длину и толщину.
Что сделать из колбасы? Улитку, удава, чурчхелу? Измерьте удава в попугаях и других вещах, которые попадутся под руку. Нарежьте колбасу на куски. Во что можно играть? Сосиски, бревна? Сварите с ребенком сосиски и макароны, сложите избу из бревен. Подскажу, что в избе важно класть углы крест-накрест, внахлест, и сильно прижимать их сверху, чтоб между бревнами не было щелей. Могу предложить
задание для настоящих пап – сделать из колбасок Эйфелеву башню.
Что для вас оказалось естественнее – рвать блин и колбасу руками или резать стекой? Как выравнивать край – подлеплять сбоку пальцами или чиркануть ножиком? В целом можно сказать, что в первом случае в вас сильнее эмоциональная сторона, а во втором – интеллектуальная. То же самое с детьми. Правильно и обратное – работа только руками и мягкие округлые неправильные формы развивают чувства, эмоции. Работа инструментом, прямые линии развивает интеллект. Дошкольникам интеллект развивать неполезно, поэтому лучше, если они работают руками. Но стеки все равно есть у нас на столе, потому что, во-первых, интеллектным детям надо дать возможность пережить свою склонность, во-вторых, все-таки это естественный способ разделки кусков, и глупо его избегать, а в-третьих, даже когда режем стекой, мы не настаиваем на ровных линиях.
Каждый материал поощряет определенные действия и отношение. Глина мягкая, аморфная, тяжелая, то есть она сама по себе не дает делать слишком ровные углы и линии, сама тянет человека в эмоциональное, душевное творчество. Лепка, строительство – это конструктивная деятельность, она развивает интеллект, аналитические способности. Но, в отличие от «Лего», она развивает его мягко, постепенно, подключая к процессу и чувства. Я не против «Лего», одно дополняет другое.
В округлом куске выдавите середину, сделайте чашу. Ребенок может сделать тарелку, миску.
Это общая форма, что она может изображать? Пещеру, дом, печь, грузовик? Попеките пироги в печи. Во что еще вам придет в голову поиграть с дырками и ямами?
Сделайте ровную круглую чашу с тонкими одинаковыми стенками. Для этого нужно сначала сделать ровный шар и потом медленно и постепенно выдавливать в нем углубление, постоянно поворачивая шар вокруг своей оси. Поставьте сушиться в прохладное место, она должна сушиться как можно медленнее. Лучше даже прикрыть верхнюю часть тряпочкой, чтобы выровнять скорость сушки верха и низа.