Ура, третье занятие.
1 серияИгра в глину 3-12 серияИгра в глину 3-23 серияИгра в глину 3-31 серия1. Мы идем от простого к сложному, от общего к частному, но это не значит, что так нужно учить детей. С детьми нужно сразу играть как играется, там все вместе – и общее, и частное. Но вам, чтобы не мельчить, не теряться в мелочах, чтобы видеть общую картину, быстро переключаться с одного на другое, я даю такие медленные занятия на упрощение действий, на крупные движения и крупные формы.
2. Самое удовольствие от работы глины – тянуть ее, размазывать. Вытягивание глины передает рост.
Выращиваем дерево. Ставим толстый ствол с корнем и тянем из него ветки. Представляем себе, что это они так растут, что наши руки их выращивают. Ветки растут все разом, не бывает ведь, чтобы сначала выросла одна, потом другая. Нам сейчас важно не столько получить в результате дерево, сколько в процессе почувствовать, как оно растет. Вытягиваем толстые ветки, потом утоньшаем и удлиняем их, вытягиваем из них веточки. Если не хватает глины на ветки, не прилепляем готовые ветки, а добавляем глину и из нее на месте тянем новые ветки.
3. Обратите внимание на характер дерева, которое у вас получается. Посмотрите на разные деревья – какой характер показывает их рост. Например, дуб растет с трудом, пробивается будто кулаками, ветки меняют направление, колченогие, крякновистые. Растет медленно, трудно ему. Ветла растет быстро, прямо, легко, но безответственно. Ветки перевешивают, ломаются, гниют быстро.
Слепите ваше любимое дерево, чтобы виден был его характер.4. Конечно, длинные тонкие ветки из глины не будут держаться. Так что, придется делать укороченную утолщенную версию. Но все равно, характер можно передать. Или попробуйте лепить дерево лежащее, то есть, рельеф на плоскости. Но высокий рельеф, не плоскую картинку.
2 серия5.
Лепим человечков – бабку и дедку. Вытягиваем голову и конечности, но тут образ другой, не рост. Ясно, что руки и ноги не растут из туловища, человек рождается с готовыми руками, ногами и головой. Когда мы их лепим, они будто раскрываются или показываются. Человечек сидел, свернувшись калачиком, потом поднял голову, расправил руки, вытянул ноги.
6. У ног важно сделать носки и пятки, чтобы человечек мог стоять. И вообще, как только ноги появятся, поставьте его, добейтесь, чтоб он устойчиво стоял, а потом уже доделывайте остальные детали. Человек должен уметь хорошо стоять, это сразу создает образ уверенности и основательности, на который можно потом опираться, занимаясь уточнением деталей.
7. Получается самый обобщенный образ человека. Не скопированный определенный персонаж – книжной иллюстрации, мультика – а человек вообще, как понятие. Ребенок может наделить его любым характером и конкретизировать в игре до любой роли.
8. Детали могут быть самыми простыми. Тонкая лепешка на голове у бабки – платок, колбаска сзади – коса. Лепешка на голове деда – шапка, лепешка на груди – борода.
9.
Попробуйте таким же образом слепить собачку и кошку, чтобы уже были все деревенские жители. Сначала они лежат калачиком, потом высовывают голову, лапы, хвост. Не утруждайтесь сильно, потом мы займемся зверями более тщательно.
10. В качестве игры
покажите ребенку «Репку» – там все жители деревни появляются по очереди, и интересно тянуть репку из огорода.
3 серия11.
Посмотрите, как лепит человечков и собачек ваш ребенок. Скорее всего, будет собирать из частей. Классические наставления по лепке говорят, что это плохо, дробит форму. Не берите в голову – это попытка перенести взрослый подход на детей. Дети, за редким исключением, лепят из частей и только примерно с 5-6 лет начинают тянуть. Раньше тянуть они просто технически не могут. Можно показать им как тянуть, посоветовать так делать, но настаивать не имеет смысла. Получается – хорошо, нет – и ладно.
12. В лепке из частей есть и совершенно определенный смысл. Ребенок ощущает свои руки-ноги немного по отдельности. Он их видит перед собой, но не сразу осознает до конца, что это он сам, часть его тела. И собирание рук-ног в целого человека помогает ему это осознать. То есть, в этом возрасте понятия цельной формы еще нет, оно только рождается, и педагогический процесс должен поддерживать именно эту стадию познания цельности формы – ее собирание из частей.
13. Соответственно, чисто техническая проблема отваливающихся рук, ног и головы приобретает глубокий внутренний смысл. Нужно терпеливо показывать, как прикреплять, помогать прикреплять, прикреплять за ребенка и вообще, относиться к этому не как к досадному недоразумению, а как к нужному и интересному делу. Нужно сначала сильно «прикрутить» деталь к туловищу, чтобы слиплась внутренняя часть глины, а потом пальцем замазать стыки со всех сторон.