ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ: учимся рассматривать детали.
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯСлова «смотреть» и «видеть» являются синонимами лишь отчасти. Первое связано, скорее, со способом восприятия информации, тогда как второе – с ее интерпретацией. «Видеть» – значит «понимать».
Попробуйте показать ребенку иллюстрацию к советской задачке про туристов. Что изображено на этой картинке?Ответить на этот вопрос ему, конечно же, было несложно. А теперь пусть ребенок попробует «прочитать» изображение так, как читал бы словесный текст. Здесь потребуется совершенно иной навык – не перечисление образов и событий (что, по сути, равно пересказу текста), но их интерпретация:1. Сколько туристов живет в этом лагере?
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
3. На чем они сюда приехали?
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
6. Какое сейчас время дня?
7. Куда ушел Шура?
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)
9. Какое сегодня число какого месяца?***
Умение «читать» картинки можно назвать универсальным. С одной стороны, оно готовит ребенка к тому, чтобы лучше понимать словесный текст.
Ребята, занимающиеся на курсе «Покажите язык! Слова и образы», знают: для того, чтобы понять, например, суть авторского сравнения, нужно вначале представить оба его компонента: «Ирландский сеттер горел костром. Такса чернела обгоревшей головешкой» (Юрий Яковлев «Багульник»)С другой стороны, умение понимать изобразительный язык способствует тому, чтобы лучше воспринимать окружающий нас мир – тоже своего рода картинку:
«Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой». (Михаил Шолохов «Судьба человека»).