Мы постепенно приближаемся к собственно игре с детьми. Хочу еще раз напомнить, что сами эти мои видики – не темы для игры и лепки с детьми. Это «лекции» для вас, чтобы вы поняли какие-то вещи, а потом уже играли с детьми. Вещи, которые я показываю, я не ожидаю от детей, это для вас, чтобы быстро лепить для детей обстановку и игрушки. Ожидать от детей нужно только то, что они вам сами показывают. Как сделали, так и хорошо. Есть только некоторые варианты помощи ребенку, подбадривания, подталкивания его к определенным вещам.
Соберу сейчас в явном виде тексты из ЖЖ, где видно, что реально происходит на занятиях, на что способны дети, что их увлекает. Если вы читали ЖЖ, то все это видели, но просто для верности пишу, что эти посты как раз соответствуют нашему моменту.
Вот самая старая статья, без фоток, еще из студии 2002-2005 года в Строгино:
http://alelchuk.livejournal.com/1194.htmlНедавние субботние занятия:
http://alelchuk.livejournal.com/60140.htmlДетско-взрослый семинар весной. Там было много талантливых взрослых и дети постарше: 6-8 лет.
http://alelchuk.livejournal.com/53222.htmlВыезд в Татьянинскую школу. Там были сплоченные детсадовские группы и хорошие воспитатели:
http://alelchuk.livejournal.com/36577.htmlТут в основном слова:
http://alelchuk.livejournal.com/36237.htmlЖелезная дорога, дети 5-6 лет:
http://alelchuk.livejournal.com/31283.htmlРазные занятия:
http://alelchuk.livejournal.com/30556.htmlПро слонов:
http://alelchuk.livejournal.com/27182.html
Про дождь:
http://alelchuk.livejournal.com/18592.htmlПро дороги:
http://alelchuk.livejournal.com/18207.htmlПро острова:
http://alelchuk.livejournal.com/16355.htmlВ действительности все совсем не так, как на самом деле:
http://alelchuk.livejournal.com/9783.html1 серияИгра в глину 4-12 серияИгра в глину 4-23 серияИгра в глину 4-31 серия1. Мы попривыкали к обобщенным гармоничным формам, теперь надо запустить сам процесс игры, лепки. Как начать, что делать, как создать атмосферу? Атмосфера создается на столе нашим отношением. У меня нет специальной игровой глиняной мастерской, мы просто выставляем столы в столярной мастерской. Человек погружается в то, что он видит, если оно занимает весь угол активного зрения, поэтому столик и картон должны быть большие. Плюс две-три поделки – вот и вся атмосфера. Плюс ваше активное начало – сразу слепите начало сказки, не давайте ребенку заданий. «Давай играть в гусей-лебедей. Вот уже готово дерево, вот гусь один, сейчас будем лепить остальные деревья и избушку на курьих ножках».
2. Мы еще не обсудили, как лепить зверей, машины, конкретные вещи. Мы это сделаем на следующем занятии. Но прежде чем углубиться в конкретику, нужно начать играть. Чтобы все эти звери и птицы не просто становились на полку, а сразу же включались в игру. Иначе будет скучно. Поэтому сегодня я прошу вас уже начать играть с детьми во что-нибудь, и лепить все так, как получится. Что-то у вас точно получится, а то, что не получится, укажет вам на конкретные задачи, которые нужно будет решать дальше.
2 серия3. Один из способов запустить действие – это разграничить пространство. Здесь деревня, а здесь лес. Здесь дорога, она ведет оттуда сюда. Многие сказки построены на принципе разделения пространства, и они особенно удобны для лепки. «Гуси-лебеди»: деревня, поле с печкой, поле с яблонькой, речка, темный лес. Сказка – это путь героя через различные символические пространства. В «Волшебнике Изумрудного города» этот путь обозначен явно – дорога из желтого кирпича.
4.
Вспомните сказки, в которых важную роль играет пространство. Попробуйте в них поиграть, расскажите, что получилось.
5. Детям нравится игра в «здесь» и «там», это для них важное переживание – освоение пространства. Они осваивают имеющееся пространство (дом, двор, улица) и часто создают свои пространства в игре. Лепка – еще одна хорошая возможность для этого. Заборы, ворота, закрывание, открывание – все это очень удачно лепится из простых форм и дает возможность поиграть с интересом.
Поиграйте в домик с комнатами, в дверями, с заборами. Пусть люди и собаки ходят туда-сюда.
6. Всегда удобно помещать все, что лепишь, в соответствующее пространство. Слепили собачку. Где живет? В домике. Куда ходит? В соседний домик. Звери живут где? В лесу, в зоопарке. Гномик – в пещере, в горах. Машина – на дороге, корабль – в море. Слепите то, что у вас получится, и поместите в естественную среду обитания.
7. Помимо пространства, у каждого персонажа есть характерные для него действия. Кошка ловит мышей, корова дает молоко, ест траву. Хозяйка доит корову. Машины ездят, зайцы едят морковки. Начать можно с чего-нибудь банального, а дальше игра сама пойдет. Мы слепили дерево, в нем сразу можно выковырять дупло, в дупле пчелы, а тут и Винни-Пух с шариком.
8. Во что вообще играют ваши дети?
Соберите несколько любимых игр и подумайте, можно ли их слепить.
3 серия9. В игре важно правильное участие взрослого. Нужно всегда быть готовым как помочь ребенку, так и попросить сделать самостоятельно, как подсказать дальнейшее действие, так и подождать, пока он решит самостоятельно, что ему нужно. Нужно внимательно следить за тем, что ребенок может и хочет, и если он готов сделать очередной шаг, то дать ему возможность его сделать, а если не готов – повторять уже сделанное, пока не будет готов идти дальше.
10. Тема лепки может исходить от ребенка, а может от вас. Спросите «что лепим?» Если ребенок знает, что он хочет, он сразу скажет. Если не придумал, не добивайтесь от него ответа, не обязывайте его делать выбор. Нужно давать людям не только свободу выбора, но и свободу от выбора. У ребенка еще недостаточно опыта и впечатлений, чтобы быть готовым сразу выдать тему. Предложите тему сами и начинайте ее лепить, а дальше смотрите, присоединиться к вам ребенок или нет. Опять же, сильно настаивать на своей теме тоже не имеет смысла. Включился ребенок в тему – прекрасно. Если включился было, но тут же ушел в другую сторону и сидит лепит – тоже хорошо, значит он нашел свою тему, вы дали ему толчок. Если совсем не включился ни во что – может, помыть руки и заняться чем-нибудь другим?