[/quote]
Прочитав ваш ответ, приведенный в цитате, мне захотелось обсудить и нашу ситуацию, видимо у нас все очень запущено... Моя дочка, ей 1г8мес, точно так же как у Hasmik, требует настойчиво выполнения своих требований. Например, все кушают, а она не за столом (потому что практически не ест, только балуется в стульчике) берет за руку меня или папу и требует идти с ней на качели, например, хотя до обеда уже качалась сколько хотела. Тянет, плачет, требует. Мы спокойно объясняем, что все хотят кушать, в миллионный раз рассказываем, что всем деткам и взрослым надо кушать из тарелочки супчик и кашку, чтобы расти и играть, работать. Она СОВСЕМ не воспринимает наши объяснения, как руководство к действию, слушает с интересом, но как только речь заканчивается, требует снова. Семья полная, проблема, которую я вижу у нас - это то, что уже год и папа и мама дома, всегда есть кому заняться с дочкой. Еще недавно совместные трапезы были спокойнее, а теперь мы стали ее высаживать из стульчика, если балуется, и вот такие начались проблемы... Не знаю как быть, давать уходить в истерику, настаивать, что не пойдем пока не поедим? Тоже самое, когда говорим по телефону. Как выйти из этого уже сложившегося детоцентризма?
[/quote]
Ваш вопрос очень важный и многослойный как слоеный пирожок ☺.
Правильнее было бы затронуть его на семинаре «Трудности и радости воспитания». НО семинар будет еще через некоторое время, а жизнь требует от Вас решений уже сегодня ☺ Поэтому попробуем с Вами немного порассуждать. Покажу Вам, как будем работать с ситуациями на семинаре «Трудности и радости воспитания».
Вообще, когда Родитель сталкивается с трудной «детской задачкой» , как Ваша, к примеру, важно вовремя отстраниться от бури чувств, и последовательно задать себе три основных вопроса: Что происходит с моим ребенком и мною? Почему это происходит (гипотезы)? Зачем это нужно (какой урок за этим стоит)?
Это ПЕРВОЕ ПРАВИЛО Пробужденного Родителя! Основа основ воспитания. Не сделаете этого, -запутаетесь в «проблемном вихре», будете искать «анальгетики», дающие временное облегчение, но не решите задачку в системе. А хвосты от нерешенных задач тянутся к подростковому возрасту.
Простите, что строжу Вас ☺ Это первое правило постепенно войдет в жизнь и Вы приобретете привычку его исполнять.
Давайте ответим на эти три основных вопроса вместе.
Итак: Что происходит с мои ребенком и мною?
На поверхности – детоцентризм. Но что нам делать с этим детоцентризмом? В этом понятии нет ресурса для решения проблемы! Когда мы правильно находим ответ на вопрос «Что происходит с моим ребенком», мы как будто ставим точный диагноз. Когда диагноз ясен – ясно и как лечить. Можно ли вылечить детоцентризм? Может быть и можно, но я не знаю – КАК. А раз я не знаю как, значит, с этим «заболеванием» я незнакома. Могу ли я решать незнакомую мне проблему? Нет! Следовательно ответ – «я столкнулась с детоцентризмом» не дает мне чувство перспективы. Я не стану себя мучить, и попробую найти другой ответ на вопрос, который даст мне чувство перспективы.
Итак, что же происходит с моей славной девочкой? Ей нет еще и полных двух лет, а с ней уже так непросто! Что же она делает по отношению к нам с папой? Ага, она пытается влиять на нас! Значит, я столкнулась с детской «пробой силы» собственного влияния на родителей! Фактически мы сейчас меряемся силой: чья воля сильнее – воля родителей или воля ребенка? Интересно и странно получается! Такое маленькое, еще пока во всем зависимое от взрослых человеческое существо уже имеет ТАКУЮ СИЛЬНУЮ ВОЛЮ, что способно противостоять объединенным волям двух родителей! Разве это не чудесное открытие?! ☺
В этом месте хочется прервать ход размышлений, чтобы кое-что рассказать Вам о Силе Воли. Это понятие самое туманное в психологии. Поэтому я, как исследователь, для удобства практического консультирования разработала собственную «теорию воли». Она всего лишь «объясняющий инструмент».
Итак, представьте себе, что человеку дано изначально 3 вида воли:
1) Воля желающая (это воля наших желаний: я хочу! Я мечтаю! И даже я требую! Эта воля направлена во внешний мир: я несу свои желания в мир с надеждой и уверенностью, что они исполнятся. Какими способами, я не знаю, это работа уже Воли Влияющей)
2) Воля влияющая (это наша способность влиять на других людей и даже ход событий, она направлена всегда во вне. На первый взгляд она «обслуживает» проекты Воли Желающей. Но это на самом низком эволюционном уровне).
3) Воля Управляющая, или Дисциплинирующая (эта Воля координирует деятельность первых двух воль. Ее основные инструменты: ОСОЗНАННОСТЬ И САМОДИСЦИПЛИНА). Эта воля на порядок выше первых двух воль. В ней заложена информация о том, что вредно и полезно, благо и не благо для человека, других людей и мира в целом.
К чему я это Вам рассказываю? Сейчас увидите!
Всем родителям и психологам известен детский кризис «ТРЕХ ЛЕТ», или кризис «Я САМ». Ребенок неосознанно как бы задает себе вопрос: что я МОГУ в этом мире? И ищет на него ответ, практически постигая собственные возможности и ограничения. Это всем известно, понятно, нормально.
Но мало кто знает, что есть еще кризис 2-х лет… Все его проходят, но почему-то теоретически не осмысляют. С Вашего позволения, мы с Вами вторгнемся на эту пустую территорию и расставим на ней наши собственные гипотезы. Я назвала кризис 2-х лет «кризисом ВОЛИ».
Примерно к 2 годам (плюс-минус 2-3 месяца), ребенок НЕОСОЗНАННО активизирует Волю Желающую и Волю Влияющую. В этот период он может стать маленьким властолюбцем и потребителем. В зависимости от индивидуальных особенностей характера. У кого-то это юудет происходить сглаженно, едва заметно и необременительно для родителей. А у кого-то ярко – что и поставит перед родителями очередные задачки воспитания ☺.
Итак, вернемся к нашему вопросу: Что происходит с моим ребенком? Вот Вам ответ: у девочки активизировались 2 вида воли: Желающая и Влияющая. Это значит – все «идет по плану»! Растет дочка! Помните, как говорил Король из «Обыкновенного Чуда» о своей дочери: «Теперь она поступает как все нормальные люди: у нее неприятности - и вот она палит в кого попало. Растет дочка».
Что нам с Вами дал такой ответ? Он не дал руководства к действию – потому что первой вопрос не дает технологию. Но он дал нам ясность понимания происходящего. Все нормально. Кризис 2-х лет. Будем проходить! Пока – никаких отклонений. Это то, что я называю «точность родительской диагностики». Мы видим явление и это видение дает нам чувство перспективы.
Теперь перейдем ко второму вопросу: Почему именно так все происходит с моей девочкой? Почему именно таким образом она проходит свой кризис 2-х лет? Почему так ярко?
Тут у нас будет «мозговой штурм». Наша задача создать поле гипотез.
1. Она так действует, потому что пока нет должного уважения к родителям
2. Она так действует, потому что это форма мести: мы ее исключаем за баловство из «братства обеденного стола», она больше не член общей системы и ведет себя как «мстительный аутсайдер» ☺
3. Она просто играет в «театр марионеток», в котором она – кукловод, а родители – марионетки. Игра увлекательная ☺
4. Она показывает свой характер и силу собственной Воли Влияющей.
5. У нее еще не включилась Воля Управляющая (Дисциплинирующая).
Мы с Вами можем еще поупражняться в остроумии, проницательности и фантазии и набросать с десяток гипотез. Но я остановлюсь, чтобы не перегружать Вас.
Что нам дает это «поле гипотез»? Более объемное видение ситуации, понимание того, что у возникшей трудности немало причин. Я называю такое видение «кристаллическим» (в Комплексной Сказкотерапии есть такой принцип – принцип кристалла: каждая ситуация – это кристалл со множеством граней). Кристаллическое видение, кристаллическое мышление, если оно «включилось» убирает изнутри нашу тревогу. Мы начинаем спокойно «без эмоций» решать проблему.
Но какую же гипотезу выбрать? Да, никакую! ☺ Все пять гипотез мы с вами проверим третьим вопросом: Зачем нужна эта ситуация? Чему она должна научить?
Я буду отвечать на третий вопрос по всем пяти гипотезам, и ответы выведу под порядковыми номерами.
1. Девочка должна научиться уважению к родителям
2. Девочка должна научиться преодолевать зачатки мстительности и грамотно и достойно вести себя за взрослым столом.
3. Девочка должна понять, что игры «в театр марионеток» с близкими людьми опасны, они разрушают тонкие эмоциональные связи в семье.
4. Девочка должна постичь не только собственную силу Воли Влияющей, но и силу Воли Влияющей ее родителей.
5. У девочки должна «заработать» Воля Управляющая.
Смотрите, что мы с Вами получили в итоге! У нас есть КОНКРЕТНЫЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ. Это – как план стратегического развития в бизнесе ☺. Есть задачи – будем искать инструменты. И первый из них – осмысление этих долгосрочных задач.
Об инструментах позвольте поговорить на семинаре.