Да, Ваше противоречие понятно. Вы не хотите ущемлять свободу воли ребенка.
Давайте попробуем порассуждать. Есть качества личности, которые помогают поддерживать Порядок в Мире и делать его красивее. Есть качества личности, которые оскверняют и внутреннюю природу человека, и приносят вред людям и Миру.
Все ключевые идеи гендерного воспитания, на мой взгляд, относятся к первой категории качеств.
Да их нелегко формировать. Этот процесс подобен восхождению на гору. И в этом восхождении неизбежно давление на ребенка. Но за счет такого грамотного и деликатного понуждения будет развиваться воля и укрепляться характер. Будет ли это программированием?
Не думаю. Программирование связано с насильственным привнесением в сознание ребенка (или человека незрелого) идей, исполнение которых ВЫГОДНО тому, кто программированием занимается.
Когда мы стараемся передать ребенку ключевые идеи воспитания мы его не программируем, а РАЗВИВАЕМ. Развиваем его пассивный потенциал за счет моделирования необходимого напряжения (нужно себя преодолеть, чтобы сделать доброе дело и убрать за собой: преодолеть лень, желание сделать что-то другое и пр.).
Да, давление есть и в программировании, и в воспитании. Но изначальная мотивация "программиста" и "воспитателя" разные. Первый удовлетворяет в перспективе собственный корыстный интерес. Второй старается создать условия для того чтобы ребенок проявил лучшее, с чем пришел в этот мир и преодолел теневое (а оно есть у каждого из нас).
На мой взгляд, не стоит бояться передавать чистые и красивые идеи, формировать деликатно добрые качества. Вопрос в том КАК формировать, КАК воспитывать, чтобы не происходила вульгаризация ценностей, чтобы не обесценивались красивые качества, не терялась в них вера.
А это вопрос нашей внутренней чистоты и ясности представлений о системе ценностей.