11
Читательский клуб / Из книги И. Н. Тимофеевой Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти.
« : 17 Июля 2011, 23:46:59 »
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”
Тимофеева И. Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб.: 2000. - 512 с.
Аннотация:
Как приохотить ребенка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития ума, нравственности и чувства прекрасного? На эти вопросы отвечают очерки энциклопедии, предлагая для младшего возраста уникальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы.
Книга адресована родителям, может быть полезна учителям, библиотекарям, воспитателям детских садов, а также преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
4. ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ
Как-то на даче мне встретилась пятилетняя девочка, с которой много занимались дома, по она почему-то была плохо развита: не помнила ни одного стихотворения, не могла рассказать ни одной сказки, и речь у нее была беднее, чем у многих сверстников. Позднее, когда я ближе познакомилась с семьей, мне стало ясно, что родители не умеют для дочки выбирать книги.
Да, есть семьи, где детям читают много, но бестолково, как говорится, что под руку попадет. Это могут быть и высокохудожественные произведения, и серые, бездарные, на которые просто жаль детских сил и времени, уж лучше бы ребенок поиграл па свежем воздухе. Это могут быть и необходимые книги, и случайные.
Объем восприятия детей ограничен, поэтому приходится думать о предпочтениях. Девочке, о которой шла речь, целое лето читали сказочную повесть в 300 страниц, а потому, естественно, ни на что другое времени не хватило, ни на Пушкина, ни на Андерсена...
Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте. Так, повесть Д. Дефо «Робинзон Крузо» лучше читать (с купюрами) в семь-восемь лет, чем позже. Для подростков - это очередная книга о приключениях. Восприятие младших ребят неизмеримо богаче: они чувствуют и наслаждаются поэзией труда.
Как не пропустить для сына (дочери) ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Для этого надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на всё детство.
В этом могут помочь и библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены руководителям детского чтения, родителям, библиотекарям, а другие - самим детям, и представляют собой увлекательные детские книги о книгах.
К пособиям первого типа относится книга, которую вы держите в руках и где основное внимание уделено классической литературе — отечественной и зарубежной. Классика всегда требует к себе внимания, иначе ее вытесняет «дешевое чтиво» — литература, не требующая труда души. Однако в одной книге невозможно охватить все, поэтому рекомендуем библиографический справочник «Очерки о детских писателях» (М.: Баласс, 1999.— 240 с), подготовленный преподавателями Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и посвященный только русской детской литературе. Здесь есть очерки о писателях, которые из-за нехватки места не вошли в мое пособие. Это такие блистательные имена как П. П. Бажов, А. М. Волков, Ю. И. Коваль, Н. Н. Матвеева, Ю. П. Мориц, Ю. К. Олеша, А. де Сент-Экзюпери, Е. Л. Шварц, Янсон Туве Марика. Познакомьте с ними своих детей.
Маленький школьник с удовольствием просматривает детские библиографические справочники, но для этого он должен любить книги и знать их. Лет 10 тому назад все дети, поступая в школу, отличались начитанностью и хорошим литературным воспитанием, потому что тогда все дошкольные учреждения руководствовались едиными государственными программами, созданными научными центрами, которые базировались на теоретическом наследии К. Ушинского и Л. Толстого, обогащенном громадным опытом: работы с книгой в детских садах, школах и библиотеках. В наши дни выходят еще более совершенные программы, отражая успехи педагогической практики, но, увы, они не являются обязательными для исполнения, в результате чего в одних детских садах ребята получают нормальное читательское развитие, а в других - нет. Рекомендую программу, которая поможет родителям восполнить этот пробел.
Тимофеева И. Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. - СПб.: 2000. - 512 с.
Аннотация:
Как приохотить ребенка к чтению? Как использовать детскую литературу для развития ума, нравственности и чувства прекрасного? На эти вопросы отвечают очерки энциклопедии, предлагая для младшего возраста уникальный круг чтения художественной и научно-познавательной литературы.
Книга адресована родителям, может быть полезна учителям, библиотекарям, воспитателям детских садов, а также преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
4. ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ
Как-то на даче мне встретилась пятилетняя девочка, с которой много занимались дома, по она почему-то была плохо развита: не помнила ни одного стихотворения, не могла рассказать ни одной сказки, и речь у нее была беднее, чем у многих сверстников. Позднее, когда я ближе познакомилась с семьей, мне стало ясно, что родители не умеют для дочки выбирать книги.
Да, есть семьи, где детям читают много, но бестолково, как говорится, что под руку попадет. Это могут быть и высокохудожественные произведения, и серые, бездарные, на которые просто жаль детских сил и времени, уж лучше бы ребенок поиграл па свежем воздухе. Это могут быть и необходимые книги, и случайные.
Объем восприятия детей ограничен, поэтому приходится думать о предпочтениях. Девочке, о которой шла речь, целое лето читали сказочную повесть в 300 страниц, а потому, естественно, ни на что другое времени не хватило, ни на Пушкина, ни на Андерсена...
Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте. Так, повесть Д. Дефо «Робинзон Крузо» лучше читать (с купюрами) в семь-восемь лет, чем позже. Для подростков - это очередная книга о приключениях. Восприятие младших ребят неизмеримо богаче: они чувствуют и наслаждаются поэзией труда.
Как не пропустить для сына (дочери) ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Для этого надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на всё детство.
В этом могут помочь и библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены руководителям детского чтения, родителям, библиотекарям, а другие - самим детям, и представляют собой увлекательные детские книги о книгах.
К пособиям первого типа относится книга, которую вы держите в руках и где основное внимание уделено классической литературе — отечественной и зарубежной. Классика всегда требует к себе внимания, иначе ее вытесняет «дешевое чтиво» — литература, не требующая труда души. Однако в одной книге невозможно охватить все, поэтому рекомендуем библиографический справочник «Очерки о детских писателях» (М.: Баласс, 1999.— 240 с), подготовленный преподавателями Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и посвященный только русской детской литературе. Здесь есть очерки о писателях, которые из-за нехватки места не вошли в мое пособие. Это такие блистательные имена как П. П. Бажов, А. М. Волков, Ю. И. Коваль, Н. Н. Матвеева, Ю. П. Мориц, Ю. К. Олеша, А. де Сент-Экзюпери, Е. Л. Шварц, Янсон Туве Марика. Познакомьте с ними своих детей.
Маленький школьник с удовольствием просматривает детские библиографические справочники, но для этого он должен любить книги и знать их. Лет 10 тому назад все дети, поступая в школу, отличались начитанностью и хорошим литературным воспитанием, потому что тогда все дошкольные учреждения руководствовались едиными государственными программами, созданными научными центрами, которые базировались на теоретическом наследии К. Ушинского и Л. Толстого, обогащенном громадным опытом: работы с книгой в детских садах, школах и библиотеках. В наши дни выходят еще более совершенные программы, отражая успехи педагогической практики, но, увы, они не являются обязательными для исполнения, в результате чего в одних детских садах ребята получают нормальное читательское развитие, а в других - нет. Рекомендую программу, которая поможет родителям восполнить этот пробел.