Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - alelchuk

Страницы: 1 [2]
11
Сегодня продолжение про лепку зверей.

3 серия

Игра в глину 5-3

4 серия

Игра в глину 5-4

3 серия

9.   У зверей общий образ – опора на землю, четыре ноги. Поэтому начинаем с того, что вытягиваем из куска голову, хвост и четыре ноги. А потом придаем им черты, характерные для нужного зверя. В зверях, по сравнению с птицами, больше человеческих черт характера.

10.   Собака – острая морда вверх. Тут есть и характер – преданность, позитив. Кошка – тупая морда. Не знаю, какой тот психологический образ. Не нужно стремиться к реализму. Все тело может быть одинаковым, отличаются только одна-две черты. Мы не обманываем детей, они ведь видят, что собаки и кошки совсем разные. Но детям трудно разбираться в разнообразии, они учатся обобщать, выделять главное. В умении обобщать – развитие человека. Упрощая образ, мы помогаем ребенку научиться мыслить понятиями, а не конкретными предметами. Мы лепим сказочные образы, не реальные. Они в чем-то похожи на реальные, но не во всем.

11.   Волк – зубами щелк, то есть, делаем большую пасть с зубами. Попробуйте слепить лису – что у нее характерно, как это выражается в ее характере. Медведь – большой! Почему на детских иллюстрациях он обычно стоящий или сидящий?

4 серия

12.   Корова – грузное животное, без шеи, голову не поднимает выше холки. Контейнер для молока. Курица – мешочек с яйцами.

13.   Можно даже начинать лепить именно с этой характерной черты, и опять передавать образ раскрытия. Заяц высунул уши, потом голову, осматривается, потом лапы и туловище.

14.   Лошадь – стоит на ногах, ноги главные, начинаем с ног. Что еще характерно для лошади? Чем лошадь отличается от большой собаки?

15.   Попробуйте слепить других зверей исходя из их роли в сказках или общего привычного нам образа. Слон, корова, пантера, что еще? Удав – как сделать удава, чтобы было ясно, что это удав, а не просто длинная толстая колбаса?

16.   Ну и задание самое очевидное – пройдитесь по русским народным сказкам про зверей, выберите, что вам милее и поиграйте.

12
Можно сказать, что мы, наконец, закончили разминаться и прочувствовывать общие формы и сейчас займемся лепкой. А можно сказать, что нам нужно быстренько научиться лепить конкретных зверей, чтобы можно было продолжить играть в глину и наслаждаться ее пластичностью. Так или иначе, я покажу конкретные способы быстро лепить конкретных птиц и зверей, исходя из их сказочного образа, характера. Начнем с птиц, просто потому, что они проще.

1 серия

Игра в глину 5-1

2 серия

Игра в глину 5-2

1 серия

1.   Звери олицетворяют людей с определенными характерами. Эту характерную черту и нужно передать в звере.

2.   Простая форма – птицы, форма определяется движением. Утка – плывет в воде, как лодка, и образ лодки, ладьи мы переживаем при лепке утки. Развитие образа – гусь. Добавляется осанка, гордость, длинная шея, высокая голова. Дальше – лебедь. Добавляется красота, изящество. Меньше движений руками, не просто вспоминаем, как вещь выглядит. Ощущаем себя гусем, передаем характер.

3.   Ребенок слепит утку, как получится. Посмотрев на вашу утку, поиграв в нее, он получит правильный образ – лодочки. При этом он сам может усмотреть в ней другую важную черту – клюв, лапы. Это его видение. А вы к этому добавляете общий образ.

4.   Придумайте какую-нибудь тему с гусями-лебедями. Пруд в парке, болото, «Серая шейка», «Гадкий утенок». Начните с яйца – посадите утку на яйца, и подождите, пока из них начнут вылупляться птенцы – сначала, клюв, голова, ножки. Когда научатся летать – и крылышки.

2 серия

5.   У летящей птицы движение другое – полет. Стремление вперед, скорость. Тело вытянуто, шея вперед, хвост назад – вот что вам надо передать. Чем длиннее шея, тем быстрее летит. Крылья – плоские, тонкие, на них птица держится, они режут воздух. Это все мы приговариваем, когда лепим птицу, ощущаем сами и движениями рук передаем. Гуси, лебеди, вороны. Можно поиграть в перелетных птиц, в «Путешествие Нильса с дикими гусями».

6.   Сова – другой образ, сидение. Сова и летает непрямо. А когда сидит, у нее не видно ни шеи, ни лап, ни хвоста. Только глаза – видит ночью. Это тоже образ – особое зрение.

7.   Орел – хищный клюв, широкие крылья чтобы парить, большие лапы с когтями. Страус – ноги, начинаем лепить с ног.

8.   Слепите гусей-лебедей, а потом разных птиц – найти их характерные черты. Слепите пеликана, индюка. Изучите вопрос – посмотрите книги, интернет, живьем.

13
Мы постепенно приближаемся к собственно игре с детьми. Хочу еще раз напомнить, что сами эти мои видики – не темы для игры и лепки с детьми. Это «лекции» для вас, чтобы вы поняли какие-то вещи, а потом уже играли с детьми. Вещи, которые я показываю, я не ожидаю от детей, это для вас, чтобы быстро лепить для детей обстановку и игрушки. Ожидать от детей нужно только то, что они вам сами показывают. Как сделали, так и хорошо. Есть только некоторые варианты помощи ребенку, подбадривания, подталкивания его к определенным вещам.

Соберу сейчас в явном виде тексты из ЖЖ, где видно, что реально происходит на занятиях, на что способны дети, что их увлекает. Если вы читали ЖЖ, то все это видели, но просто для верности пишу, что эти посты как раз соответствуют нашему моменту.

Вот самая старая статья, без фоток, еще из студии 2002-2005 года в Строгино:
http://alelchuk.livejournal.com/1194.html

Недавние субботние занятия:
http://alelchuk.livejournal.com/60140.html

Детско-взрослый семинар весной. Там было много талантливых взрослых и дети постарше: 6-8 лет.
http://alelchuk.livejournal.com/53222.html

Выезд в Татьянинскую школу. Там были сплоченные детсадовские группы и хорошие воспитатели:
http://alelchuk.livejournal.com/36577.html

Тут в основном слова:
http://alelchuk.livejournal.com/36237.html

Железная дорога, дети 5-6 лет:
http://alelchuk.livejournal.com/31283.html

Разные занятия:
http://alelchuk.livejournal.com/30556.html

Про слонов:
http://alelchuk.livejournal.com/27182.html


Про дождь:
http://alelchuk.livejournal.com/18592.html

Про дороги:
http://alelchuk.livejournal.com/18207.html

Про острова:
http://alelchuk.livejournal.com/16355.html

В действительности все совсем не так, как на самом деле:
http://alelchuk.livejournal.com/9783.html

1 серия

Игра в глину 4-1

2 серия

Игра в глину 4-2

3 серия

Игра в глину 4-3


1 серия
1.   Мы попривыкали к обобщенным гармоничным формам, теперь надо запустить сам процесс игры, лепки. Как начать, что делать, как создать атмосферу? Атмосфера создается на столе нашим отношением. У меня нет специальной игровой глиняной мастерской, мы просто выставляем столы в столярной мастерской. Человек погружается в то, что он видит, если оно занимает весь угол активного зрения, поэтому столик и картон должны быть большие. Плюс две-три поделки – вот и вся атмосфера. Плюс ваше активное начало – сразу слепите начало сказки, не давайте ребенку заданий. «Давай играть в гусей-лебедей. Вот уже готово дерево, вот гусь один, сейчас будем лепить остальные деревья и избушку на курьих ножках».

2.   Мы еще не обсудили, как лепить зверей, машины, конкретные вещи. Мы это сделаем на следующем занятии. Но прежде чем углубиться в конкретику, нужно начать играть. Чтобы все эти звери и птицы не просто становились на полку, а сразу же включались в игру. Иначе будет скучно. Поэтому сегодня я прошу вас уже начать играть с детьми во что-нибудь, и лепить все так, как получится. Что-то у вас точно получится, а то, что не получится, укажет вам на конкретные задачи, которые нужно будет решать дальше.

2 серия

3.   Один из способов запустить действие – это разграничить пространство. Здесь деревня, а здесь лес. Здесь дорога, она ведет оттуда сюда. Многие сказки построены на принципе разделения пространства, и они особенно удобны для лепки. «Гуси-лебеди»: деревня, поле с печкой, поле с яблонькой, речка, темный лес. Сказка – это путь героя через различные символические пространства. В «Волшебнике Изумрудного города» этот путь обозначен явно – дорога из желтого кирпича.

4.   Вспомните сказки, в которых важную роль играет пространство. Попробуйте в них поиграть, расскажите, что получилось.

5.   Детям нравится игра в «здесь» и «там», это для них важное переживание – освоение пространства. Они осваивают имеющееся пространство (дом, двор, улица) и часто создают свои пространства в игре. Лепка – еще одна хорошая возможность для этого. Заборы, ворота, закрывание, открывание – все это очень удачно лепится из простых форм и дает возможность поиграть с интересом. Поиграйте в домик с комнатами, в дверями, с заборами. Пусть люди и собаки ходят туда-сюда.

6.   Всегда удобно помещать все, что лепишь, в соответствующее пространство. Слепили собачку. Где живет? В домике. Куда ходит? В соседний домик. Звери живут где? В лесу, в зоопарке. Гномик – в пещере, в горах.  Машина – на дороге, корабль – в море. Слепите то, что у вас получится, и поместите в естественную среду обитания.

7.   Помимо пространства, у каждого персонажа есть характерные для него действия. Кошка ловит мышей, корова дает молоко, ест траву. Хозяйка доит корову. Машины ездят, зайцы едят морковки. Начать можно с чего-нибудь банального, а дальше игра сама пойдет. Мы слепили дерево, в нем сразу можно выковырять дупло, в дупле пчелы, а тут и Винни-Пух с шариком.

8.   Во что вообще играют ваши дети? Соберите несколько любимых игр и подумайте, можно ли их слепить.

3 серия

9.   В игре важно правильное участие взрослого. Нужно всегда быть готовым как помочь ребенку, так и попросить сделать самостоятельно, как подсказать дальнейшее действие, так и подождать, пока он решит самостоятельно, что ему нужно. Нужно внимательно следить за тем, что ребенок может и хочет, и если он готов сделать очередной шаг, то дать ему возможность его сделать, а если не готов – повторять уже сделанное, пока не будет готов идти дальше.

10.   Тема лепки может исходить от ребенка, а может от вас. Спросите «что лепим?» Если ребенок знает, что он хочет, он сразу скажет. Если не придумал, не добивайтесь от него ответа, не обязывайте его делать выбор. Нужно давать людям не только свободу выбора, но и свободу от выбора. У ребенка еще недостаточно опыта и впечатлений, чтобы быть готовым сразу выдать тему. Предложите тему сами и начинайте ее лепить, а дальше смотрите, присоединиться к вам ребенок или нет. Опять же, сильно настаивать на своей теме тоже не имеет смысла. Включился ребенок в тему – прекрасно. Если включился было, но тут же ушел в другую сторону и сидит лепит – тоже хорошо, значит он нашел свою тему, вы дали ему толчок. Если совсем не включился ни во что – может, помыть руки и заняться чем-нибудь другим?

14
Ура, третье занятие.

1 серия

Игра в глину 3-1

2 серия

Игра в глину 3-2

3 серия

Игра в глину 3-3

1 серия
1.   Мы идем от простого к сложному, от общего к частному, но это не значит, что так нужно учить детей. С детьми нужно сразу играть как играется, там все вместе – и общее, и частное. Но вам, чтобы не мельчить, не теряться в мелочах, чтобы видеть общую картину, быстро переключаться с одного на другое, я даю такие медленные занятия на упрощение действий, на крупные движения и крупные формы.

2.   Самое удовольствие от работы глины – тянуть ее, размазывать. Вытягивание глины передает рост. Выращиваем дерево. Ставим толстый ствол с корнем и тянем из него ветки. Представляем себе, что это они так растут, что наши руки их выращивают. Ветки растут все разом, не бывает ведь, чтобы сначала выросла одна, потом другая. Нам сейчас важно не столько получить в результате дерево, сколько в процессе почувствовать, как оно растет. Вытягиваем толстые ветки, потом утоньшаем и удлиняем их, вытягиваем из них веточки. Если не хватает глины на ветки, не прилепляем готовые ветки, а добавляем глину и из нее на месте тянем новые ветки.

3.   Обратите внимание на характер дерева, которое у вас получается. Посмотрите на разные деревья – какой характер показывает их рост. Например, дуб растет с трудом, пробивается будто кулаками, ветки меняют направление, колченогие, крякновистые. Растет медленно, трудно ему. Ветла растет быстро, прямо, легко, но безответственно. Ветки перевешивают, ломаются, гниют быстро. Слепите ваше любимое дерево, чтобы виден был его характер.

4.   Конечно, длинные  тонкие ветки из глины не будут держаться. Так что, придется делать укороченную утолщенную версию. Но все равно, характер можно передать. Или попробуйте лепить дерево лежащее, то есть, рельеф на плоскости. Но высокий рельеф, не плоскую картинку.

2 серия

5.   Лепим человечков – бабку и дедку. Вытягиваем голову и конечности, но тут образ другой, не рост. Ясно, что руки и ноги не растут из туловища, человек рождается с готовыми руками, ногами и головой. Когда мы их лепим, они будто раскрываются или показываются. Человечек сидел, свернувшись калачиком, потом поднял голову, расправил руки, вытянул ноги.

6.   У ног важно сделать носки и пятки, чтобы человечек мог стоять. И вообще, как только ноги появятся, поставьте его, добейтесь, чтоб он устойчиво стоял, а потом уже доделывайте остальные детали. Человек должен уметь хорошо стоять, это сразу создает образ уверенности и основательности, на который можно потом опираться, занимаясь уточнением деталей.

7.   Получается самый обобщенный образ человека. Не скопированный определенный персонаж – книжной иллюстрации, мультика – а человек вообще, как понятие. Ребенок может наделить его любым характером и конкретизировать в игре до любой роли.

8.   Детали могут быть самыми простыми. Тонкая лепешка на голове у бабки – платок, колбаска сзади – коса. Лепешка на голове деда – шапка, лепешка на груди – борода.

9.   Попробуйте таким же образом слепить собачку и кошку, чтобы уже были все деревенские жители. Сначала они лежат калачиком, потом высовывают голову, лапы, хвост. Не утруждайтесь сильно, потом мы займемся зверями более тщательно.

10.   В качестве игры покажите ребенку «Репку» – там все жители деревни появляются по очереди, и интересно тянуть репку из огорода.

3 серия

11.   Посмотрите, как лепит человечков и собачек ваш ребенок. Скорее всего, будет собирать из частей. Классические наставления по лепке говорят, что это плохо, дробит форму. Не берите в голову – это попытка перенести взрослый подход на детей. Дети, за редким исключением, лепят из частей и только примерно с 5-6 лет начинают тянуть. Раньше тянуть они просто технически не могут. Можно показать им как тянуть, посоветовать так делать, но настаивать не имеет смысла. Получается – хорошо, нет – и ладно.

12.   В лепке из частей есть и совершенно определенный смысл. Ребенок ощущает свои руки-ноги немного по отдельности. Он их видит перед собой, но не сразу осознает до конца, что это он сам, часть его тела. И собирание рук-ног в целого человека помогает ему это осознать. То есть, в этом возрасте понятия цельной формы еще нет, оно только рождается, и педагогический процесс должен поддерживать именно эту стадию познания цельности формы – ее собирание из частей.

13.   Соответственно, чисто техническая проблема отваливающихся рук, ног и головы приобретает глубокий внутренний смысл. Нужно терпеливо показывать, как прикреплять, помогать прикреплять, прикреплять за ребенка и вообще, относиться к этому не как к досадному недоразумению, а как к нужному и интересному делу. Нужно сначала сильно «прикрутить» деталь к туловищу, чтобы слиплась внутренняя часть глины, а потом пальцем замазать стыки со всех сторон.

15
Здесь я буду периодически писать какие-то новые соображения, которые пришли по ходу семинара, и мне хотелось бы их сказать всем.

Например, сейчас я обратил внимание, что многие пишут, что этот семинар для них -- это пинок, чтобы заняться с детьми глиной, и вот теперь вы, наконец, занимаетесь много и часто. Честно говоря, я не планировал, что этот семинар вы будете смотреть с детьми и вместе с ними лепить соответственно заданиям. С детьми вообще не обязательно лепить каждый день или даже два раза в неделю. Дело настроения -- сейчас хочется много, а через неделю им надоест. Например.

На семинаре я пытаюсь рассказать вам, как почувствовать глину и игру с ней. То есть, в общем-то, этот месяц -- он для вас в основном, дети просто все время рядом, поэтому они тоже что-то делают (ну и главным образом вдохновляют вас). А главное -- надеюсь, что после семинара у вас будет понимание, что и как лепить с детьми, и вы сможете заниматься этим в том темпе, который сложиться у вас -- или редко и регулярно, типа раз в неделю. Или наскоками-погружениями, типа целую неделю каждый день, а потом все.

Такие вот соображения.

Ну, и слово тем, кто записался в активные участники, но еще не проявился на форуме. Если у вас не дошли руки собственно до лепки, то может быть, у вас есть желание просто пообщаться, задать вопросы, поделиться идеями, опытом. Пишите, не думайте, что мы обязательно ждем от вас кучи фотографий с перемазанными глиной детьми. Я пока здесь и отвечу на что смогу.

16
Итак, следующее занятие. По-моему, начало очень вдохновляющее. Ощущается размах, дети заняты – что еще надо  :)
Вижу, что то, что у меня запланировано вперед, некоторые уже сделали, когда просто делали «что-то» -- чаши, колбаски, и так далее. А дети вообще лепят вперед вас. Ну и хорошо. Мои уроки – это некая последовательность, в которой мне кажется правильным осознавать какие-то вещи. К каждому действию у меня некое "философское" обоснование. Но делать-то вещи можно, и до и после философии.

То есть, если вы что-то сделали раньше, то для вас это повод сделать еще раз чуть по-другому, или просто удостовериться, что все вы сделали правильно, или делать вещи еще дальше вперед по своему желанию.
Мне, например, доставляет удовольствие делать много раз одни и те же вещи, но не торопиться, не стремиться к одинаковому результату. Тогда каждый раз появляются какие-то тонкие мелочи, идеи и идейки, в которых столько жизни и красоты!

Так что эти уроки выкладываю почти как есть, как записал, а все добавки и комментарии или в ваших дневниках или здесь же но позже.

Да, еще обратил внимание на то, что я на видео как-то очень серьезно все делаю, сдержанно. Ну, это так получается, записываю один, рассказываю все видео-камере, кого-то еще к этому подключить нет возможности. Но у вас на фотках такая движуха, что, кажется, все нормально.

1 серия. Блины

Игра в глину 2-1

2 серия. Колбаски и чаши

Игра в глину 2-2

1 серия

Напоминаю, что мы учимся видеть и делать обобщенные крупные формы, не углубляясь в детали. Это позволит вам потом а) лепить быстро, б) находить простой образ, доступный ребенку, в) понимать возможности ребенка и помогать ему соответственно его возможностям. Мы работаем ладонями, а не отдельными пальцами. На прошлом занятии мы давили на кусок мягко, постепенно, не изменяя его формы резко. Сегодня будем давить сильно.

Возьмите округлый кусок и ладонями сплющите из него лепешку. Аккуратно, постепенно, чтобы лепешка получилось круглая и ровная, но все равно сильно. Расплющивайте ее дальше пальцами и ладонями на весу. Насколько у вас это получится, пока она не начнет валиться и рваться? Положите кусок на стол, поплющите ладонями на столе. Переворачивайте лепешку. Насколько вам удастся расплющить лепешку ладонями на столе? Возьмите скалку, раскатайте скалкой как можно шире и тоньше. Измерьте ширину и толщину.

Скалка – это общий навык для ребенка, он полезен сам по себе. Тут смелость надавить изо всей силы, навалиться всем весом тела, координация движения рук. Это технический способ раскатки, но катать нужно с душой. Это масленичное дело, представьте себе, что сейчас Масленица, и вы катаете прекрасные блины необъятной ширины.

Что можно сделать из лепешки и блина? Поставить стенку, нарвать на ленты, вырезать дырки, свернуть в колокольчик или стакан. Что еще? В каких играх и сказках могут пригодиться все эти вещи? Понаделайте маленьких лепешек, оладий – что можно сделать из них? Дорогу, забор, тарелки?

2 серия

Скатайте колбасу разными способами – разминайте в руках, катайте в руках на весу, катайте на столе. Понаблюдайте, как в одном месте катаешь, в другом крутится. Сделайте колбасу как можно длиннее, как можно тоньше. Измерьте длину и толщину.

Что сделать из колбасы? Улитку, удава, чурчхелу? Измерьте удава в попугаях и других вещах, которые попадутся под руку. Нарежьте колбасу на куски. Во что можно играть? Сосиски, бревна? Сварите с ребенком сосиски и макароны, сложите избу из бревен. Подскажу, что в избе важно класть углы крест-накрест, внахлест, и сильно прижимать их сверху, чтоб между бревнами не было щелей. Могу предложить задание для настоящих пап – сделать из колбасок Эйфелеву башню.

Что для вас оказалось естественнее – рвать блин и колбасу руками или резать стекой? Как выравнивать край – подлеплять сбоку пальцами или чиркануть ножиком? В целом можно сказать, что в первом случае в вас сильнее эмоциональная сторона, а во втором – интеллектуальная. То же самое с детьми. Правильно и обратное – работа только руками и мягкие округлые неправильные формы развивают чувства, эмоции. Работа инструментом, прямые линии развивает интеллект. Дошкольникам интеллект развивать неполезно, поэтому лучше, если они работают руками. Но стеки все равно есть у нас на столе, потому что, во-первых, интеллектным детям надо дать возможность пережить свою склонность, во-вторых, все-таки это естественный способ разделки кусков, и глупо его избегать, а в-третьих, даже когда режем стекой, мы не настаиваем на ровных линиях.

Каждый материал поощряет определенные действия и отношение. Глина мягкая, аморфная, тяжелая, то есть она сама по себе не дает делать слишком ровные углы и линии, сама тянет человека в эмоциональное, душевное творчество. Лепка, строительство – это конструктивная деятельность, она развивает интеллект, аналитические способности. Но, в отличие от «Лего», она развивает его мягко, постепенно, подключая к процессу и чувства. Я не против «Лего», одно дополняет другое.

В округлом куске выдавите середину, сделайте чашу. Ребенок может сделать тарелку, миску. Это общая форма, что она может изображать? Пещеру, дом, печь, грузовик? Попеките пироги в печи. Во что еще вам придет в голову поиграть с дырками и ямами?

Сделайте ровную круглую чашу с тонкими одинаковыми стенками. Для этого нужно сначала сделать ровный шар и потом медленно и постепенно выдавливать в нем углубление, постоянно поворачивая шар вокруг своей оси. Поставьте сушиться в прохладное место, она должна сушиться как можно медленнее. Лучше даже прикрыть верхнюю часть тряпочкой, чтобы выровнять скорость сушки верха и низа.

17
Здравствуйте, дорогие лепщики и лепщицы! Такое слово шуточное, потому что назвать нас нельзя ни скульпторами, ни керамистами. Это какая-то еще неизвестная науке деятельность. Как впрочем, очень многое, что делают дети. Когда полуторагодовалый ребенок носит вещи по квартире и кладет в разные места, то трудно назвать это игрой. Мне показалось лучше называть это «хозяйничает». Кстати, есть такое слово «лепщик», это тот, кто лепит архитектурные детали на зданиях и другие технические вещи. Но это не про нас. Как у детей – в детстве все они играют во все – в машины, в домик, в магазин, а потом кто-то становится водителем, кто-то архитектором, а кто-то бизнесменом.

Наши занятия хороши как начало работы с глиной вообще, мне так кажется. Поразмявшись, вы поймете, что вам больше нравится – уйти в скульптуру, лепить людей, настроения и движения, или в керамику, делать теплые, яркие, живые посудины, украшения, игрушки. Или просто остаться с детьми, играть в глину и ничего больше.

В любом случае, начинать будем медленно и постепенно. Первые три занятия мы будем исследовать материал, привыкать к нему и фантазировать, что бы такого из него сделать. Естественно, кроме того, что я показываю на видео, вы можете сами параллельно делать то, что вам покажется интересным. В этом удобство видео-семинара перед реальным, когда у вас не один день на все, а есть время для самостоятельных придумок.

Да, вначале давайте представимся. Вы друг друга в основном знаете, а я вас почти нет. Поэтому в начале своей темы напишите, пожалуйста, как вас зовут по-настоящему, где вы находитесь географически, ну и о детях, с которыми вы собираетесь играть в глину. И если хотите, какой у вас опыт общения с глиной и чего вы хотите от семинара.

Про меня вы, думаю, первые два пункта знаете, а третий – у меня есть дочка Ульяна, которой как раз почти полтора года, и это она «хозяйничает» у нас по шкафам. Глиной я с ней пока не занимаюсь -- маленькая.

Мне интересны в этом и в реальных семинарах две вещи: во-первых, хочется поделиться с родителями тем, что я придумал про игру в глину, а во-вторых, мне интересно любое творчество в самом начале, когда из обычной жизни вдруг рождается что-то новое. Поэтому мне очень интересно, что каждый из вас найдет в глине уже после того, как мы тут с вами все слепим и расскажем.


1 серия

Игра в глину 1-1

2 серия

Игра в глину 1-2


Дальше написано то, что я говорю на видео, чтобы после просмотра вы могли оставить себе этот «конспект». Номера стоят там, где задается определенное «задание» -- что конкретно делать. В первом уроке задания простые, поэтому их много.

Дети часто просто исследуют материал – плющат, слепляют, рвут, катают, переставляют с места на место. Это само по себе важно, если ребенок занят этим, то оставьте его в покое, подождите, пока это ему надоест. Конечно, интересно, если в результате просто плющения что-то получается, это нравится детям и имеет педагогический смысл. Так что имеет смысл спрашивать периодически «что у тебя получилось?», но настаивать на ответе смысла нет.

1. Почувствуйте кусок глины. Попробуйте сделать с ней что-нибудь, что ваши руки захотят с ней сделать. Не из нее, а с ней, то есть, не ставьте себе никаких целей, а просто помните, покатайте, помните, покатайте. Взрослые часто говорят «какой прекрасный материал, вот бы его просто помять, покатать, подержать в руках». Потратьте время на просто исследование материала.
Напишите, какие действия вы делали и получилось ли что-нибудь, похожее на что-то.
В детях развивается ощущение от работы тела – напряжение мышц, равновесие, координация движения. Эмоции и интеллект ребенка развивается через телесные ощущения, то есть, ребенок выражает свои чувства телесно – прыгает, машет руками, и наоборот – правильные телесные действия упорядочивают и развивают эмоции и интеллект.

2. Возьмите маленький кусочек и покрутите его в руках, помните. Возьмите кусочек побольше и покрутите его. Возьмите кусок еще побольше и попробуйте ощутить, какие части руки, какие мышцы работают при разных размерах кусков. Берите куски все больше и больше, возьмите в руки всю глину, что у вас есть. Почувствуйте свое тело, как оно отзывается на разный вес. Подберите размеры кусочков, которые задействуют пальцы, кисти, локти, плечи, спину.

3. Возьмите кусок глины максимального размера, который вам еще удобно держать и крутить в руках. Больше уже тяжело, меньше – чувствуете недогруз. Весомый кусок, вы ощущаете его вес, сопротивляетесь ему, но не устаете. Почувствуйте, какая часть руки от пальцев до спины у вас при этом работает. Можно взвесить ваш максимальный кусок, можно просто написать, с чем его можно сравнить – апельсин, грейпфрут, дыня, арбуз?

4. Ладонями вбивайте выпуклости внутрь. Это программа действий, мы пока не знаем, что получится. Форма определяется действием. Получится шар. Для ребенка это маленькое открытие – что получится, если делать так-то и так-то. Он делает это каждый день, попробуйте и вы поделать такие же открытия.

5. Возьмите кусок поменьше, который вам было бы легко держать. Давите на него ладонями как-нибудь и смотрите, что получается. Работайте не отдельными пальцами, а ладонью, всеми четырьмя пальцами вместе, ребром ладони. Это чтобы не отвлекаться на детали и чтобы почувствовать, как делают маленькие дети. Давите или бейте несильно, чтобы форма изменялась плавно и постепенно.

6. Сделайте коллекцию овощей и фруктов. Причем, поработайте в двух направлениях. Сначала не ставьте себе целью сделать определенный фрукт, просто делайте руками что-то, а потом смотрите, что получилось.

7. Потом задайте себе фрукт и попробуйте выйти на него такими вот плавными движениями. Отличить грушу от морковки просто, а вот сравните апельсин, персик и яблоко. Отличаются? Расскажите, что вы делали и что получилось. Что кроме овощей и фруктов у вас вышло?

8. Попробуйте постепенными движениями получить из шара пирамиду, куб, другие многогранники.

Ребенку дайте кусок глины и скажите, что можно делать, что захочет. Покажите сначала немного, как она мнется, гнется и плющится, а дальше ничего не показывайте. Посмотрите, что станет делать ваш ребенок, похвалите и расскажите нам.



Страницы: 1 [2]