LearnArt

Семинары Юлии Ремпель => Поговорим о математике. => Школы, курсы и семинары естественных наук Юлии Ремпель => Поговорим о математике => Тема начата: Юлия Ремпель от 18 Апреля 2013, 13:43:15

Название: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 18 Апреля 2013, 13:43:15

моей Даше 5 лет. К школе я ее не готовлю пока что. Пойдет она в 20014 году, ей будет почти 7.
Даша считает до 10 и обратно. На яблочках может складывать и отнимать, говорить решения. Пока никак не относится к задачкам, просто потому, что я ей их практически не предлагаю).
 
Итак, мои вопросы:

1. С чего начинать изучение математики? Что давать, в какой последовательности? Посоветуйте методологические материалы, пожалуйста.
2. Как не "испортить" отношение в науке? не спугнуть любопытство?

Вот. Пока что все. Спасибо за ответ заранее!

Лен, 5-летний возраст - уж очень же хорош, для начала математики. Мария Монтессори считала его особым сензитивным периодом, когда ребенок готов как никогда для восприятия математических понятий.

Если ты хочешь сама хорошо разобраться в теме - что накое начальная математика, с чего лучше начинать  -
Почитай книгу Грина и Ларосона "Введение в мир числа" . Я не знаю, переиздавалась ли она с 1982 года,
но в свое время она во многом помогла мне разобраться.

В сети она есть на сейте у моей подруги Лены Асеевой:
http://ten2x5.narod.ru/metod/gr0.htm (http://ten2x5.narod.ru/metod/gr0.htm)

Многие из этих понятий нам, взрослым, кажутся настолько простыми, что трудно себе представить, что им нужно обучать. Понятие одинаковый, например, для нас так очевидно, что легко просмотреть все его тонкости и сложности. Однако, пока ребенок не изучит различные способы его употребления и не познает, при каких обстоятельствах оно употребляется, он не может правильно обращаться с такими понятиями, как величина, количество, больше и меньше.

Т.е. изначально мы вводим определенные ПОНЯТИЯ. Которые позволяют нам говорить на математическом языке и понимать друг друга.

Очень многие взрослые удивляются, почему ребенок не понимает элементарных вещей? Это же так легко.

А дело как раз не в математике, а в развитии речи. Называть вещи, отношения, действия своими именами.

Поэтому с пяти лет желательны регулярные математические занятия.

Если ты будешь уделять им всего 2 раза в неделю, по полчаса, но регулярно, математика никогда не станет проблемным предметом в будущем.

Не спугнуть любопытство - об этом я всегда думала, занимаясь с моими детьми математикой. Мой интерес к этой науке был заразителен.
Задачки звучали как яркие которкие занимательные истории, и часто Катька вместо сказок на ночь просила именно такие задачки перед сном :)
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 18 Апреля 2013, 16:54:29
У меня вопрос довольно размытый. Все-таки с какого возраста стоит начинать заниматься с детьми математикой? Я не сторонник раннего развития, стараюсь не бежать впереди паровоза. Просто стараюсь чтобы окружающая среда для сына была богатой, сама много с ним экспериментирую, играю, проговариваю когда отсчитываю деньги в магазине, дома много всякой мелочевки и природного материала, который тоже можно раскладывать, пересчитывать... Но целенаправленно ничего не объясняю, не показываю. Сыну скоро исполнится 3 года.
Но прям руки чешутся каким-то образом заниматься) Потому что сама всегда была влюблена в математику. И сама обожаю всякие задачки, головоломки и т.п. Однако, боюсь, что "загрузив" его сейчас знаниями, до которых он пока не дорос (а загрузить легко, так как он гарантированно поддастся, если я сама проявлю к этому интерес), он недополучит тех знаний и навыков, которые ему необходимо освоить именно сейчас.


Какая умница. Принцип - не тяни траву за кончики, быстрее не вырастет - основной :)

Тебя я тоже с удовольствием отсылаю к книге Грина - "ВВЕдение в мир числа" - станет понятно, на что обращать внимание, какие слова употреблять в речи. как вводить математические понятия.

В свое время я мечтала, чтобы кроме разрозненных книг, которые я читала о математике для малышей был бы составлен курс. Открыл - и действуй.

Курса такого не нашла, пришлось записывать все занятия моей многолетней домашней школы. ПРомучившись с малышами в неподходящем нам темпе в детском центре, я отдала свои часы другому педагогу, оставив себе всего 300 учеников 5-6 лет.

А малыши приходили к нам домой раз в неделю. И мы играли, и говорили, и понимали. Так что вся Заниматика малышам - об этом :)

http://www.forum.naladony.ru/index.php?topic=3.msg1806#msg1806 (http://www.forum.naladony.ru/index.php?topic=3.msg1806#msg1806)
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 11:06:36
Здравствуйте, сыну 3 года, проявляет большой интерес к счету, многие вещи выходят у него сами собой. Как-то понял принцип счета и с легкостью считает до 40 еще с осени (дальше не хочет, но мог бы, я думаю), очень интересуется временем, как только видит электронные часы, объявляет тут же время. (часов со стрелками дома нет, время пока не учили!!!).. Пока такие вопросы к вам: 1) могли бы вы составить список литературы, который желательно прочитать маме для понимания, в какую сторону двигаться? 2) Какие "виды деятельности" являются развитием математического мышления кроме счета 3) подскажите план развития: с чего начать, куда двигаться дальше, сложные задания для способных детей? Спасибо!!!

Здравствуйте!

В первом посте я уже начала называть книги, которые помогают маме ориентироваться в бескрайнем море, дают направление - куда плыть. Я вчера начала перечитывать Грина и вижу уже в этой книге гораздо больше, чем 15 лет назад.

Но с чего бы я советовала начинать чтение мамам - это с чтения книги Джин Айрис

(http://img2.labirint.ru/books/199572/big.jpg) (http://tinyurl.com/csbytux)

Чудо, что она сейчас есть в Лабиринте, она мгновенно расходится.

Джин Айрис! Ученый - подвижник, в свое время получила от коллег-профессоров много шишек за то, что именно эту книгу она написала ненаучным языком.
Это книга - для родителей. Она помогает разобраться - как происходит развитие ребенка, что такое сенсорная интеграция, как работает мозг, как он обрабатывает информацию, почему важны ощущения и как нервная система учится интегрировать ощущения.

Мы часто с вами убегаем в раннее интелектуальное развитие, забывая о развитии движения, координации, всех органов чувств. И потом удивляемся возникающим проблемам у ребенка в школе.

Совсем недавно я навещала свекра в больнице, и разговорилась с немецким профессором. Он, видя что я пришла с дочкой, начал рассказывать, как он воспитывает внуков :)

Сначала - крупная моторика - плавание, танцы, лошади, паралелльно мелкая моторика - уметь все делать руками, чтение вслух, не только учить слушать, но и учить говорить, рассказывать, наблюдать, рисовать. Это все отличная платформа для интелектуаллов!

Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 11:19:31
Что почитать об интеллектуальном развитии.

Пиаже.

В выдержках он есть здесь:
http://bookap.info/genpsy/mihkap/gl24.shtm (http://bookap.info/genpsy/mihkap/gl24.shtm)

Выгодский.

Основной путь развития детских понятий складывается, по Выготскому, из трех ступеней в зависимости от изменений характера обобщения значения слова .

http://o-psihologii.info/deti/razvit/1562-razvitie-intellekta-rebenka.html (http://o-psihologii.info/deti/razvit/1562-razvitie-intellekta-rebenka.html)

Поищи в сети книги и статьи Вадима Ротенберга о ТЕОРИИ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ!!!
Меня познакомила с ним в Израиле Елена Макарова. Она говорила - ты видишь! все чем ты занимаешья, это именно развитием поисковой активности детей.
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: iaun от 19 Апреля 2013, 11:28:32
ребёнок и его сенсорная интеграция - отличная книга. Тоже с удовольствием прочитала. мне ещё нравится книга Улла Кислинг: Сенсорная интеграция в диалоге (http://www.labirint.ru/books/218247/?p=9222)». Кинслинг - последовательница Айрис. Книга, мне показалась, ещё более доступным языком написана.
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 11:35:36
Юля, как я уже писала мне интересен "генеральный план" развития математического склада ума. С самого начала я сыну, ему 4,5 , переводила на понятный язык. Все, где есть мера длины, веса, количества пытаюсь объяснить на натуре. Слушали чевостика про размах крыльев кондора, на полу малярной лентой прикрепили 3 метра и написали "кондор". Длина диплодока-26 метров, считаем, отмеряем.
Играем в мат игры. Пытаюсь развить чувство числа. Дома есть числовая прямая до 20, но пока редко пользуемся.
Еще вопросы- при счете, пересчете я достаю детские счеты и мы по ним считаем. Когда стОит их убирать и полагаться на то, что комбинации цифр каждого числа до 10 уже выучены назубок?:)
До рождения сына покупала тетрадки разные, а потом поняла, что лучше всего изучать всю математику на реальных предметах. И когда мы делаем упражнения из тетрадок( это тогда, когда я не особо готова, а позаниматься ( мне) хочется), то он делает все легко на возраст6-7 лет. И я не могу понять в каком направлении двигаться , не могу нащупать откуда начинать.


Свет, мне кажется - Грин, то, что ты искала! Там есть и генеральный план, и пути развития.

Мой путь я описала в Заниматике. Заниматика для 5-6 леток это выверенные многолетним опытом последовательные системы упражнений.
http://www.forum.naladony.ru/index.php?board=4.0 (http://www.forum.naladony.ru/index.php?board=4.0)

Что касается счетов :) Ты же взяла читательский доступ к "Математика с помошью приборов" ???

http://forum.learnart.eu/index.php?board=82.0 (http://forum.learnart.eu/index.php?board=82.0)

Тема первого дня занятий. Об устном счете - как мелкой умственной моторике, что счет на счетах это не счет до 10, а прекрасный тренажер с разбиением чисел по составу, и постонным проведением мыслительных действий :)

Недаром в Японии, Индии проводят соревнования младших школьников на счетах.



Вот так проходят соревнования счета на соробанах


посмотри на пальцы детей...

http://www.youtube.com/watch?v=9357jJtM21U# (http://www.youtube.com/watch?v=9357jJtM21U#)

А здесь — малыши

http://www.youtube.com/watch?v=-as7fiLPyJ8# (http://www.youtube.com/watch?v=-as7fiLPyJ8#)


Если тетрадки в удовольствие - почему нет.

Если только тебе - оставь до 6 лет. Он сделает все сам. С большим интересом.
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 11:37:04
ребёнок и его сенсорная интеграция - отличная книга. Тоже с удовольствием прочитала. мне ещё нравится книга Улла Кислинг: Сенсорная интеграция в диалоге (http://www.labirint.ru/books/218247/?p=9222)». Кинслинг - последовательница Айрис. Книга, мне показалась, ещё более доступным языком написана.

Она все таки вторая. Там - практический опыт.  Ответ - ЧТО ДЕЛАТЬ.

а вот - как это работает, что происходит. - Айрис и рассказывает и иллюстрирует!
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 11:47:25

А и еще про ТРИЗ:)) вы используйте? Так чтобы вырастить мыслителя? Я знакома только поверхностью с системой, но хотелось бы ее иметь  в арсенале всегда и любой ( ну, почти любой) вопрос рассматривать через эту теорию.

Что проще, введи в обиход. Хочешь - изучи теорию, порешай сама задачи изобретательские, поймай кайф - и зарази им сына :)

Или отдай  в хороший кружок к энтузиасту этого дела. Но лет с шести :)

То, что тризом сейчас называется для дошкольников - с 3, с 4 лет - очень часто название, на которое идут родители, которые чуть немного почитали об этом , хотт вырастить мыслителей и идут на название.

Мои дети всегда повторяли за мисс Фризл:
"Никогда не сдавайся!" "Нет безвыходных положений, есть ненайденные решения" :)

https://www.youtube.com/watch?v=POyXXrccJjY (https://www.youtube.com/watch?v=POyXXrccJjY)
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: tantao от 19 Апреля 2013, 11:57:29
Мы часто с вами убегаем в раннее интелектуальное развитие, забывая о развитии движения, координации, всех органов чувств. И потом удивляемся возникающим проблемам у ребенка в школе.

Совсем недавно я навещала свекра в больнице, и разговорилась с немецким профессором. Он, видя что я пришла с дочкой, начал рассказывать, как он воспитывает внуков :)

Сначала - крупная моторика - плавание, танцы, лошади, паралелльно мелкая моторика - уметь все делать руками, чтение вслух, не только учить слушать, но и учить говорить, рассказывать, наблюдать, рисовать. Это все отличная платформа для интелектуаллов!

я пришла к этому со вторым ребенком
дать такую платформу гораздо важнее, чем выучить цифры и буквы до школы
правда всем приходится объяснять, почему я со вторым ребенком "не занимаюсь", ведь старшая уже в этом возрасте столько всего умела...
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Homosapiens от 19 Апреля 2013, 12:18:02
а мне нравится ещё книга
 Л. А. Венгер, А. Л. Венгер
"Домашняя школа мышления"
вот ссылка
http://www.bim-bad.ru/docs/the_vengers_thinking_development.pdf (http://www.bim-bad.ru/docs/the_vengers_thinking_development.pdf)
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 12:22:54
Девочки, давайте наши сылки на книги оставлять здесь и копировать вот сюда http://forum.learnart.eu/index.php?topic=1226.0 (http://forum.learnart.eu/index.php?topic=1226.0)

Чтобы потом не выискивать по разным темам.

Надюш, перенеси, пожалуйста, мои сылки!
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 12:57:08
У меня тоже вопрос. Дочери 5 лет 10 мес. Математикой занимаемся давно. При этом никак не автоматизируется состав числа (перепробовано куча пособий в т.ч. Ломоносовская школа, тренажер Буракова, выпуски Весны-дизайн, домики,  палочки и прочие наглядные вещи) и по совету Жени Кац мы пошли "вширь". Разрядность, координаты, симметрии, последовательности, простые дроби и их сравнения, немножко функции, графы, комбинаторика, в какой-то степени теория вероятности... Достаточно легко идут задачки из "Математики в твоих руках". Что еще из областей можно "пощупать" с дошкольницей, что не предполагало бы сложных вычислений?
Знаю, что многие дети легко справляются с умножением, но у нас еще сложение-вычитание идет со скрипом и видимо не имеет смысла дальше углубляться в эту область. Или я не права?


Скажи, пожалуйста - а что именно из всего перечисленного нравится дочке? Что она делает с большей охотой?
Мне казалось, Жена на своих занятиях дает те игры, в которых состав числа мгновенно запоминается. Они очень простые и действенные. Женя приходила на все мои лекции, которые я читала в Москве.

Я собрала их в семинаре "Математика с помощью приборов" - к нему сейчас есть читательский доступ. Материалов там хватит на полгода увлеченных занятий :)
http://forum.learnart.eu/index.php?topic=560.msg8803#msg8803 (http://forum.learnart.eu/index.php?topic=560.msg8803#msg8803)

С таблицей умножения - ты совершенно права.

Произнеси слова ТАБЛИЦА умножения. Т.е. не процесс - а результат. Запомнить ответы. Это нужно для увеличения скорости устного счета.



Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 13:12:37
Кстати спасибо mashuk за напоминание  :)-  Ярослава (скоро-скоро 3 г)  тоже часами интересуется..пока только песочные сделали на 3 минутки ( это у нас кашка варится) и в речи время использует обороты  -  я три часа поспала, перезвони через 5 минут, а как это полчаса?

но тоже не трогала эту тему.. как начинать вообще тему часов? и когда?
знает что есть циферблат, что идет стрелочка большая и маленькая, и на этом кажется все..


Тань. Хочешь посмотреть, как дети воспринимают время? Лена собирала рисунки на эту тему:
http://forum.mykanon.com/viewtopic.php?f=1011&t=11375 (http://forum.mykanon.com/viewtopic.php?f=1011&t=11375)

Они мыслят и чувствуют по-другому, образами.

А ты хочешь эти образы измерять :) Привет! А он горячий?

Около шести лет - начинать будет вовремя :)

В том же курсе - Математика с помощью приборов я собрала множество упражнений, позволющих это сделать интересно.
http://forum.learnart.eu/index.php?topic=560.msg8803#msg8803 (http://forum.learnart.eu/index.php?topic=560.msg8803#msg8803)

Посмотри, сколько часов мы наизобретали :)

http://forum.learnart.eu/index.php?topic=571.0 (http://forum.learnart.eu/index.php?topic=571.0)

http://forum.mykanon.com/viewtopic.php?f=569&t=3282 (http://forum.mykanon.com/viewtopic.php?f=569&t=3282)
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Помар-ка от 19 Апреля 2013, 14:10:23
Скажи, пожалуйста - а что именно из всего перечисленного нравится дочке? Что она делает с большей охотой?
Больше всего она любит схемы и графы - определить какие-то логические правила, найти дорожку. Абсолютно не стесняется понятия Х и отрицательных чисел. Обожает шифрование и ребусы. Она любит координаты - абсолютно легко играет в морской бой, записывает шахматные партии. Легко оперирует матрицами - что должно быть в пустой клетке или в какую клетку поместить необходимую информацию (красный квадрат на пересечении строки квадрат и столбца красный).  В принципе может оперировать и абстратными понятиями (гугол плюс гугол будет два гугла, А плюс А будет два А, Б минус Б будет ноль).
Количество и цифру-число соотносит без проблем, причем еще на двух языках, кроме русского. Интересуется большими числами за пределами миллиарда, очень любит понятие "гугол".

Дроби любит меньше :-) Периодически приходится напоминать разрядность. В комбинаторике несколько вариантов находит сама, все возможные может донайти после наводящих вопросов.
Плохо идет четность-нечетность.

 
Мне казалось, Женя на своих занятиях дает те игры, в которых состав числа мгновенно запоминается. Они очень простые и действенные. Женя приходила на все мои лекции, которые я читала в Москве.
Мы не ходили на занятия к Жене, я с ней переписываюсь через ее ЖЖ и задаю вопросы там.

Я собрала их в семинаре "Математика с помощью приборов" - к нему сейчас есть читательский доступ. Материалов там хватит на полгода увлеченных занятий :)
http://forum.learnart.eu/index.php?topic=560.msg8803#msg8803 (http://forum.learnart.eu/index.php?topic=560.msg8803#msg8803)
Спасибо, попробую посмотреть.

Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 19:18:29
Ну видишь, кака она умница - сколько всего умеет.

Вспоминала, какой из журналов печатал главу из моей Заниматики как раз про ЧЕТ И НЕЧЕТ!.

Вспомнила - пилотный номер журнала Орнажевое небо.

Ссылка дл скачивания здесь:

http://narod.ru/disk/31096126001/Orange%20Sky_issue_01_(11-2011).pdf.html (http://narod.ru/disk/31096126001/Orange%20Sky_issue_01_(11-2011).pdf.html)

Ближе к концу журнала как раз этот урок.

Там как раз все просто :) Несколько игр, улица, дома  - и уже завтра-послезавтра она легко будет отвечать на вопрос:

Ты стоишь около дома 52, идешь по улице дальше, номера домов увеличиваются, ты проходишь два следующих дома и входишь в третий. Какой номер на нем написан?
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Помар-ка от 19 Апреля 2013, 20:16:36
Там как раз все просто :) Несколько игр, улица, дома  - и уже завтра-послезавтра она легко будет отвечать на вопрос:

Ты стоишь около дома 52, идешь по улице дальше, номера домов увеличиваются, ты проходишь два следующих дома и входишь в третий. Какой номер на нем написан?
Если бы все было так просто :- ) :-(  И двойками считаем-рисуем. И на Спящих королевах при игре вдвоем тоже чет-нечет на шутах тренируем, чтобы определить, кто будет брать королеву. Постоянно спрашиваю можно ли N предметов поделить поровну между 2 детьми-людьми-игрушками-кучками и т.д. Таблица с подкрашенной первой сотней Зайцева у нее уже года три перед глазами. И правило явно проговаривали (если число заканчивается на 0, 2, 4, 6, 8 - оно четно). И ни-че-го.

Кажется, я наконец сформулировала для себя проблему, которая мне не дает покоя :-) Я не понимаю, почему ребенок, способный воспринять достаточно сложные вещи (в математике те же функции, например, или чтение на английском, который изучается искусственно, а не в среде, или шахматы), не может запомнить элементарные вещи в пределах десятка. 
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 20:25:54
поиграй в те игры, особенно в чет-нечет , толко обязательно в компании, а не один на один :) и через 3-4 дня приходи в эту же тему :)
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Апреля 2013, 22:50:55
у меня тоже вопрос, конкретный.
Кира (через неделю 4г.) хорошо считает до ... 100... 200... 7000. т.е. она поняла принцип, и теперь, если не запутается легко считает до 999. дальше пока не идем. и вообще у нее явный интерес к цифрам.
но я не знаю куда с ней двигаться дальше сейчас. складывать, отнимать? представляется, что сейчас лучше всего заняться составом числа. но как это ей преподнести, не знаю... или, может, что-то другое сейчас надо делать?
лента Зайцева есть, но пока не вешали. т.к. я пока точно не знаю, что с ней делать...

Юля, что посоветуете?


Лора! Я посоветую обратить внимание на спообность к языкам! По моим наблюдениям, дети, которые легко схватывают построение числового ряда со слуха - очень расположены к усвоению иностранных языков.

Потому что это  не математика, а запоминание и вывод закономерностей постороения слов, это что порядковые числительные.

Что дальше. Дальше можно почитать книгу, котоную я рекомендовала в 1 посте, и понять, какие математические понятия хорошо было бы вводить.

Скачать в сети или найти в библиотеке, у знакомых, потому что очень важны картинки вот эту книгу:

(http://posters.ec/cover/282661) Приключения Кубарика и Томатика или Веселая математика [Часть II. Как искали Лошарика]

А осенью приходи к нам заниматься математикой Он-лайн. http://www.forum.naladony.ru/index.php?board=4.0 (http://www.forum.naladony.ru/index.php?board=4.0)
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Biruzinka от 26 Апреля 2013, 11:34:28
Юля, девочки, спасибо за ваши вопросы, размышления.
Благодаря вам я задумалась над занятиями математикой более глубоко.

Юля, пользуясь случаем  ;), хочу сказать СПАСИБО за заниматику.
Мы занимаемся с Максимом, но я не успеваю ни фотографировать, ни отчеты писать.
Максиму очень нравится заниматься, многое выполняет легко, над некоторыми занятиями думать приходится.
Соня часто к нам присоединяется, я этому рада - у нее происходит закрепление того, что уже знает и еще, когда она что-то объясняет Максиму, сама лучше понимать начинает :)
Название: Re: С чего начинать. Что об этом почитать.
Отправлено: Юлия Ремпель от 26 Апреля 2013, 13:15:33
!!!!!!!!!!

Наташенька, я знаю, что работающей маме главное успевать заниматься... когда еще писать об этом!

Главное, что у вас дело идет!