231
Читательский клуб / Re: Из книги И. Н. Тимофеевой Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти.
« : 17 Июля 2011, 23:52:42 »
Игры-спектакли — это драматизация, предполагающая дословное воспроизведение текста произведения: чтение по лицам, разыгрывание отдельных сценок, пьес с мамой, игрушками, детьми.
Мини-спектакли — первые забавы грудного ребенка («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока»...). Такие игры начинает и ведет взрослый, а младенец вторит, выражая свои чувства голосом, мимикой, всем телом. Если слышит «ладушки», хлопает в ладоши, а если в песенке танцует заинька, подпрыгивает на маминых руках.
До трех лети дети играют в сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Сначала опять играет мама, а малыш смотрит и слушает, а потом играет он сам: вот, как тянули репку, кот, как все прибежали в теремок, вот, как колобок убежал от зайца, волка и медведя... При этом он старается произносить слова и фразы.
Лет с четырех-пяти, когда ребенок овладевает активной речью, его побуждают передавать текст произведения. Для этого практикуют чтение по лицам. Так, в сказке «Кот и Петух» роли читайте попеременно: сначала ребенок — за Котика, а вы — за Лису и Петушка, а потом наоборот. Это внесет разнообразие, а главное, вы сможете ненавязчиво показывать, как играть, а ребенок запомнит весь текст сказки.
Разыгрывая сказку, научите ребенка выразительно читать вставные песенки, воспроизводить льстивую интонацию Лясы: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслена головушка». Совсем по-другому, тревожно и призывно, кричит Петух: «Котик, мой братец, несет меня Лиса в дремучие леса». Эту сказку прекрасно пересказал для детей К. Д. Ушинский, но для драматизации лучше взять пересказ А. Н. Толстого «Петушок — золотой гребешок», у которого счастливый конец. В избушке вместес котом и петухом жил дрозд. И, когда лиса утащила петушка, кот и дрозд догнали ее, поколотили и отняли петушка.
После игры с вами малыш сам может повторить спектакль с игрушками, а еще интереснее разыграть его со сверстниками и показать гостям. Многие стихи и сказки пригодны для чтения по лицам и драматизации.
Ролевые игры — это главные игры дошкольников, потому что с трех до семи лет их основной деятельностью становится ролевая игра, с помощью которой они познают жизнь.
Помочь малышу войти в роль — значит помочь взойти на новую ступень развития, т. е. начать думать, чувствовать, действовать, как требует роль шофера, доктора или мамы в игре «дочки-матери» или роль героев сказок.
Когда полугора-двухгодовалый ребенок играет в кубики, он просто манипулирует предметами, что доставляет ему большое удовольствие. Но если он так же играет в пять лет, то это уже дефект развития и воспитания. В этом возрасте ему следует воображать себя строителем и возводить города, мосты, телебашни. Игра тем содержательнее, чем больше у ребенка знаний и представлений. Вот тут-то роль книги незаменима.
Если у ребенка нет впечатлений о взрослой жизни, ролевая игра не возникает, а это нарушение норм психики. Еще раз вспомним слова Б. Житкова: «Нормальный ребенок всегда рвется в страну взрослых, где надеется „Ух, что наделать!”».
Ролевая игра в отличие от игры-спектакля не предполагает воспроизведения текста произведения. Здесь книга дает лишь толчок для свободного полета воображения и фантазии, для импровизации.
Дети, входя в роль, играют азартно, самозабвенна и своим «понарошку» могут выразить все. Недаром великий Станиславский советовал актерам играть, как дети.
Все, кто наблюдает детские игры, знает, что они как бы сотканы из мгновений. Вот ребенок и берет из книги отдельные мотивы, приспосабливая их для своей игры. Только для этого в его голове должна быть полная картина — события, обстоятельства и герои книги. Поясню это положение примером.
Как-то зимой Настя каталась на санках с горки, ребят не было, и она скоро соскучилась. Тогда я предложила поиграть в сказку Топелиуса «Сампо-лопаренок»: санки — маленький олень, ты — мальчик Сампо, я — горный король. Настя пришла в восторг. Я делала вид, что хочу поймать ее, и восклицала: «Пусть погаснет солнце! Пусть будет вечная тьма и вечный холод!». Катание с горки превратилось в погоню, где она — неуловимая. Я думала, что этим игра и ограничится. По не тут-то было. Настя, полная победного воодушевления, вспомнила концовку сказки: побежала, нашла, палку и, подняв ее, как факел, над головой, двинулась па меня со словами: «Ты лжешь, горный король! Солнце взойдет! Солнце изойдет!»
Я поняла, что она уже изображает не мальчика Сампо, а школьного учителя с лампой в руке, к которому, спасаясь от погони, примчался лопаренок Сампо. Мне лишь оставалось изобразить испуг и погибель.
На площадке два паренька, лет по девяти, бросили играть в хоккей и уселись смотреть на нас.
Ну, как тут опять не вспомнить Б. Житкова, который восхищался умением детей смотреть в корень, отметая все, что к делу не относится. Казалось бы, что общего между санками и оленем? Только то, что двигаются, но для этой игры это главное. Остальное воссоздаст воображение. Когда Настины санки перевернулись и она упала, я сказала: «Маленький олень голодный, не может бежать». Девочка тотчас вскочила и принялась «понарошку» кормить его.
Детей привлекают герои, у которых есть характер и судьба. Вот почему подросшие ребята импровизируют свои игры по повестям-сказкам: «Золотой ключик» А.Толстого, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен и др.
Однако в ролевой игре по книгам далеко не всегда разыгрываются конкретные произведения, напротив, чаще в играх проявляется общая начитанность ребенка, и он играет то солдата, то казака-разбойника, то пирата, сам придумывая сюжеты, навеянные книгами. К. И. Чуковский вспоминал, что его ребята любили изображать русских богатырей, изъясняясь былинным складом...
Мини-спектакли — первые забавы грудного ребенка («Ладушки», «Гуленьки», «Сорока-белобока»...). Такие игры начинает и ведет взрослый, а младенец вторит, выражая свои чувства голосом, мимикой, всем телом. Если слышит «ладушки», хлопает в ладоши, а если в песенке танцует заинька, подпрыгивает на маминых руках.
До трех лети дети играют в сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Сначала опять играет мама, а малыш смотрит и слушает, а потом играет он сам: вот, как тянули репку, кот, как все прибежали в теремок, вот, как колобок убежал от зайца, волка и медведя... При этом он старается произносить слова и фразы.
Лет с четырех-пяти, когда ребенок овладевает активной речью, его побуждают передавать текст произведения. Для этого практикуют чтение по лицам. Так, в сказке «Кот и Петух» роли читайте попеременно: сначала ребенок — за Котика, а вы — за Лису и Петушка, а потом наоборот. Это внесет разнообразие, а главное, вы сможете ненавязчиво показывать, как играть, а ребенок запомнит весь текст сказки.
Разыгрывая сказку, научите ребенка выразительно читать вставные песенки, воспроизводить льстивую интонацию Лясы: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслена головушка». Совсем по-другому, тревожно и призывно, кричит Петух: «Котик, мой братец, несет меня Лиса в дремучие леса». Эту сказку прекрасно пересказал для детей К. Д. Ушинский, но для драматизации лучше взять пересказ А. Н. Толстого «Петушок — золотой гребешок», у которого счастливый конец. В избушке вместес котом и петухом жил дрозд. И, когда лиса утащила петушка, кот и дрозд догнали ее, поколотили и отняли петушка.
После игры с вами малыш сам может повторить спектакль с игрушками, а еще интереснее разыграть его со сверстниками и показать гостям. Многие стихи и сказки пригодны для чтения по лицам и драматизации.
Ролевые игры — это главные игры дошкольников, потому что с трех до семи лет их основной деятельностью становится ролевая игра, с помощью которой они познают жизнь.
Помочь малышу войти в роль — значит помочь взойти на новую ступень развития, т. е. начать думать, чувствовать, действовать, как требует роль шофера, доктора или мамы в игре «дочки-матери» или роль героев сказок.
Когда полугора-двухгодовалый ребенок играет в кубики, он просто манипулирует предметами, что доставляет ему большое удовольствие. Но если он так же играет в пять лет, то это уже дефект развития и воспитания. В этом возрасте ему следует воображать себя строителем и возводить города, мосты, телебашни. Игра тем содержательнее, чем больше у ребенка знаний и представлений. Вот тут-то роль книги незаменима.
Если у ребенка нет впечатлений о взрослой жизни, ролевая игра не возникает, а это нарушение норм психики. Еще раз вспомним слова Б. Житкова: «Нормальный ребенок всегда рвется в страну взрослых, где надеется „Ух, что наделать!”».
Ролевая игра в отличие от игры-спектакля не предполагает воспроизведения текста произведения. Здесь книга дает лишь толчок для свободного полета воображения и фантазии, для импровизации.
Дети, входя в роль, играют азартно, самозабвенна и своим «понарошку» могут выразить все. Недаром великий Станиславский советовал актерам играть, как дети.
Все, кто наблюдает детские игры, знает, что они как бы сотканы из мгновений. Вот ребенок и берет из книги отдельные мотивы, приспосабливая их для своей игры. Только для этого в его голове должна быть полная картина — события, обстоятельства и герои книги. Поясню это положение примером.
Как-то зимой Настя каталась на санках с горки, ребят не было, и она скоро соскучилась. Тогда я предложила поиграть в сказку Топелиуса «Сампо-лопаренок»: санки — маленький олень, ты — мальчик Сампо, я — горный король. Настя пришла в восторг. Я делала вид, что хочу поймать ее, и восклицала: «Пусть погаснет солнце! Пусть будет вечная тьма и вечный холод!». Катание с горки превратилось в погоню, где она — неуловимая. Я думала, что этим игра и ограничится. По не тут-то было. Настя, полная победного воодушевления, вспомнила концовку сказки: побежала, нашла, палку и, подняв ее, как факел, над головой, двинулась па меня со словами: «Ты лжешь, горный король! Солнце взойдет! Солнце изойдет!»
Я поняла, что она уже изображает не мальчика Сампо, а школьного учителя с лампой в руке, к которому, спасаясь от погони, примчался лопаренок Сампо. Мне лишь оставалось изобразить испуг и погибель.
На площадке два паренька, лет по девяти, бросили играть в хоккей и уселись смотреть на нас.
Ну, как тут опять не вспомнить Б. Житкова, который восхищался умением детей смотреть в корень, отметая все, что к делу не относится. Казалось бы, что общего между санками и оленем? Только то, что двигаются, но для этой игры это главное. Остальное воссоздаст воображение. Когда Настины санки перевернулись и она упала, я сказала: «Маленький олень голодный, не может бежать». Девочка тотчас вскочила и принялась «понарошку» кормить его.
Детей привлекают герои, у которых есть характер и судьба. Вот почему подросшие ребята импровизируют свои игры по повестям-сказкам: «Золотой ключик» А.Толстого, «Приключения Незнайки» Н.Носова, «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен и др.
Однако в ролевой игре по книгам далеко не всегда разыгрываются конкретные произведения, напротив, чаще в играх проявляется общая начитанность ребенка, и он играет то солдата, то казака-разбойника, то пирата, сам придумывая сюжеты, навеянные книгами. К. И. Чуковский вспоминал, что его ребята любили изображать русских богатырей, изъясняясь былинным складом...