1.
Появление героя.Как я уже сказала, на этой неделе мы поговорим о
герое истории и о том, как его изобразить.
Важный момент — первое появление героя в книге. Все герои появляются по-разному. Давай
посмотрим, как появляются перед нами герои разных книг и подумаем, что мы можем сказать о них, когда видим их в первый раз.
(Давай договоримся так: ты сначала сам читаешь отрывок и думаешь. И только потом читаешь мое объяснение. Хорошо?)
Раз уж мы на прошлом занятии так много говорили о
«Красной шапочке», давай с нее и начнем.
«Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой нарядной красной шапочке».
Что мы можем сказать об этой девочке? Да ровным счетом ничего, кроме того, что она хорошенькая. В народных сказках так всегда: о герое почти ничего не известно. В лучшем случае говорится пара слов про его внешность («высокий», «толстый», «красавец») или характер и способности («веселый», «все в руках спорится»).
Так происходит потому, что в народной сказке главное история, а не человек. А еще потому, что придумывали эти сказки во времена, когда люди не очень задумывались над тем, какие все они разные, и над тем, как меняется человек в течение жизни. Герои народных сказок всегда как будто из картона вырезаны: какими были в начале, такими и в конце остаются.
Заметь, кстати, что если ты встречаешь в книжке писаных красавцев и ненаглядных красавиц, то сразу можешь сказать, что перед тобой сказка. В настоящей-то жизни таких не бывает!
А вот отрывок из книги Валентины Осеевой
«Динка»:
«Младшие дети крепко спали. Восьмилетняя Динка сладко причмокивала, кольца жестких волос закрывали ей лоб, лезли на щеки… Одеяло ее сползло на пол, крепкие загорелые ноги и руки темнели на простыне… Мышка была старше на полтора года, но она выглядела хрупкой по сравнению с крепышом Динкой. Мышка спала так тихо, что худенькое личико ее с прозрачными веками казалось неживым».
Обрати внимание, что мы видим героинь спящими — то есть не двигающимися, не действующими, не говорящими, с закрытыми глазами — и все же можем довольно многое о них сказать. Сразу понятно, кто командует, а кто подчиняется, да? Когда мы продолжим читать и узнаем, что Динка целыми днями бегает и попадает в приключения, а Мышка любит сидеть с книжкой, это нас совсем не удивит. Динкино упорство, живость, энергия видны уже в этом первом описании: у нее и волосы упрямо вьются жесткими кольцами и лезут на лоб, и руки и ноги у нее загорелые, оттого что она все время где-то бегает, и даже ее одеяло тоже бегает — сбегает от нее (видно, Динка вертится во сне).
Теперь прочтем кусочек из
«Хоббита»:
«В то утро ничего не подозревавший Бильбо увидел какого-то старика с посохом. На старике была высокая островерхая синяя шляпа, длинный серый плащ, серебристый шарф, громадные черные сапоги, и еще у него была длинная, ниже пояса, белая борода».
Смотри-ка, как интересно: мы пока видим только одежду и бороду, но сразу понимаем, кто перед нами. Старик с посохом, островерхая шляпа, плащ, белая борода ниже пояса… Конечно, волшебник! Ох, сейчас что-то будет!
Посмотри на кусочек из
«Мертвых душ» Гоголя:
«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
Странный какой-то человек, да? Во всем средний. Никакой. Смотришь на него, а сказать ничего и не можешь. Такие люди настораживают. Скользкий тип какой-то, выскальзывает, уворачивается от нашего внимания. Неудивительно, что к концу книги выяснится, что Чичиков (так зовут героя) — ловкач, хитрец, авантюрист, обманщик.
А теперь посмотри еще на одного героя,
«Героя нашего времени». (Так называется книга Лермонтова.) О нем мы впервые слышим из уст другого
персонажа (персонаж — другое название для героя книги, фильма, спектакля).
«Его звали Григорьем Александровичем Печориным. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…»
Говорящий — его зовут Максим Максимыч — называет Печорина странным. Но мы бы не прониклись его странностью, если бы Максим Максимыч ограничился словом «странный» и не описал нам подробно его поведение. А после такого описания и мы заинтригованы: что же это за человек? Чего от него ждать? Почему он такой?
Дальше читаем кусочек из
«Тони Глиммердал» Марии Парр.
«Посреди всеобщей безмолвной белизны чернеет точечка, которая как раз сейчас собирается нарушить тишину воплями. Черная точечка стоит на горе Зубец в начале длинного и очень крутого лыжного спуска. Точку зовут Тоня Глиммердал. Папа ее держит хутор в долине Глиммердал, а мама изучает море далеко на море. У Тони грива рыжих львиных кудрей. На Пасху ей исполнится десять. Она собирается отпраздновать юбилей так, чтобы горы пустились в пляс».
Смотри, как тут все интересно. Сначала мы совсем ничего не знаем про Тоню, она только черная точечка. Но видим мы эту точечку на фоне прекрасных снежных гор. Оказывается, это бывает важно — где мы впервые увидим героя, на каком фоне. Потом мы узнаем Тонины намерения — «нарушить тишину воплями». О, это уже нам многое может говорить о ее характере. Что, по-твоему? Потом мы узнаем, что Тоня стоит в начале «длинного и очень крутого лыжного спуска». Оп — тут мы еще кое-что про нее узнали. Что? Наконец, мы доходим до внешности. И тут уже не удивляемся, что у Тони «грива рыжих львиных кудрей». Львиная грива подходит девочке с таким характером. И последний штрих — «Она собирается отпраздновать юбилей так, чтобы горы пустились в пляс». Удивительно: всего несколько строчек — а сколько мы всего уже знаем про Тоню.
И наконец — последний отрывок. Он из
«Войны и мира». (А кто написал "Войну и мир"?)
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки.
— Видите?.. Кукла… Мими… Видите.
И Наташа не могла больше говорить (ей все смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».
Эта девочка, Наташа, — как будто противоположность придуманным сказочным героиням, «красивее которых и на свете нет». Про нее сразу сказано, что она некрасивая. Некрасивая, но живая. Мы впервые видим Наташу, когда ей весело. Она смеется, не может сдержат смех. Ее смех не только на чопорную (то есть слишком воспитанную, делающую все по правилам, кислую) гостью действует, но и на нас. Искренний смех другого человека всегда располагает к себе, даже если смеется герой книги. Вот ты бы с кем больше хотел подружиться, с Красной шапочкой, про которую только и известно, что она красивая, или с некрасивой, но живой и смеющейся Наташей?
Как видишь, автор всякий раз дает нам разную информацию о герое. И, в зависимости от того, что он нам рассказывает, у нас сразу возникает какое-то отношение к герою и ожидание того, что будет дальше.
А теперь — задание, не все же тебе читать!
Приведи, пожалуйста, пример появления героя в какой-нибудь книжке, которую ты читал. Как он входит, или влетает, или, наоборот, к нему кто-нибудь входит (или влетает). Каким мы его видим первый раз? Это не обязательно должен быть главный герой — подойдет любой. Сейчас почти все книги можно найти в интернете, так что легко найти нужный отрывок из книги, скопировать его и вставить в блокнот.
Если ты сделал это задание, послушай кусочек из книжки Александры Бруштейн
«Дорога уходит в даль…» Она начинается с того, что главная героиня, Сашенька Яновская, рассказывает о себе.
Послушай ее рассказ и подумай, что ты можешь сказать о Сашеньке. Если у тебя хватит сил, можешь написать это в своем дневнике Но это необязательно
https://youtu.be/iRWLs_xXXnw