«Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны». (Давид Самойлов)
ДАВАЙ ПРИСМОТРИМСЯ К СЛОВАМ!
Участников моего курса «Покажите язык!» приводило в восторг слово «окошкодохлиться», придуманное А.П. Чеховым. С чем оно связано: с кошкой или с окошком? Каких только вариантов его расшифровки ни предлагали ребята!
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32807548_613335475709498_4695146956794626048_n.jpg?_nc_cat=0&oh=4fa809348a34e33034e9da02fceb46bb&oe=5B791D25)
Форма этого слова стимулирует детское воображение. Она не отпускает до тех пор, пока не будет разгадана. Пока не будет установлена связь между нею и значением слова.
Это похоже на игру, когда ты засовываешь руку в полотняный мешочек и на ощупь пытаешься определить предмет, спрятанный там.
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32892127_613391495703896_1643263158988570624_n.jpg?_nc_cat=0&oh=d854d94d2693fbc674694e85579147cc&oe=5B7CCB9E)
Кажется, затея простая. Но это только кажется :) И вот ты уже в который раз вертишь этот загадочный предмет в руках. Ощупываешь его бока. Пытаешься потрясти его. Поковырять пальцем, чтобы определить материал, из которого он сделан. А потом спешишь вытащить его на свет, чтобы проверить свою догадку.
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/33020075_613391489037230_2965739342397440000_n.jpg?_nc_cat=0&oh=b498517629c64b8983d6e2b4aa4bd5c1&oe=5B8A22CB)
Из такой вот детской забавы и родилась идея этого курса, название которого стало одновременно и его девизом: «Давай присмотримся к словам!»
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32926280_613391635703882_5516561715602391040_n.jpg?_nc_cat=0&oh=b9e00ee45d406a60d2c3cd9eba18c901&oe=5B85CC5B)
***
Мы будем говорить с ребятами о словах, форма которых непосредственно связана с их значением:
«Змеилась речка в тишине,
Плетя витки излучин.
А там, на самой глубине,
Плотвичку сом прищучил.
Вдали темнели берега,
Ершился лес на склоне.
И кот, окрысясь на щенка,
Мышонка проворонил». (Феликс Кривин)
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32739767_613391462370566_5875156102877806592_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9a9eb41a366bf07be179349ee0b62881&oe=5B944B36)
И будем размышлять над словами, форма которых таит в себе подвох:
«Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?
Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?
Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!
Почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!
Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми!» (Леонард Кондрашенко)
Последняя строчка стихотворения – ответ на вопрос о том, зачем все это нужно ребенку. Помните слова Льва Успенского: «Моя задача – отшвартовать вас от берега»?
Заинтересовать. Приучить задумываться. Пробудить языковое любопытство.
Это ведь так важно, чтобы ребенок не боялся встречи с незнакомым словом, не проходил мимо него, а наоборот, стремился приглядеться к нему повнимательнее, докопаться до его сути.
Это тренировка для мозга, только вместо гантелей и гирь – слова и спрятанные за ними смыслы. :)
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32837769_613391579037221_8891903662293516288_n.jpg?_nc_cat=0&oh=f927693a0daad8acec6421298f28f065&oe=5B8DA9DA)
Ниже вы можете познакомиться с тематикой наших занятий и прочитать ознакомительные фрагменты материала.
Материал каждой недели курса довольно объемный (в среднем 20 печатных страниц А4), так что нам с ребятами будет о чем поговорить ;)
ПЕРЕЙТИ К КУРСУ (https://ulitka.center/course/davaj-prismotrimsja-k-slovam-9/)