Автор Тема: 7 занятие. Игра, поддержка и самоустранение  (Прочитано 5547 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alelchuk

  • Модератор
  • Поехали с нами в лагерь!
  • *****
  • Сообщений: 124
    • Просмотр профиля
Это занятие опять про игру и общение с ребенком, а не собственно про лепку. Я много уже по этому поводу написал, но, по-моему, что-то все время забываю сказать. Поэтому тут много слов, некоторые повторяются. Но одни и те же вещи бывает интересно послушать сказанными разными словами. А если вы что-то и так знаете, то просто еще раз убедитесь в том, что мы с вами согласны.

Игра в глину 7-1

1.   До начала лепки имеет смысл сделать какую-нибудь затравку, которая уже создаст атмосферу, часть игры.

2.   Простая работа втягивает детей в игру.

3.   Начинаем играть, ребенок сам включается или не включается в лепку. Если не включился, то посмотрит как лепить.

4.   Параллельная лепка – показывать ребенку как лепить и лепить вместе с ним две вещи.

5.   Дети 5-6 лет могут не заинтересоваться игрой, они лепят героев. Игра в голове, в воображении, в разговоре. А ребенок сидит и лепит персонажа. В разговорах продумываете, что лепить дальше, когда этот персонаж будет готов.

6.   Если ребенок лепит сложную вещь, которая может у него не получиться, то нужно подготовить запасной вариант – простую поделку, которая точно у него получится. Чтобы он сделал ее после трудной работы.

7.   Вообще, нужно ставить доступные задачи.

8.   Пластичный материал позволяет подгонять игрушки по размеру друг к другу.

9.   Останавливаемся на тех эпизодах, в которые интересно играть. Погружаемся в них, а продолжаем историю, только когда ребенок наиграется в этот эпизод.

Еще какое-то количество слов придумалось за время семинара, но записывать их на видео не вижу смысла – это именно слова, без лепки. Написал пока сумбурно, как было в голове.

1.   Мы стремимся не столько научить ребенка чему-то, сколько пробудить желание это делать. Заодно и научится. Говорят, «было бы желание», то есть, если желание есть, то остальные вещи – умение, старание, результат – они добавятся. Бывает, что желания что-то делать самостоятельно у ребенка нет просто потому, что его все устраивает. Все, что вы делаете для него, что он видит – все ему хорошо. Зачем еще что-то добавлять? Это, в общем, хорошо, нормальная ситуация.

2.   Конечно, ребенок обычно хочет что-то сделать по-своему. Он жаждет проявить себя, иногда вопреки тому, что он видит и что от него хотят. Это можно использовать, этот внутренний протест. То есть, не показывать ребенку как он должен делать, а делать что-то похожее, но что явно ему не понравится, что он захочет сделать по-своему. Он любит, например, длинные машины, а вы лепите короткие, играете в них. Он скажет – нет, нужна другая. Тут давайте ему длинный кусок: «возьми, сделай, как надо, как правильно».

3.   Хотя, основной мотив обучения для ребенка – подражание. Вы делаете, ребенок включается, тянется за вами. От того, с каким увлечением вы делаете свои вещи, зависит интерес ребенка. Не имеет смысла говорить: «сделай сам». Если ему нужно будет сделать «сам», он сам сделает «сам». А если вы будете говорить «сделай сам», он будет вам подражать, будет возвращать вам это «сам»: «мама, сделай сама мне».

4.   Про сказки. Слепить и поиграть в длинную сказку лучше получается, если детей несколько. Дети отвлекаются, увлекаются, и если у вас один или два ребенка, то вы начнете какую-то историю, дети отвлекутся, и вы уже не вернетесь к вашей истории. А если детей пять-шесть, то они все будут на разное отвлекаться, но в каждый момент времени кто-то все-таки будет включен, вы сможете поиграть именно в эту сказку. Ну, а другие тоже будут слышать, видеть и как-то могут включиться, может быть, позже.

5.   Если детей много, то они подсматривают друг у друга, учатся у соседа. Это хорошо, это умение самостоятельно учиться, без прямой подсказки взрослого. И это сильно облегчает задачу взрослого при работе с группой детей.

6.   Заинтересовать ребенка на лепку можно чем-то конкретным, что вы знаете, что ему интересно. Какая-то любимая тема – машины, принцессы – или любимая сказка, мультик. Ребенок включится в лепку уже ради самой этой темы.

7.   Или, наоборот, ребенок может зацепиться за определенную технику лепки, и через это выйти на какую-то тему. Скажем, приятно раскатывать колбаски или блины – вы придумываете тему, которая подразумевает много колбасок или блинов, например, строите дома или крутите колокольчики, или еще что-нибудь. Он тогда тоже станет с вами делать дома, колокольчики.

8.   Естественная реакция на определенные вещи. Тут нам помогает то, что наши глиняные игрушки быстро ломаются. Слепили ребенку машину, он покатал, колесо отвалилось. Естественная реакция – отремонтировать колесо. Он сам его прилепит. Потом бампер помялся – подлепит бампер. Так постепенно он сам перелепит всю машину, а потом и новую сделает сам. Лечение сломанных ног у зверей, открывание-закрывание дверей у домов, и так далее.

9.   Очень простое действие, которое и действием-то не назовешь. Вы лепите все, что нужно, а ребенку оставляете складывать комочки куда-нибудь (камни в машину), отламывать кусочки (делать камни, палки), резать колбасу (нарезать хлеб, морковку) – это ребенок согласится делать с удовольствием, а там, глядишь, и дальше дело пойдет.

10.   Самая важная деталь, чтобы ребенку было интересно ее делать. Корона у принцессы, выхлопная труба у машины, лицо у человека, рисунок на платье. Слепите все, а ребенку оставьте это вот лакомство.

11.   Иногда нужно сказать просто: «отдохни, ничего не делай, поиграй». Может быть, ребенок действительно устал и ему нужно отдохнуть. А может быть, ваши слова подействуют на него по принципу протеста – из чувства противоречия он возьмет и сделает что-нибудь эдакое.

12.   Когда вы лепите вместе с ребенком одну вещь, показывая ему, как лепить, нужно работать примерно в его же темпе, не сильно забегая вперед и не сильно отставая. Ребенок сделал кузов, вы кузов, вы – колесо, он – колесо. Чтобы немного подзадорить его, подогнать, идите на колесо впереди. Чтобы дать ему свободы, помочь проявить самостоятельность – на колесо сзади. Если будете сильно опережать, он разочаруется в своей работе, увидит вашу готовую вещь и станет играть с ней. Если сильно отстанете, он почувствует себя неуверенно, одиноко со своей поделкой. Конечно, не нужно всегда лепить вместе – это просто один из приемов, иногда это полезно.

13.   Лепим просто, не детализировано, не красиво, на уровне ребенка. Он ведь подражает, то есть, ему нужен образец, который он сможет повторить. Если он видит, что не сможет повторить, то механизм подражания выключается. Включается механизм защиты от неудачи, то есть, отказ от деятельности.

Оффлайн Natalika

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 490
    • Просмотр профиля
Re: 7 занятия. Игра, поддержка и самоустранение
« Ответ #1 : 29 Ноября 2012, 07:10:23 »
Очень радуют такие списки. Иногда дети сами знают, что лепят и процесс идет сам по себе, а иногда нужно подбросить идею. И их много рассыпано в Лешином жж, в дневниках участников семинара. Хочется самые удачные находки собрать где-то. Я завела себе какие-то файлы, куда заношу то, что понравилось, но общий список куда продуктивнее.
Например невод Софийки и замечание про дырки.
Мила, добрый день!

Какие классные фотки! На них чувствуется размах -- это первое, чего я пытаюсь достичь при лепке. Дырки -- да, это тема плодотворная. Вы ведь понимаете, что в них можно селить всяких червяков, мышей, ежиков, а потом и гномов.
А дверки -- интересно, что детям всегда хочется делать двери и потом их открывать-закрывать.

Наташа и Роман. Антон 1996, Аня 2005, Таня 2007

Оффлайн alelchuk

  • Модератор
  • Поехали с нами в лагерь!
  • *****
  • Сообщений: 124
    • Просмотр профиля
Re: 7 занятия. Игра, поддержка и самоустранение
« Ответ #2 : 29 Ноября 2012, 11:39:29 »
Конечно, для меня этот семинар -- повод собрать все такие идеи замечания. Пока что они идут внутри уроков, но хочу потом просмотреть все уроки и привести их из разговорного стиля к более литературному.