Автор Тема: "Покажите язык! Слова и образы". ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. С 9 апреля 2018. ЗАПИСАТЬСЯ.  (Прочитано 1289 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 2748
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
"Покажите язык! Слова и образы". ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Друзья, курс "Покажите язык!" Состоит из ДВУХ частей, каждая из которых разделена на шесть самостоятельных тем. Это ПЕРВАЯ часть курса. Записаться на вторую часть курса можно здесь.

Мне очень нравятся слова, которыми Лев Успенский завершает предисловие к книге «Имя дома твоего». В одной строке – заветная цель всех тех, кто занимается популяризацией науки, переводит со взрослого языка на детский:

Цитировать
«Если это произойдет благодаря моей книге (или если даже этого не произойдет, но просто горизонт ваш расширится, и вы узнаете, какая интересная, какая увлекательная, какая необыкновенно щедрая наука языкознание), с меня и этого будет довольно. Тогда — счастливого плавания и неоглядных просторов! Мое дело было отшвартовать вас от берега, дальше вас поведут более опытные лоцманы...»

«Покажите язык!» - это не курс повышения грамотности. Не подготовка к ЕГЭ. И даже не занимательное изложение истории языкознания. Скорее, это повод, отправная точка для долгого и интересного разговора о языке. Для самостоятельных – лучше совместных с родителями и друзьями – поисков и открытий в области слова.

Главная цель курса  - обострить языковое чутье ребенка, научить его замечать образное слово и любоваться им.

Очень хочется обратить внимание ребят на то, как именно это слово создается , и дать возможность каждому попробовать себя в качестве словотворца.

Курс имеет еще одну неявную цель – показать ребенку, помимо лингвистики, и другие области знания – медицину, анатомию, зоологию, ботанику, живопись, рекламу, литературу, – представленные в фокусе языка.





1.   «Двести граммов кукарямбы, или Слова и их значения».



Маленькие дети и взрослые маркетологи  любят изобретать новые слова. Помните, как Пеппи Длинныйчулок придумала свою «кукарямбу», а потом отправилась на ее поиски?

Никакой кукарямбы она, конечно же, не нашла. Да и вряд ли кто-то из нас сможет сказать с уверенностью, что же это такое: кондитерское изделие или смертельная болезнь. А вот, например, судьба у слов «намакарониться» и «окошкодохлиться» совершенно иная: и значения понятны, и использовать в речи можно.

Почему так? Что нужно слову для того, чтобы стать знаком? Разберемся на занятии.



А заодно познакомимся с разными типами знаков.



Узнаем, чем адекватные знаки отличаются от выразительных. И, конечно же, соберем свою коллекцию знаков-двойняшек! Таких, как эти "баранки" :)




__________________________________________________________________________________________________________

2.   «Хорошо ли шьет рыба-игла, или Как рождаются сравнения».



Выдумщики и фантазеры получат от этого занятия большое удовольствие, ведь мы будем работать со сравнениями.

Для начала понаблюдаем за тем, какие образы уже живут в языке. Начнем с названий необычных рыб (рыба-лапша), насекомых (жук-олень), птиц (птица-секретарь) и растений (кошачья лапка).



Потом углубимся в мифологию, чтобы узнать, что связывает латинские названия некоторых живых существ с героями всем известных мифов.



Научимся читать рекламные образы, построенные на сравнении.



Будем анализировать сравнения, придуманные писателями. И конечно же, создавать собственные образы. Для этого мы отправимся на прогулку по шумному восточному базару и будем рассказывать друг другу о диковинных товарах, которые увидим там.




__________________________________________________________________________________________________________

3.   «Можно ли положить глазное яблоко в коленную чашечку, или Что такое скрытое сравнение в языке».



Это одно из моих любимых занятий, поскольку посвящено оно в большей степени языку анатомии. И работать мы с ребятами будем вовсе не со словарем, а с анатомическим атласом.



Грудная клетка, коленная чашечка, глазное яблоко, позвоночный столб, желудочно-кишечный тракт… Кажется, что язык решил сэкономить на необычных названиях. Догадываетесь, почему?



Анализируя анатомические метафоры, мы с ребятами сумеем найти ответ на вопрос, откуда в нашем организме взялись все эти яблоки, луковицы, деревья, крылья, рога, сумки и подушки :)

Мы поговорим об образных названиях заболеваний. Освоим «усатую латынь» и придумаем пару способов борьбы с капризитом :)

Мы будем разгадывать загадки и грегерии, содержащие метафору.



Будем анализировать художественные тексты. И конечно же, придумывать собственные метафорические образы, разглядывая мир с высоты птичьего полета!




__________________________________________________________________________________________________________

4.   «О съедобных блюдцах и живых беретах, или Кое-что о метонимии и синекдохе».



«Проглотил ложку», «съел две тарелки», «предложил руку и сердце» - говорим мы, зачастую даже не задумываясь о смысле произнесенных фраз. А зря! :)

На нашем занятии мы с ребятами присмотримся к этим словам повнимательнее. Заодно узнаем, можно ли «повесить в гостиной Репина», «забыть в сумке Пушкина» и «нарядиться в незабудки»?




Мы будем анализировать рекламные плакаты с использованием метонимии и синекдохи,



а также собирать коллекцию городских вывесок с названиями учреждений, в которых использован один из этих приемов.




Увидим, как непросто бывает порой с первого раза определить, какой товар можно приобрести в магазине «Бабах» и какую услугу получить в заведении под названием «Чик-чик» :)

И конечно же, мы будем анализировать художественные тексты. Учиться работать с деталью и писать так, чтобы по ней одной можно было судить о целом.




__________________________________________________________________________________________________________

5.   «Сколько жемчуга в жемчужной улыбке, или Образная характеристика предмета».



На занятии этой недели мы с ребятами будем разбираться в том, почему те или иные цвета получили свое название.



Узнаем, какое количество «цветных» слов до сих пор живет в нашем языке. Отыщем «цветовые» корни в словах, уже утративших связь с определенным цветом.



Мы придумаем собственные названия цветовых оттенков и, вдохновившись сказочной повестью Александра Волкова, опишем с их помощью волшебный город.



Разумеется, мы будем работать не только с цветовыми эпитетами. Запах, звук, вкус, тактильные ощущения, передаваемые эпитетами, - все это станет объектом нашего внимания.

А еще мы будем работать с эпитетом как с художественной деталью и попытаемся разгадать секрет «холодной и твердой женщины с большими ногами и глухим именем», упомянутой в одном из рассказов Татьяны Толстой. :)


__________________________________________________________________________________________________________

6.   «О чем вздыхает водопроводный кран, или Как при помощи языка оживить неживое».



Завершая занятия первой части курса, мы с ребятами поговорим об образных словах в языке, так или иначе связанных с человеком.

Вспомним, что в кроссовке прячется язык, что у бутылки имеется горлышко, а у иголки – ушко.



Проанализируем художественные тексты, в которых олицетворяется окружающий нас мир. И обсудим способы, позволяющие нам при помощи языка оживить неживое.

А еще мы поговорим о рекламе, использующей прием олицетворения в манипулятивных целях. И соберем свою коллекцию маркетинговых уловок :)


________________________________________________________________________________________________________

Друзья, стоимость каждой части курса - 70 евро. При размещении ссылки на эту тему в социальных сетях ( и своем рассказе о том, что вы участвуете в этом курсе и приглашаете друзей присоединиться) - 62 евро. Вы можете оплатить сразу обе части курса. Это будет стоить 102 евро.

Мы можем принять на курс лишь 30 ребят. Места резервируются за теми, кто оплатил участие.



Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 2748
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
Запишите нас тогда на апрель на первую часть )

Оффлайн MarinaAl

  • Поехали с нами в лагерь!
  • ***
  • Сообщений: 200
    • Просмотр профиля
А на какой возраст рассчитан курс?

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 2748
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
А на какой возраст рассчитан курс?

Здравствуйте!  На курсе занимаются ребята от 9 лет.

Оффлайн Федя

  • Случайный прохожий
  • **
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
Здравствуйте,  запишите пожалуйста Фёдора,  почти девяти лет😊

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 2748
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
Здравствуйте,  запишите пожалуйста Фёдора,  почти девяти лет😊

Здравствуйте!  Записываю :-)

Оффлайн Саша Питкевич

  • Поехали с нами в лагерь!
  • ***
  • Сообщений: 112
    • Просмотр профиля
    • livejournal
Скажите пожалуйста, в какой форме проводятся занятия? Это вебинар, это форум ? КАК это происходит?
Макс 16.03.2017
Сэми 03.07.2009
Катя 22.12.1996

Оффлайн Саша Питкевич

  • Поехали с нами в лагерь!
  • ***
  • Сообщений: 112
    • Просмотр профиля
    • livejournal
Я нашла описание. Запишите пожалуйста нас: Сэми Питкевич почти 9 лет. Готовы оплатить весь курс полностью. Ссылку сейчас разместим и принесем сюда.
Макс 16.03.2017
Сэми 03.07.2009
Катя 22.12.1996

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 2748
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
Я нашла описание. Запишите пожалуйста нас: Сэми Питкевич почти 9 лет. Готовы оплатить весь курс полностью. Ссылку сейчас разместим и принесем сюда.

Саша, здравствуйте! Записываю вас с Сэми :) Реквизиты отправлю вам на электронную почту.

Оффлайн Ася (julia_nsu)

  • Поехали с нами в лагерь!
  • ***
  • Сообщений: 115
    • Просмотр профиля
Здравствуйте! Хотим оплатить и записаться на две части курса.
Сколько  недель они длятся?
Пожалуйста,  реквизиты  на julia_nsu@yahoo.com
Репост сделала.