Автор Тема: "Покажите язык! Слова и образы". ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. С 5 февраля 2018 года  (Прочитано 1807 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 1244
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
"Покажите язык! Слова и образы". ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Друзья, курс "Покажите язык!" Состоит из ДВУХ частей, каждая из которых разделена на шесть самостоятельных тем.

Стоимость первой части курса - 70 евро. При размещении ссылки на эту тему в социальных сетях - 62 евро.

Вы можете оплатить сразу обе части курса. Это будет стоить 102 евро при размещении ссылки на эту тему в социальных сетях.

Мы можем принять на курс лишь 40 участников. Места резервируются за теми, кто оплатил участие в курсе.
  Участники курса.

Вы можете записываться на любую из частей. Однако мне кажется, что целесообразнее все же начинать с первой. Поскольку именно здесь начинается разговор о словах и образах :)

Это ПЕРВАЯ часть курса. Записаться на вторую часть курса можно здесь.


Мне очень нравятся слова, которыми Лев Успенский завершает предисловие к книге «Имя дома твоего». В одной строке – заветная цель всех тех, кто занимается популяризацией науки, переводит со взрослого языка на детский:

Цитировать
«Если это произойдет благодаря моей книге (или если даже этого не произойдет, но просто горизонт ваш расширится, и вы узнаете, какая интересная, какая увлекательная, какая необыкновенно щедрая наука языкознание), с меня и этого будет довольно. Тогда — счастливого плавания и неоглядных просторов! Мое дело было отшвартовать вас от берега, дальше вас поведут более опытные лоцманы...»

«Покажите язык!» - это не курс повышения грамотности. Не подготовка к ЕГЭ. И даже не занимательное изложение истории языкознания. Скорее, это повод, отправная точка для долгого и интересного разговора о языке. Для самостоятельных – лучше совместных с родителями и друзьями – поисков и открытий в области слова.

Главная цель курса  - обострить языковое чутье ребенка, научить его замечать образное слово и любоваться им.

Очень хочется обратить внимание ребят на то, как именно это слово создается , и дать возможность каждому попробовать себя в качестве словотворца.

Курс имеет еще одну неявную цель – показать ребенку, помимо лингвистики, и другие области знания – медицину, анатомию, зоологию, ботанику, живопись, рекламу, литературу, – представленные в фокусе языка.





1.   «Двести граммов кукарямбы, или Слова и их значения».



Маленькие дети и взрослые маркетологи  любят изобретать новые слова. Помните, как Пеппи Длинныйчулок придумала свою «кукарямбу», а потом отправилась на ее поиски?

Никакой кукарямбы она, конечно же, не нашла. Да и вряд ли кто-то из нас сможет сказать с уверенностью, что же это такое: кондитерское изделие или смертельная болезнь. А вот, например, судьба у слов «намакарониться» и «окошкодохлиться» совершенно иная: и значения понятны, и использовать в речи можно.

Почему так? Что нужно слову для того, чтобы стать знаком? Разберемся на занятии.



А заодно познакомимся с разными типами знаков.



Узнаем, чем адекватные знаки отличаются от выразительных. И, конечно же, соберем свою коллекцию знаков-двойняшек! Таких, как эти "баранки" :)




__________________________________________________________________________________________________________

2.   «Хорошо ли шьет рыба-игла, или Как рождаются сравнения».



Выдумщики и фантазеры получат от этого занятия большое удовольствие, ведь мы будем работать со сравнениями.

Для начала понаблюдаем за тем, какие образы уже живут в языке. Начнем с названий необычных рыб (рыба-лапша), насекомых (жук-олень), птиц (птица-секретарь) и растений (кошачья лапка).



Потом углубимся в мифологию, чтобы узнать, что связывает латинские названия некоторых живых существ с героями всем известных мифов.



Научимся читать рекламные образы, построенные на сравнении.



Будем анализировать сравнения, придуманные писателями. И конечно же, создавать собственные образы. Для этого мы отправимся на прогулку по шумному восточному базару и будем рассказывать друг другу о диковинных товарах, которые увидим там.




__________________________________________________________________________________________________________

3.   «Можно ли положить глазное яблоко в коленную чашечку, или Что такое скрытое сравнение в языке».



Это одно из моих любимых занятий, поскольку посвящено оно в большей степени языку анатомии. И работать мы с ребятами будем вовсе не со словарем, а с анатомическим атласом.



Грудная клетка, коленная чашечка, глазное яблоко, позвоночный столб, желудочно-кишечный тракт… Кажется, что язык решил сэкономить на необычных названиях. Догадываетесь, почему?



Анализируя анатомические метафоры, мы с ребятами сумеем найти ответ на вопрос, откуда в нашем организме взялись все эти яблоки, луковицы, деревья, крылья, рога, сумки и подушки :)

Мы поговорим об образных названиях заболеваний. Освоим «усатую латынь» и придумаем пару способов борьбы с капризитом :)

Мы будем разгадывать загадки и грегерии, содержащие метафору.



Будем анализировать художественные тексты. И конечно же, придумывать собственные метафорические образы, разглядывая мир с высоты птичьего полета!




__________________________________________________________________________________________________________

4.   «О съедобных блюдцах и живых беретах, или Кое-что о метонимии и синекдохе».



«Проглотил ложку», «съел две тарелки», «предложил руку и сердце» - говорим мы, зачастую даже не задумываясь о смысле произнесенных фраз. А зря! :)

На нашем занятии мы с ребятами присмотримся к этим словам повнимательнее. Заодно узнаем, можно ли «повесить в гостиной Репина», «забыть в сумке Пушкина» и «нарядиться в незабудки»?




Мы будем анализировать рекламные плакаты с использованием метонимии и синекдохи,



а также собирать коллекцию городских вывесок с названиями учреждений, в которых использован один из этих приемов.




Увидим, как непросто бывает порой с первого раза определить, какой товар можно приобрести в магазине «Бабах» и какую услугу получить в заведении под названием «Чик-чик» :)

И конечно же, мы будем анализировать художественные тексты. Учиться работать с деталью и писать так, чтобы по ней одной можно было судить о целом.




__________________________________________________________________________________________________________

5.   «Сколько жемчуга в жемчужной улыбке, или Образная характеристика предмета».



На занятии этой недели мы с ребятами будем разбираться в том, почему те или иные цвета получили свое название.



Узнаем, какое количество «цветных» слов до сих пор живет в нашем языке. Отыщем «цветовые» корни в словах, уже утративших связь с определенным цветом.



Мы придумаем собственные названия цветовых оттенков и, вдохновившись сказочной повестью Александра Волкова, опишем с их помощью волшебный город.



Разумеется, мы будем работать не только с цветовыми эпитетами. Запах, звук, вкус, тактильные ощущения, передаваемые эпитетами, - все это станет объектом нашего внимания.

А еще мы будем работать с эпитетом как с художественной деталью и попытаемся разгадать секрет «холодной и твердой женщины с большими ногами и глухим именем», упомянутой в одном из рассказов Татьяны Толстой. :)


__________________________________________________________________________________________________________

6.   «О чем вздыхает водопроводный кран, или Как при помощи языка оживить неживое».



Завершая занятия первой части курса, мы с ребятами поговорим об образных словах в языке, так или иначе связанных с человеком.

Вспомним, что в кроссовке прячется язык, что у бутылки имеется горлышко, а у иголки – ушко.



Проанализируем художественные тексты, в которых олицетворяется окружающий нас мир. И обсудим способы, позволяющие нам при помощи языка оживить неживое.

А еще мы поговорим о рекламе, использующей прием олицетворения в манипулятивных целях. И соберем свою коллекцию маркетинговых уловок :)


__________________________________________________________________________________________________________


Добрый день. Будет ли повтор курса? Не успели попасть в число участников (

Юлия, добрый день! Следующий курс начнется в феврале. Записываю Вас первым участником:)

Оффлайн ОльгаАрутюнян

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" Запись на 2018 год.
« Ответ #1 : 03 Октября 2017, 10:04:15 »
Добрый день! Запишите, пожалуйста, нас на курс. Жан 10 лет будет в январе.

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 1244
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" Запись на 2018 год.
« Ответ #2 : 03 Октября 2017, 10:06:14 »
Добрый день! Запишите, пожалуйста, нас на курс. Жан 10 лет будет в январе.

Ольга, здравствуйте!  Записываю :-)

Оффлайн Наталья мама Паши

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" ЗАПИСЬ на 2018 год.
« Ответ #3 : 03 Октября 2017, 16:55:11 »
Здравствуйте, запишите Пашу, 12лет.Спасибо

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 1244
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" ЗАПИСЬ на 2018 год.
« Ответ #4 : 03 Октября 2017, 17:00:31 »
Здравствуйте, запишите Пашу, 12лет.Спасибо

Наташа, отмечаю Пашу в списке! Буду рада вновь его видеть :)

Оффлайн ЭльзаСпб

  • Читатель форума
  • ***
  • Сообщений: 30
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" ЗАПИСЬ на 2018 год.
« Ответ #5 : 03 Октября 2017, 22:53:08 »
Добрый вечер! Запишите и нас, пожалуйста! Александра, 9 лет
Дочка и два сыночка

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 1244
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" ЗАПИСЬ на 2018 год.
« Ответ #6 : 04 Октября 2017, 05:29:55 »
Добрый вечер! Запишите и нас, пожалуйста! Александра, 9 лет

Эльза, здравствуйте!  Записываю :-)

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 1244
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" ЗАПИСЬ на 2018 год.
« Ответ #7 : 05 Октября 2017, 11:45:29 »
Светлана Румянцева:

Цитировать
Оксана, добрый день! Запишите пожалуйста на курс в январе 2018 дочку Анюту, 11 лет.
С уважением, Светлана

Оффлайн Мы с Алиской

  • Самый активный житель форума
  • *****
  • Сообщений: 1244
  • Оксана и Алиса Шороховы
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" ЗАПИСЬ на 2018 год.
« Ответ #8 : 05 Октября 2017, 11:50:00 »
Светлана Румянцева:

Цитировать
Оксана, добрый день! Запишите пожалуйста на курс в январе 2018 дочку Анюту, 11 лет.
С уважением, Светлана

Анюта в списке:)

Оффлайн Степанидушка

  • Случайный прохожий
  • **
  • Сообщений: 5
    • Просмотр профиля
Re: "Покажите язык!" ЗАПИСЬ на ЗИМУ-ВЕСНУ 2018 года
« Ответ #9 : 14 Октября 2017, 22:41:41 »
Хочу на курс