Начала Лингвистики (Курс Анны и Алексея Леонтьевых) > Начала Лингвистики (курс Анны И Алексея Леонтьевых)
ЛИНГВИСТИЧЕCКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Anya_Le:
Что такое лингвистические задачи, можно долго объяснять. Но лучше показать.
Вот, например, одна из моих любимых задач для Традиционной олимпиады по лингвистике и математике для старшеклассников:
Задача №3
(автор Е. В. Муравенко)
Взгляните на иллюстрацию к хорошо знакомой Вам сказке «Репка».
(Здесь должна быть иллюстрация, но я не умею вставлять картинки, так что вспомните, как дедово семейство в полном составе вытягивало репку, и нарисуйте иллюстрацию сами :))
Ниже на японском языке (в русской транскрипции) даны вопросы о взаимном расположении участников сказки и исчерпывающие ответы на эти вопросы. Все вопросы и некоторые ответы переведены на русский язык.
(1) кабура-но маэ-ни нани-га аримас ка? Что находится перед репкой?
асоко-ни иэ-га аримас. <...>
(2) нэко-но маэ-ни нани-га аримас ка? Что находится перед кошкой?
асоко-ни иэ-то кабура-га аримас. <...>
(3) маго-но маэ-ни дарэ-га имас ка? Кто находится перед внучкой?
асоко-ни дзидзи:-то оба:сан-га имас. Там находятся дед и бабка.
(4) маго-но усиро-ни нани-га имас ка? Кто находится за внучкой?
асоко-ни дзутика-то нэко-то нэдзуми-га имас. <...>
(5) нэко-но усиро-ни нани-га имас ка? Кто находится за кошкой?
асоко-ни нэдзуми-га имас. <...>
(6) нэдзуми-но усиро-ни дарэ-га имас ка? Кто находится за мышкой?
асоко-ни дарэ-мо имасэн. Там никого нет
Задания
1. Переведите на русский язык все остальные ответы.
2. Переведите следующие вопросы на японский язык и дайте на них исчерпывающие ответы на японском языке. Если возможно, дайте несколько вариантов перевода и ответов:
(1) Что находится за репкой?
(2) Кто находится за репкой?
Чтобы решить эту задачу не требуется ни знания японского языка, ни каких-то других специальных знаний. Только желание и умение логически рассуждать.
Попробуете решить?
Anya_Le:
А вот задача для учеников начальной школы. Она была на одной из олимпиад "Русский медвежонок". К сожалению, не знаю её автора.
Слова кашне, кашпо и пенсне пришли в русский язык из французского. Во французском языке каждое из них составлено из двух слов. Как выглядят их буквальные переводы?
(А) спрячь-горшок, прищеми-нос, спрячь-нос;
(Б) спрячь-нос, спрячь-горшок, прищеми-нос;
(В) прищеми-нос, спрячь-горшок, спрячь-нос;
(Г) спрячь-нос, прищеми-нос, спрячь-горшок;
(Д) прищеми-нос, спрячь-нос, спрячь-горшок.
Чтобы решить эту задачу, французский знать совсем не обязательно.
Anya_Le:
А вот задача из чудесного журнала "Квантик". Её могут решить уже пятиклассники.
(Автор Е.А.Ренковская)
В окончаниях родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода прилагательных буква «г» читается как [в]: например, большого читается как большо[в]о. Найдите прилагательное, в кото- ром буква «г» читается как [в] в словарной форме.
Star_Elen:
--- Цитата: Anya_Le от 09 Сентября 2016, 23:23:22 ---А вот задача для учеников начальной школы. Она была на одной из олимпиад "Русский медвежонок". К сожалению, не знаю её автора.
Слова кашне, кашпо и пенсне пришли в русский язык из французского. Во французском языке каждое из них составлено из двух слов. Как выглядят их буквальные переводы?
(А) спрячь-горшок, прищеми-нос, спрячь-нос;
(Б) спрячь-нос, спрячь-горшок, прищеми-нос;
(В) прищеми-нос, спрячь-горшок, спрячь-нос;
(Г) спрячь-нос, прищеми-нос, спрячь-горшок;
(Д) прищеми-нос, спрячь-нос, спрячь-горшок.
Чтобы решить эту задачу, французский знать совсем не обязательно.
--- Конец цитаты ---
Правильный ответ Б ?))
Ольга П:
Точно Б!
Навигация
Перейти к полной версии