Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Мы с Алиской

Страницы: 1 ... 3 4 [5] 6 7 8
41
Друзья, этот курс находится еще в процессе создания

Мне очень хочется, чтобы мы с ребятами прожили эту тему еще и через ладошки, поэтому в письма мышат будут включены различные мастер-классы:

•   Мышонок Тим и его подружка китаянка Бусинка (Бу Синь) научат нас делать настоящую (!) бумагу, на которой потом можно будет писать и рисовать. Мышонок Микаэль, живущий в парижском метро, поделится техникой изготовления поделок из «жеваной бумаги».  А мышка Ютта устроит для нас ночную процессию с самодельными бумажными фонарями :)

•   Мышонок Аль Метт (он живет в одной из сувенирных лавок Египта) покажет нам, как из стеблей растений изготовить папирусный свиток. А Мышонок Мансыр из Ирака – глиняную табличку. Заодно попробуем писать при помощи иероглифики и клинописи :)



•   О восковых табличках нам расскажет Пипинелло: он о них много слышал, живя под кафедрой одного итальянского университета.

•   Мышата из Новгорода – Пик и Шурш – научат нас обращаться с берестой и расскажут об удивительных и курьезных случаях находок берестяных грамот.

•   Дедушка Бри знает все об изготовлении пергамента. Это, пожалуй, будет единственный материал, который мы с ребятами вряд ли сможем изготовить самостоятельно. Но, думаю, что и без него наш домашний музей письменных материалов будет полон интереснейшими, а главное, рукодельными экспонатами. :)

42
Часов у меня нет, но, несмотря на это, время я определяю безошибочно.

Вот перестает гудеть вентилятор в компьютере. Задвигаются ящички каталогов. (Тетя Зина, наш библиотекарь, целыми днями перебирает карточки, которые хранятся там. И что она только в них нашла?)




Щелкает выключатель. В дверях слышится шорканье ног. Поворот ключа в замочной скважине – и тишина. Двадцать ноль-ноль. Библиотека закрыта до утра.




Я пробираюсь вверх по книжным стеллажам, протягиваю лапку к выключателю, но ничего не выходит. Наваливаюсь посильнее всем тельцем, и – ура! – в читальном зале библиотеки загорается лампочка. Тогда я спускаюсь вниз. Кладу на стол кусочек печенья, открываю книгу, которую сдал кто-то из читателей и которую тетя Зина еще не успела убрать на полку, и начинаю читать.

Да, чуть не забыл представиться! Меня зовут Тим. Мне 3 месяца. Я живу в этой библиотеке вместе с моей семьей. Я мышонок.




Хорошо, что тетя Зина никогда не убирает в стол карандаши и испорченные карточки из каталогов: мне всегда есть на чем записать свои мысли. Как же люди обходились до того, как были изобретены карандаши и бумага? В библиотеке, где я живу, этого вдоволь. А ведь когда-то, тысячи мышиных жизней назад, ничего этого не было… Мне стало так любопытно, что я решил побольше узнать о том, какими были первые материалы для письма.



Я буду рассказывать тебе обо всем интересном, что мне удастся найти. Конечно, если ты не против переписки с мышатами. Не против? Тогда бегу писать! :)


43
Скажите, пожалуйста, когда будет повтор курса? Весной 2019? А то у нас будет Покажи язык в сентябре, чтобы насладиться в полной мере, лучше не смешивать :) Спасибо!

Ася, думаю, повтор будет или в конце ноября, или в начале февраля 2019 :-)

44
КУРС СОСТОИТ ИЗ 5 ТЕМ:


•   НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ. «Венок из клыков льва, или О форме повседневных слов».

На этой неделе мы займемся исследованием "говорящих" слов. Таких, чья форма непосредственно связана с их значением.

Как в случае с "клыком льва" («diente de león»). Так по-испански называют одуванчик. Приглядитесь к картинке: правда, они похожи на заостренные клыки? :)




***

Фрагмент первой недели курса:

Внутреннюю форму слова переосмысливают, между прочим, не только дети, но и некоторые взрослые. Ты, наверное, слышал о пуристах. О людях, которые хотели очистить русский язык от заимствованных слов.

Догадываешься, почему этих людей стали называть пуристами? «Рurus» по-латыни означает «чистый, лишенный примесей». Отсюда, кстати, произошло и слово «пюре» :)




Пуристы предлагали заменить иностранные слова русскими, внутренняя форма которых понятна простому человеку. Так, они предлагали, например, называть «бриллианты» «сверкальцами»,



а бильярдный «кий» - «шаротыком» :)



? Предположи, что и почему пуристы предлагали называть следующими словами. Запиши, пожалуйста, получившиеся варианты к себе в блокнот.

1. Топталище, пешник.
2. Водомёт.
3. Конец ознакомительного фрагмента



45

«Люблю обычные слова,                                     
Как неизведанные страны». (Давид Самойлов)

ДАВАЙ ПРИСМОТРИМСЯ К СЛОВАМ!

Участников моего курса «Покажите язык!» приводило в восторг слово «окошкодохлиться», придуманное А.П. Чеховым. С чем оно связано: с кошкой или с окошком? Каких только вариантов его расшифровки ни предлагали ребята!



Форма этого слова стимулирует детское воображение. Она не отпускает до тех пор, пока не будет разгадана. Пока не будет установлена связь между нею и значением слова.

Это похоже на игру, когда ты засовываешь руку в полотняный мешочек и на ощупь пытаешься определить предмет, спрятанный там.




Кажется, затея простая. Но это только кажется :) И вот ты уже в который раз вертишь этот загадочный предмет в руках. Ощупываешь его бока. Пытаешься потрясти его. Поковырять пальцем, чтобы определить материал, из которого он сделан. А потом спешишь вытащить его на свет, чтобы проверить свою догадку.



Из такой вот детской забавы и родилась идея этого курса, название которого стало одновременно и его девизом: «Давай присмотримся к словам!»



***

Мы будем говорить с ребятами о словах, форма которых непосредственно связана с их значением:

«Змеилась речка в тишине,
Плетя витки излучин.
А там, на самой глубине,
Плотвичку сом прищучил.
Вдали темнели берега,
Ершился лес на склоне.
И кот, окрысясь на щенка,
Мышонка проворонил». (Феликс Кривин)




И будем размышлять над словами, форма которых таит в себе подвох:

«Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?
Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?
Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!
Почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!
Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми
!» (Леонард Кондрашенко)


Последняя строчка стихотворения – ответ на вопрос о том, зачем все это нужно ребенку. Помните слова Льва Успенского: «Моя задача – отшвартовать вас от берега»?

Заинтересовать. Приучить задумываться. Пробудить языковое любопытство.

Это ведь так важно, чтобы ребенок не боялся встречи с незнакомым словом, не проходил мимо него, а наоборот, стремился приглядеться к нему повнимательнее, докопаться до его сути.

Это тренировка для мозга, только вместо гантелей и гирь – слова и спрятанные за ними смыслы. :)




Ниже вы можете познакомиться с тематикой наших занятий и прочитать ознакомительные фрагменты материала.

Материал каждой недели курса довольно объемный (в среднем 20 печатных страниц А4), так что нам с ребятами будет о чем поговорить ;)


ПЕРЕЙТИ К КУРСУ


46
Друзья, курс начнется 17 сентября 2018 года.

Мы сможем принять только 30 участников.

Буду рада встрече с вами на страницах ваших блокнотов! :)

48
«ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ» – это своего рода курс-задачник. В нем собраны 100 рекламных изображений:

- от незамысловатых и потому легко «читаемых»
- до аллегоричных, требующих вдумчивого всматривания в детали.

Каждое изображение сопровождается вопросами и подсказками, которые помогут ребенку не упустить ни одной подробности и верно расшифровать рекламный образ.

Задания курса можно выполнять самостоятельно, а можно обсуждать решение задач вместе со мной на страницах личного дневника.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ. Каждый сможет двигаться в удобном для него темпе, поскольку все материалы будут доступны сразу.


49
Отличный пример изображений, подходящих для тренировки навыка чтения и анализа, – талантливо сделанная реклама.



В ней есть идея и подчиненные ей сюжет, система образов или художественных деталей.

Есть тот же набор выразительных средств, что и в языке художественной литературы:

- Реклама преувеличивает.
- Сравнивает.
- Иронизирует.
- Противопоставляет.
- Использует иносказание.

Порой она отсылает нас к историческим или культурным фактам, обыгрывает знаковые произведения искусства или художественные тексты.




И, пожалуй, самое главное. Рекламное изображение дает ребенку шанс «прочитать» его самостоятельно, без помощи взрослых. Оно чем-то похоже на бумажный лабиринт, в котором с самого начала известно, где находится выход.



Нам известна конечная цель рекламного сообщения. И чтобы верно его «прочитать», останется ответить всего на три вопроса:

1.   Какой товар или какую услугу продвигает эта реклама? Или же к какой проблеме она привлекает наше внимание (если это реклама социальная)?

2.   На какой характеристике товара или услуги сделан смысловой акцент?

3.   Какие изобразительные детали помогают нам это понять?

***

Каждый раз я радуюсь тому, насколько сильно захватывает ребят и их родителей процесс «чтения» и комментирования рекламных изображений. С каким вниманием они рассматривают детали:




«Мне понравилась больше всего реклама с пастой (корабль и канат). Там интересная игра образа и слов so good you can’t let it go, а канат – вещь прочная и не может оторваться. То же самое с пастой – ты не сможешь от нее оторваться». (Таня – purple_leopard)

***




«Я вовремя увидела животных сверху :) Это ковчег, который доверен машине чтобы доставить. Это показывает насколько надежная компания по перевозке грузов». (Полина – Leafwhisker)

***




«Реклама жевачки. Она придает зубам столько яркости и белого цвета. А ослепительные улыбки есть только у взрослых наверное потому что орбит не для маленьких детей». (Люся – Люся Горж)

***




«Это мягкий хлеб, на нем даже прыгать можно. Хотя тут я не согласен, мат не мягкий, а упругий. Лучше бы его тогда как подушку использовали». (Костя – Kotenok_Murzik)

***

«Мне понравились эти оригинальные изображения, потому что это совсем другой взгляд на привычные вещи! Это привлекает внимание, и такое уж точно не забудешь :) ». (Киран – kiran)


50
«ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ» – это своего рода курс-задачник. В нем собраны 100 рекламных изображений:

- от незамысловатых и потому легко «читаемых»
- до аллегоричных, требующих вдумчивого всматривания в детали.

Каждое изображение сопровождается вопросами и подсказками, которые помогут ребенку не упустить ни одной детали и верно расшифровать рекламный образ.

Вот как это будет выглядеть.

Задачка №1. Сказочная.




Прежде чем ты начнешь разгадывать это рекламное изображение, давай посмотрим, из каких элементов оно состоит:

Прежде всего, это сама иллюстрация. Именно здесь спрятаны все «говорящие» детали. Если ты достаточно хорошо прокачал навык «чтения» картинок, то для понимания замысла рекламы тебе достаточно будет только ее.  :)

Если же ты вдруг почувствуешь, что «прочитать» изображение пока не получается, можешь воспользоваться подсказками. :) Как правило, они спрятаны в правом нижнем (реже – в правом верхнем) углу плаката. Здесь ты можешь найти или изображение рекламируемого товара, или же текст о нем.

***

Попробуй сперва понять замысел рекламы, не обращаясь к подсказкам:) Рассмотри внимательно изображение:

1. Какой товар или какую услугу продвигает эта реклама?

2. На какой характеристике товара или услуги сделан смысловой акцент?

3. Какие изобразительные детали помогли тебе это понять?

***

Получилось? :) Если нет, то давай присмотримся к деталям!


1. Персонажей какой сказки ты видишь на этом плакате? В каких отношениях они находятся друг с другом?

2. Что-то в рекламной версии сказочного сюжета пошло не так. Сообразил, что именно? :)

3. Надпись в углу плаката гласит: «Ninouem Resiste a Uma Boa Historia» («Никто не устоит перед хорошей книгой»)


Попробуй теперь ответить на три вопроса об этом рекламном изображении :)


***

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ

Страницы: 1 ... 3 4 [5] 6 7 8