Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Мы с Алиской

Страницы: 1 2 [3] 4 5 6
21
•   НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ. «О кот-летах и котах, или О словах-гипотезах».

Эта неделя тоже будет посвящена разговору об этимологии. Но на этот раз этимологии ложной, не научной. :)




***

Фрагмент четвертой недели курса:

? Познакомься, пожалуйста, с фрагментами статей из «Бестолкового словаря» и напиши у себя в блокноте, почему слова получили именно такое толкование?

1.   «Банкир – приёмщик стеклотары».



2.   «Водород – династия сантехников».



3.   «Всадник – ребенок дошкольного возраста».



4. Конец ознакомительного фрагмента.



22
•   НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ «НИИЧАВО не понятно, или Слова-загадки».

На этой неделе мы будем рассматривать аббревиацию как способ образования новых слов.




***

Фрагмент третьей недели курса.

Здорово, правда? :) Вот бы и нам с тобой очутиться здесь! Но не просто так, а чтобы открыть свой собственный магазин волшебных товаров. Да-да, именно так! :)

Правда, свободное помещение здесь мы вряд ли найдем – придется открывать магазинчик там, где живут маглы (то есть неволшебники).

Ты ведь помнишь из книг о Гарри Поттере, что многие волшебные заведения помещались по соседству с магловскими. Но были так ловко замаскированы, что совершенно не привлекали к себе внимание маглов.

Вот и нам с тобой придется немного поколдовать над этим :) Представь себе, что твой магазин волшебных товаров замаскирован под обычный продуктовый или, скажем, косметический магазин. Даже если магл вдруг бросит взгляд на его витрину, он ничего необычного не заметит. «КВАС»,«ПУДРА»: можно проходить мимо.

И только настоящий волшебник поймет, что «КВАС» - это вовсе не квас, а «Когти василиска»,




а «ПУДРА» - никакая не пудра, а «пятнистые усы дракона». :)



? Секрет нашего волшебства понятен? Тогда скорее открывай свой магазин :)

Конец ознакомительного фрагмента.


23
•   НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ. «Почему лошадь не лягушка, или Слова-тайны».

На этой неделе мы поговорим об этимологии, то есть о происхождении слов.

Будем отыскивать предков наших современных слов в древнерусском, английском, итальянском, французском, латинском и немецком языках. Так что запасайтесь словарями ;)




***

Фрагмент второй недели курса:
 
? Давай попробуем определить, какую историю расскажут нам о своем происхождении следующие слова.

Ты, наверное, удивишься, но все они так или иначе связаны с … древнегреческой мифологией
. :)




Например, слово «косметика».



Удивительно, правда? :) Давай подумаем, какая может быть связь между этим словом и историями о богах и героях.

Если помнишь, греки считали, что мир возник из Хаоса, попросту говоря, из «беспорядка». Этот мир, состоящий из неба, земли и подземного царства, греки назвали словом «Космос». Что по-гречески означало «порядок».

Слово «косметика», оказывается, прямой потомок слова «Космос». Не веришь? :) Вспомни, что говорит твоя мама, когда садится перед зеркалом, чтобы подкрасить ресницы или губы?

- Мне нужно привести себя в порядок.

Вот и ответ на вопрос о связи «косметики» и мифологии :)




Давай попробуем отыскать следы мифологии в современных словах!

? Определи, какое отношение к древнегреческой мифологии они имеют. Напиши, пожалуйста, свои размышления у себя в блокноте.

1.   «Арахнофобия» (боязнь пауков).




2.   «География».



3.   «Гесперидий» (так называется плод цитрусовых деревьев).



4. Конец ознакомительного фрагмента.


24
Скажите, пожалуйста, когда будет повтор курса? Весной 2019? А то у нас будет Покажи язык в сентябре, чтобы насладиться в полной мере, лучше не смешивать :) Спасибо!

Ася, думаю, повтор будет или в конце ноября, или в начале февраля 2019 :-)

25
КУРС СОСТОИТ ИЗ 5 ТЕМ:


•   НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ. «Венок из клыков льва, или О форме повседневных слов».

На этой неделе мы займемся исследованием "говорящих" слов. Таких, чья форма непосредственно связана с их значением.

Как в случае с "клыком льва" («diente de león»). Так по-испански называют одуванчик. Приглядитесь к картинке: правда, они похожи на заостренные клыки? :)




***

Фрагмент первой недели курса:

Внутреннюю форму слова переосмысливают, между прочим, не только дети, но и некоторые взрослые. Ты, наверное, слышал о пуристах. О людях, которые хотели очистить русский язык от заимствованных слов.

Догадываешься, почему этих людей стали называть пуристами? «Рurus» по-латыни означает «чистый, лишенный примесей». Отсюда, кстати, произошло и слово «пюре» :)




Пуристы предлагали заменить иностранные слова русскими, внутренняя форма которых понятна простому человеку. Так, они предлагали, например, называть «бриллианты» «сверкальцами»,



а бильярдный «кий» - «шаротыком» :)



? Предположи, что и почему пуристы предлагали называть следующими словами. Запиши, пожалуйста, получившиеся варианты к себе в блокнот.

1. Топталище, пешник.
2. Водомёт.
3. Конец ознакомительного фрагмента



26

«Люблю обычные слова,                                     
Как неизведанные страны». (Давид Самойлов)

ДАВАЙ ПРИСМОТРИМСЯ К СЛОВАМ!

Участников моего курса «Покажите язык!» приводило в восторг слово «окошкодохлиться», придуманное А.П. Чеховым. С чем оно связано: с кошкой или с окошком? Каких только вариантов его расшифровки ни предлагали ребята!



Форма этого слова стимулирует детское воображение. Она не отпускает до тех пор, пока не будет разгадана. Пока не будет установлена связь между нею и значением слова.

Это похоже на игру, когда ты засовываешь руку в полотняный мешочек и на ощупь пытаешься определить предмет, спрятанный там.




Кажется, затея простая. Но это только кажется :) И вот ты уже в который раз вертишь этот загадочный предмет в руках. Ощупываешь его бока. Пытаешься потрясти его. Поковырять пальцем, чтобы определить материал, из которого он сделан. А потом спешишь вытащить его на свет, чтобы проверить свою догадку.



Из такой вот детской забавы и родилась идея этого курса, название которого стало одновременно и его девизом: «Давай присмотримся к словам!»



***

Мы будем говорить с ребятами о словах, форма которых непосредственно связана с их значением:

«Змеилась речка в тишине,
Плетя витки излучин.
А там, на самой глубине,
Плотвичку сом прищучил.
Вдали темнели берега,
Ершился лес на склоне.
И кот, окрысясь на щенка,
Мышонка проворонил». (Феликс Кривин)




И будем размышлять над словами, форма которых таит в себе подвох:

«Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?
Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?
Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!
Почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!
Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми
!» (Леонард Кондрашенко)


Последняя строчка стихотворения – ответ на вопрос о том, зачем все это нужно ребенку. Помните слова Льва Успенского: «Моя задача – отшвартовать вас от берега»?

Заинтересовать. Приучить задумываться. Пробудить языковое любопытство.

Это ведь так важно, чтобы ребенок не боялся встречи с незнакомым словом, не проходил мимо него, а наоборот, стремился приглядеться к нему повнимательнее, докопаться до его сути.

Это тренировка для мозга, только вместо гантелей и гирь – слова и спрятанные за ними смыслы. :)




Ниже вы можете познакомиться с тематикой наших занятий и прочитать ознакомительные фрагменты материала.

Материал каждой недели курса довольно объемный (в среднем 20 печатных страниц А4), так что нам с ребятами будет о чем поговорить ;)


ПЕРЕЙТИ К КУРСУ


27
Друзья, курс начнется 17 сентября 2018 года.

Мы сможем принять только 30 участников.

Буду рада встрече с вами на страницах ваших блокнотов! :)

29
«ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ» – это своего рода курс-задачник. В нем собраны 100 рекламных изображений:

- от незамысловатых и потому легко «читаемых»
- до аллегоричных, требующих вдумчивого всматривания в детали.

Каждое изображение сопровождается вопросами и подсказками, которые помогут ребенку не упустить ни одной подробности и верно расшифровать рекламный образ.

Задания курса можно выполнять самостоятельно, а можно обсуждать решение задач вместе со мной на страницах личного дневника.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ. Каждый сможет двигаться в удобном для него темпе, поскольку все материалы будут доступны сразу.


30
Отличный пример изображений, подходящих для тренировки навыка чтения и анализа, – талантливо сделанная реклама.



В ней есть идея и подчиненные ей сюжет, система образов или художественных деталей.

Есть тот же набор выразительных средств, что и в языке художественной литературы:

- Реклама преувеличивает.
- Сравнивает.
- Иронизирует.
- Противопоставляет.
- Использует иносказание.

Порой она отсылает нас к историческим или культурным фактам, обыгрывает знаковые произведения искусства или художественные тексты.




И, пожалуй, самое главное. Рекламное изображение дает ребенку шанс «прочитать» его самостоятельно, без помощи взрослых. Оно чем-то похоже на бумажный лабиринт, в котором с самого начала известно, где находится выход.



Нам известна конечная цель рекламного сообщения. И чтобы верно его «прочитать», останется ответить всего на три вопроса:

1.   Какой товар или какую услугу продвигает эта реклама? Или же к какой проблеме она привлекает наше внимание (если это реклама социальная)?

2.   На какой характеристике товара или услуги сделан смысловой акцент?

3.   Какие изобразительные детали помогают нам это понять?

***

Каждый раз я радуюсь тому, насколько сильно захватывает ребят и их родителей процесс «чтения» и комментирования рекламных изображений. С каким вниманием они рассматривают детали:




«Мне понравилась больше всего реклама с пастой (корабль и канат). Там интересная игра образа и слов so good you can’t let it go, а канат – вещь прочная и не может оторваться. То же самое с пастой – ты не сможешь от нее оторваться». (Таня – purple_leopard)

***




«Я вовремя увидела животных сверху :) Это ковчег, который доверен машине чтобы доставить. Это показывает насколько надежная компания по перевозке грузов». (Полина – Leafwhisker)

***




«Реклама жевачки. Она придает зубам столько яркости и белого цвета. А ослепительные улыбки есть только у взрослых наверное потому что орбит не для маленьких детей». (Люся – Люся Горж)

***




«Это мягкий хлеб, на нем даже прыгать можно. Хотя тут я не согласен, мат не мягкий, а упругий. Лучше бы его тогда как подушку использовали». (Костя – Kotenok_Murzik)

***

«Мне понравились эти оригинальные изображения, потому что это совсем другой взгляд на привычные вещи! Это привлекает внимание, и такое уж точно не забудешь :) ». (Киран – kiran)


Страницы: 1 2 [3] 4 5 6