Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Мы с Алиской

Страницы: [1]
1
Начало занятий – 17.09.18.
Окончание курса – 09.12.18. (3 месяца = 12 недель)


Школьная программа, к сожалению, создает у детей не совсем верное представление о языке. Как, например, о невкусном супе, в котором так много непонятных ингредиентов, что толком и не разберешь: уха это или борщ.




Ребенок не успевает прожить одну языковую тему, как тут же на смену ей приходит другая, и при этом совершенно непонятно, почему именно она. Сегодня – фонетика, завтра – повторение однородных членов, послезавтра – правописание глагольных суффиксов, а дальше – разговор об архаизмах… Не случайно от такого языкового «супа» в детских головах возникает «каша». Согласитесь: очень меткий фразеологизм!



Еще печальнее, если ребенок думает о языке как о тюрьме, любая попытка к бегству из которой карается низкой отметкой, а приговор подписывается красными чернилами.



Спросите любого ребенка о том, что приходит ему на ум, когда он слышит словосочетание «русский язык». Что он ответит вам, угадать не сложно: «Правила, диктанты, орфограммы». Какая скука! Стоит ли удивляться тому, что дети не любят такой предмет?

***

Мне очень хочется показать детям другой язык. Тот, который они, возможно, не видят в школе. Язык, который будет ассоциироваться у них не с «дырками» (пропущенными буквами), а со словами и их значениями. Словесными картинками. Мой курс о них.


***

Чем мы с ребятами будем заниматься?

- Всматриваться в слова и их значения.

- Обсуждать образы, созданные при помощи слова.



 -Любоваться ими.

- И главное - создавать свои.





2

«Люблю обычные слова,                                     
Как неизведанные страны». (Давид Самойлов)

ДАВАЙ ПРИСМОТРИМСЯ К СЛОВАМ!

Участников моего курса «Покажите язык!» приводило в восторг слово «окошкодохлиться», придуманное А.П. Чеховым. С чем оно связано: с кошкой или с окошком? Каких только вариантов его расшифровки ни предлагали ребята!



Форма этого слова стимулирует детское воображение. Она не отпускает до тех пор, пока не будет разгадана. Пока не будет установлена связь между нею и значением слова.

Это похоже на игру, когда ты засовываешь руку в полотняный мешочек и на ощупь пытаешься определить предмет, спрятанный там.




Кажется, затея простая. Но это только кажется :) И вот ты уже в который раз вертишь этот загадочный предмет в руках. Ощупываешь его бока. Пытаешься потрясти его. Поковырять пальцем, чтобы определить материал, из которого он сделан. А потом спешишь вытащить его на свет, чтобы проверить свою догадку.



Из такой вот детской забавы и родилась идея этого курса, название которого стало одновременно и его девизом: «Давай присмотримся к словам!»



***

Мы будем говорить с ребятами о словах, форма которых непосредственно связана с их значением:

«Змеилась речка в тишине,
Плетя витки излучин.
А там, на самой глубине,
Плотвичку сом прищучил.
Вдали темнели берега,
Ершился лес на склоне.
И кот, окрысясь на щенка,
Мышонка проворонил». (Феликс Кривин)




И будем размышлять над словами, форма которых таит в себе подвох:

«Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?
Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?
Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!
Почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!
Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми
!» (Леонард Кондрашенко)


Последняя строчка стихотворения – ответ на вопрос о том, зачем все это нужно ребенку. Помните слова Льва Успенского: «Моя задача – отшвартовать вас от берега»?

Заинтересовать. Приучить задумываться. Пробудить языковое любопытство.

Это ведь так важно, чтобы ребенок не боялся встречи с незнакомым словом, не проходил мимо него, а наоборот, стремился приглядеться к нему повнимательнее, докопаться до его сути.

Это тренировка для мозга, только вместо гантелей и гирь – слова и спрятанные за ними смыслы. :)




Ниже вы можете познакомиться с тематикой наших занятий и прочитать ознакомительные фрагменты материала.

Материал каждой недели курса довольно объемный (в среднем 20 печатных страниц А4), так что нам с ребятами будет о чем поговорить ;)


ПЕРЕЙТИ К КУРСУ


3
Друзья, курс начнется 17 сентября 2018 года.

Мы сможем принять только 30 участников.

Буду рада встрече с вами на страницах ваших блокнотов! :)

4
«ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ» – это своего рода курс-задачник. В нем собраны 100 рекламных изображений:

- от незамысловатых и потому легко «читаемых»
- до аллегоричных, требующих вдумчивого всматривания в детали.

Каждое изображение сопровождается вопросами и подсказками, которые помогут ребенку не упустить ни одной детали и верно расшифровать рекламный образ.

Вот как это будет выглядеть.

Задачка №1. Сказочная.




Прежде чем ты начнешь разгадывать это рекламное изображение, давай посмотрим, из каких элементов оно состоит:

Прежде всего, это сама иллюстрация. Именно здесь спрятаны все «говорящие» детали. Если ты достаточно хорошо прокачал навык «чтения» картинок, то для понимания замысла рекламы тебе достаточно будет только ее.  :)

Если же ты вдруг почувствуешь, что «прочитать» изображение пока не получается, можешь воспользоваться подсказками. :) Как правило, они спрятаны в правом нижнем (реже – в правом верхнем) углу плаката. Здесь ты можешь найти или изображение рекламируемого товара, или же текст о нем.

***

Попробуй сперва понять замысел рекламы, не обращаясь к подсказкам:) Рассмотри внимательно изображение:

1. Какой товар или какую услугу продвигает эта реклама?

2. На какой характеристике товара или услуги сделан смысловой акцент?

3. Какие изобразительные детали помогли тебе это понять?

***

Получилось? :) Если нет, то давай присмотримся к деталям!


1. Персонажей какой сказки ты видишь на этом плакате? В каких отношениях они находятся друг с другом?

2. Что-то в рекламной версии сказочного сюжета пошло не так. Сообразил, что именно? :)

3. Надпись в углу плаката гласит: «Ninouem Resiste a Uma Boa Historia» («Никто не устоит перед хорошей книгой»)


Попробуй теперь ответить на три вопроса об этом рекламном изображении :)


***

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ

5
ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ: учимся рассматривать детали.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ

Слова «смотреть» и «видеть» являются синонимами лишь отчасти. Первое связано, скорее, со способом восприятия информации, тогда как второе – с ее интерпретацией. «Видеть» – значит «понимать».

Попробуйте показать ребенку иллюстрацию к советской задачке про туристов. Что изображено на этой картинке?




Ответить на этот вопрос ему, конечно же, было несложно. :) А теперь пусть ребенок попробует «прочитать» изображение так, как читал бы словесный текст. Здесь потребуется совершенно иной навык – не перечисление образов и событий (что, по сути, равно пересказу текста), но их интерпретация:



1. Сколько туристов живет в этом лагере?

2.  Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

3. На чем они сюда приехали?

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

5. Откуда дует ветер: с севера или юга?

6. Какое сейчас время дня?

7. Куда ушел Шура?

8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)

9. Какое сегодня число какого месяца?


***

Умение «читать» картинки можно назвать универсальным. С одной стороны, оно готовит ребенка к тому, чтобы лучше понимать словесный текст.

Ребята, занимающиеся на курсе «Покажите язык! Слова и образы», знают: для того, чтобы понять, например, суть авторского сравнения, нужно вначале представить оба его компонента: «Ирландский сеттер горел костром. Такса чернела обгоревшей головешкой» (Юрий Яковлев «Багульник»)








С другой стороны, умение понимать изобразительный язык способствует тому, чтобы лучше воспринимать окружающий нас мир – тоже своего рода картинку:

«Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой». (Михаил Шолохов «Судьба человека»).





7
Доброго вечера! Будет ли этот курс повторяться летом и/или осенью 2018г?

Екатерина, добрый вечер! Летом точно не будет, а осенью его повтор вполне возможен. Открыть предварительную запись на осень 2018? :)
Да! 🎉🎉 И мы сразу записываемся на осень 2018))
Ура!!!


Страницы: [1]