Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - alelchuk

Страницы: 1 ... 11 12 [13]
121
Анна, здравствуйте, Видное -- это место понятное и близкое. Мы в усадьбу Суханово обычно ездим погулять, а если проехать дальше, то можно добраться и до Рожайки в объезд магистралей. Да.
Кстати, футбол -- тоже интересно полепить. Человечки, движение, ну а если это еще и тема любимая... На искусство и "прекрасное" я как раз не много обращаю внимание с дошкольниками, в основном, на функции вещей и жизненность всего что лепим. Чувство прекрасного включается позже (у тех, у кого оно вообще включается).

122
Здравствуйте, дорогие лепщики и лепщицы! Такое слово шуточное, потому что назвать нас нельзя ни скульпторами, ни керамистами. Это какая-то еще неизвестная науке деятельность. Как впрочем, очень многое, что делают дети. Когда полуторагодовалый ребенок носит вещи по квартире и кладет в разные места, то трудно назвать это игрой. Мне показалось лучше называть это «хозяйничает». Кстати, есть такое слово «лепщик», это тот, кто лепит архитектурные детали на зданиях и другие технические вещи. Но это не про нас. Как у детей – в детстве все они играют во все – в машины, в домик, в магазин, а потом кто-то становится водителем, кто-то архитектором, а кто-то бизнесменом.

Наши занятия хороши как начало работы с глиной вообще, мне так кажется. Поразмявшись, вы поймете, что вам больше нравится – уйти в скульптуру, лепить людей, настроения и движения, или в керамику, делать теплые, яркие, живые посудины, украшения, игрушки. Или просто остаться с детьми, играть в глину и ничего больше.

В любом случае, начинать будем медленно и постепенно. Первые три занятия мы будем исследовать материал, привыкать к нему и фантазировать, что бы такого из него сделать. Естественно, кроме того, что я показываю на видео, вы можете сами параллельно делать то, что вам покажется интересным. В этом удобство видео-семинара перед реальным, когда у вас не один день на все, а есть время для самостоятельных придумок.

Да, вначале давайте представимся. Вы друг друга в основном знаете, а я вас почти нет. Поэтому в начале своей темы напишите, пожалуйста, как вас зовут по-настоящему, где вы находитесь географически, ну и о детях, с которыми вы собираетесь играть в глину. И если хотите, какой у вас опыт общения с глиной и чего вы хотите от семинара.

Про меня вы, думаю, первые два пункта знаете, а третий – у меня есть дочка Ульяна, которой как раз почти полтора года, и это она «хозяйничает» у нас по шкафам. Глиной я с ней пока не занимаюсь -- маленькая.

Мне интересны в этом и в реальных семинарах две вещи: во-первых, хочется поделиться с родителями тем, что я придумал про игру в глину, а во-вторых, мне интересно любое творчество в самом начале, когда из обычной жизни вдруг рождается что-то новое. Поэтому мне очень интересно, что каждый из вас найдет в глине уже после того, как мы тут с вами все слепим и расскажем.


1 серия

Игра в глину 1-1

2 серия

Игра в глину 1-2


Дальше написано то, что я говорю на видео, чтобы после просмотра вы могли оставить себе этот «конспект». Номера стоят там, где задается определенное «задание» -- что конкретно делать. В первом уроке задания простые, поэтому их много.

Дети часто просто исследуют материал – плющат, слепляют, рвут, катают, переставляют с места на место. Это само по себе важно, если ребенок занят этим, то оставьте его в покое, подождите, пока это ему надоест. Конечно, интересно, если в результате просто плющения что-то получается, это нравится детям и имеет педагогический смысл. Так что имеет смысл спрашивать периодически «что у тебя получилось?», но настаивать на ответе смысла нет.

1. Почувствуйте кусок глины. Попробуйте сделать с ней что-нибудь, что ваши руки захотят с ней сделать. Не из нее, а с ней, то есть, не ставьте себе никаких целей, а просто помните, покатайте, помните, покатайте. Взрослые часто говорят «какой прекрасный материал, вот бы его просто помять, покатать, подержать в руках». Потратьте время на просто исследование материала.
Напишите, какие действия вы делали и получилось ли что-нибудь, похожее на что-то.
В детях развивается ощущение от работы тела – напряжение мышц, равновесие, координация движения. Эмоции и интеллект ребенка развивается через телесные ощущения, то есть, ребенок выражает свои чувства телесно – прыгает, машет руками, и наоборот – правильные телесные действия упорядочивают и развивают эмоции и интеллект.

2. Возьмите маленький кусочек и покрутите его в руках, помните. Возьмите кусочек побольше и покрутите его. Возьмите кусок еще побольше и попробуйте ощутить, какие части руки, какие мышцы работают при разных размерах кусков. Берите куски все больше и больше, возьмите в руки всю глину, что у вас есть. Почувствуйте свое тело, как оно отзывается на разный вес. Подберите размеры кусочков, которые задействуют пальцы, кисти, локти, плечи, спину.

3. Возьмите кусок глины максимального размера, который вам еще удобно держать и крутить в руках. Больше уже тяжело, меньше – чувствуете недогруз. Весомый кусок, вы ощущаете его вес, сопротивляетесь ему, но не устаете. Почувствуйте, какая часть руки от пальцев до спины у вас при этом работает. Можно взвесить ваш максимальный кусок, можно просто написать, с чем его можно сравнить – апельсин, грейпфрут, дыня, арбуз?

4. Ладонями вбивайте выпуклости внутрь. Это программа действий, мы пока не знаем, что получится. Форма определяется действием. Получится шар. Для ребенка это маленькое открытие – что получится, если делать так-то и так-то. Он делает это каждый день, попробуйте и вы поделать такие же открытия.

5. Возьмите кусок поменьше, который вам было бы легко держать. Давите на него ладонями как-нибудь и смотрите, что получается. Работайте не отдельными пальцами, а ладонью, всеми четырьмя пальцами вместе, ребром ладони. Это чтобы не отвлекаться на детали и чтобы почувствовать, как делают маленькие дети. Давите или бейте несильно, чтобы форма изменялась плавно и постепенно.

6. Сделайте коллекцию овощей и фруктов. Причем, поработайте в двух направлениях. Сначала не ставьте себе целью сделать определенный фрукт, просто делайте руками что-то, а потом смотрите, что получилось.

7. Потом задайте себе фрукт и попробуйте выйти на него такими вот плавными движениями. Отличить грушу от морковки просто, а вот сравните апельсин, персик и яблоко. Отличаются? Расскажите, что вы делали и что получилось. Что кроме овощей и фруктов у вас вышло?

8. Попробуйте постепенными движениями получить из шара пирамиду, куб, другие многогранники.

Ребенку дайте кусок глины и скажите, что можно делать, что захочет. Покажите сначала немного, как она мнется, гнется и плющится, а дальше ничего не показывайте. Посмотрите, что станет делать ваш ребенок, похвалите и расскажите нам.



123
Привет всем! До старта видео-семинара осталось 2 дня, и все, в общем, уже готово. Я записал на видео несколько первых уроков, остальные уже придуманы, но записывать буду, наверно, уже по ходу семинара – скорее всего, придут какие-то новые мысли, направления и вообще.

Уроки получаются длинной 15-20 минут, разбиты на 2-3 серии, чтоб удобнее было смотреть. Все, что говорится на видиках, я кратко записал словами, и эти тексты тоже выложу в теме рядом с видео.

Да, нужно, наверно, немного рассказать о себе, как я пришел к такой игре в глину.

Вообще, с детским творчеством я познакомился на занятиях Лены Макаровой в Израильском музее. Дело было в 1994 году. До этого к художественному творчеству я не имел вообще никакого отношения, искусство не видел, не знал, а то, что знал, не понимал.  А тут детский вариант мне вдруг стал понятен – с точки зрения, как это делается, откуда берутся картины (детские). Я просто присутствовал на занятиях, сначала наблюдал и повторял, что делали дети, потом стал активно помогать Лене вести занятия. Там была и глина иногда, и в какой-то момент я решил, что нужно попробовать что-нибудь слепить. Слепил сразу человека, лежащего в кресле, почему-то в пальто с надвинутой на лицо шляпой-цилиндром. Вот такой мне пришел образ, видимо соответствовал моему тогдашнему состоянию. То есть, сразу вышла скульптура. Поэтому я верю в то, что первоначальный импульс, талант, свободное творчество на начальном этапе важнее, чем строгая школа. И занимаюсь самым начальным этапом – детьми. На Лениных занятиях понял, что детям действительно не нужна школа для творчества, а нужна именно свобода и мягкое руководство взрослого, тогда они сами выходят на нужные вещи.

В Москве в 2002 году мне предложили вести лепку из глины в студии раннего развития, а что именно делать, я мог придумать сам. И через некоторое время вышел на эту вот тему, что в глину можно играть, как в игрушки, и что одного этого материала достаточно для того, чтобы регулярно лепить и играть в самые разные вещи. Поэтому на своих занятиях я и использую только глину. Конечно, у каждого ребенка кроме глины должны быть и все остальные материалы. Глина для ребенка – это эпизод, впечатление, опыт, интересный и полезный, но не исключительный. Пластилин, воск, песок, бумага, картон, краски, карандаши и все остальное – все это мне очень нравится, полезно и приятно.

Помимо лепки я занимаюсь и другими вещами – игрушки, столярка, былины, рассказы, философии. Об этом можно почитать по ссылкам с моей страницы в ЖЖ: http://alelchuk.livejournal.com.

Страницы: 1 ... 11 12 [13]