Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - alelchuk

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 13
11
Классное Лукоморье!
Да, такие струны -- это как раз иллюстрация того, как дети иногда находят очень лаконичные решения для воплощения образов.

Почему глина стала мягче, если вы не мочили ее -- не знаю. Может быть, просто вы мышцы себе поднакачали за это время, и то, что раньше вам казалось твердым, теперь стало податливым?

12
Ну, вообще, избиение глины дает выход лишней энергии, когда хочется просто что-то победить -- все равно что. Глина все стерпит, ее можно побеждать сколько угодно. Да и выход агрессии в играх не обязательно через технику и войну. Ну, просто какой-нибудь злой волк может долго гоняться за несчастными поросятами или за зайцем, съедать их, а потом они его колошматить, а потом какой-нибудь еще более ужасный медведь замуровывать их всех в большой ком глины.

Это нормальные мальчиковые игры, они достаточно живые и совершенно необходимые. Вы вполне можете инициировать такие игры, играть в них роль попеременно то агрессора, то жертвы, ну и следить внимательно за тем, чтобы все выражающиеся эмоции сына были под контролем. Главное, с одной стороны, имитировать серьезное сопротивление, а с другой -- всегда давать ему в конце концов победить -- будь он агрессор или жертва.

Может быть, пример старшей сестры и дочки-матери как раз сдерживает в нем естественный выход мальчиковой агрессии, и она выплескивается в прямых нападках на сестру. Это все из области игротерапии -- есть такой раздел психологии. Так можно и без глины играть, просто в игрушки.

13
Теперь, когда мы поняли, как устроены конечности у всех млекопитающих, полепим этих самых млекопитающих. Для примера возьмем медведя и лошадь.

2 серия

Игра в глину 9-2

1.   Сначала слепим медведя. У него довольно грузное тело, которое не нужно слишком прорабатывать, а кроме того – передние и задние лапы у него примерно одинаковы по строению, и соотношение длин голеней, стоп и остального у него близко к человеческому.

2.   Сначала слепим детского мишку, с прямыми толстыми лапами. Потом займемся передними лапами и выдели локти. Это углы, которые торчат назад. Вспомним про кисти передних лап. Потом можно прикинуть, где руки растут из плеч. Плечи не выступают, но они есть, найдите эти точки.

3.   У задних лап найдите колено, пятку и слепите стопу. Стопа у медведя человеческая – он и передними, и задними лапами ступает на всю стопу, в отличие от большинства других зверей. Лепим медведя, стоящего на задних лапах, потом ставим его на все четыре ноги. Или наоборот, смотря, с чего вы начали. Заметьте, что мы сгибаем конечности и шею только в суставах. Соединяющие их участки остаются прямыми.

4.   Теперь посадим медведя на попу. Сядьте, пожалуйста, сами на пол и посмотрите, как разложились ваши ноги – куда смотрят колени и пятки. У медведя будет примерно так же. У нас получился очень грубый эскиз, нет деталей. Но он выглядит живо, потому что соблюдены простые анатомические правила – общие пропорции и строение суставов.

3 серия

Игра в глину 9-3

5.   Лепим лошадь. Начнем с детской лошадки. Находим спереди плечи, где начинается шея. Шея идет вверх от плеч и может быть прямой или немного изгибаться дугой. Голова смотрит вперед и чуть вниз.

6.   Передние ноги. Локоть под самым туловищем. Все, что вниз – предплечье. Локоть нужно чуть выставить назад. Он может быть почти незаметным, но мы должны знать, что он там есть. Внизу еще один сустав – запястье. Если лошадь поднимает ногу, запястье может согнуться назад, а если стоит – то оно даже чуть выгнуто вперед.

7.   Задние ноги. Находим тазобедренный сустав сильно сзади, почти у хвоста. Колено направлено вперед, это мясистая часть на уровне тела, чуть ниже. Голень короткая, идет резко назад, и затем пятка. Тот угловатый сустав назад, который мы видим у лошади – это пятка. Все что ниже – это стопа, очень длинная. Внизу есть еще один перелом – это передние пальцы. То есть, задняя нога лошади стоит на кончиках пальцев.

8.   Двигаем ноги вперед или назад, сгибая их только в суставах, и сразу получаем живое изображение бегущей или стоящей лошади.

9.   Если мы делаем идущую или бегущую лошадь, то выдвигаем голову и шею вперед, опять же, не забываем поворачивать только суставы, то есть основание шеи и основание черепа.

14
Лена, добрый вечер!

Я могу посоветовать только не беспокоиться по этому поводу. Они ведь действительно оба маленькие, и если не хотят что-то делать без вас, то и не будут. Это нормально совершенно. Да они, в общем, и не должны в таком возрасте сами лепить. На занятиях у меня часть детей старше пяти уже не обращаются к мамам, сидящим рядом, сами что-то творят. Но у них ведь есть я, они ко мне обращаются и к своим сверстникам.

Слово "самоустранение" я в другом смысле использовал. Это когда вы лепите вместе с ребенком, и иногда помогаете ему что-то сделать, показываете, как нужно, а иногда просто сидите рядом и смотрите, как он сам решает задачи. Не вмешиваетесь конкретно в его собственную лепку. Но в общем процессе игры участвуете, конечно.

15
По ходу занятий у меня сложился списочек сказок и тем, которые удобно лепить. То есть, какие персонажи, обстановка, эпизоды хороши в глиняной игре. Конечно, это не все сказки, в которые можно играть. Что-то я пробовал, но забыл, а что-то вообще забыл или не знал и потому не пробовал. Так что, приглашаю вас дополнять это список вашими собственными фантазиями.

Сказки для лепки

Колобок                            
 Простейший главный герой, галерея зверей, игра в колобка для маленьких, лепка зверей для старших
Теремок                              
Разные звери, влезают в один домик, домик по ходу сказки достраивается. Мишка ломает теремок.
Под грибом                      
Разные звери прячутся под грибом во время дождя, гриб растет.
Репка                              
Основные обитатели дома, репка в земле, тянуть всем вместе, Огород, разные овощи
Гуси-лебеди   
Печь, яблоня, речка; в них можно спрятаться, внутреннее пространство, путешествие; лепка гусей; Избушка на курьих ножках, Баба-Яга
Мерзни, мерзни, волчий хвост   
Катать лед на реке, вырезать проруби, замораживать хвост, а потом его выдергивать.
Три медведя   
Мебель, посуда и медведи разных размеров
Маша и медведь   
Пирожки в корзинке
Заюшкина избушка   
Домик зайца из палочек, домик лисы из кубиков, таянье лисьего дома, звери
Волк и семеро козлят   
Много козлят; одно задание для всех детей, волк прячется под шкурой
По щучьему велению   
Прорубь, щука. Ведра ходят сами, топор рубит сам, Печка-сани.
Царевна-лягушка   
Превращение лягушки в царевну, три хлеба, три ковра, Кощей, смерть в яйце-утке-зайце-сундуке.
Сказка о царе Салтане   
Много разных людей, путешествие в бочке, Превращение лебеди в царевну, Город, белка, богатыри, корабли
Конек-горбунок   
Очень красивые лошади, Жар-птица, перья, Рыба-кит; внутреннее пространство
Винни-Пух   
Дерево и пчелы, дом в дереве, нора Кролика, «пролазит - не пролазит», дом Иа-Иа из палочек, подарки для Иа-Иа; горшок и шарик, тест «входит - выходит», Тигра завтракает
Откуда у слона хобот   
Африка вообще – пальмы, крокодилы, обезьяны. Вытягивание хобота
Лягушка-путешественница   
Лягушка в болоте, кувшинки и камыш, Утки; полеты в другие места
Гадкий утенок   
Вылупление утят из яиц, Превращение гадкого утенка в лебедя; перелепливание одной поделки в другую, превращение формы, Птичий двор; лепка разных птиц, объединение всех детей в одну игру
Дюймовочка   
Девочка в цветочке; кто где живет, каждому персонажу свое жилище, Лягушки на листьях; Мышь в норке; Ласточка, Эльфы и цветы
Три поросенка   
Каждому ребенку по поросенку, Три дома разного типа
Бременские музыканты
   Телега с колесами; Звери, пирамида из зверей, разные музыкальные инструменты, ансамбль, оркестр
Белоснежка и семь гномов   
Гномы с их характерами, домик гномов, добыча сокровищ
Волшебник изумрудного города
Город: круглые башни с конусной крышей, Дорога;Разнообразные персонажи – круглый Страшила, длинный Дровосек, живые Лев, Тотошка и Элли.
Огниво   
Занимательные разнообразные герои и предметы: принцесса, солдат, собаки, сундуки, ведьма, дерево с дуплом
Про гуся, Сутеев   
Сделать разных птиц, а потом натурально менять им головы, шеи и остальные части тела
Кот-рыболов, Сутеев   
Лепка разных рыб, рыболовов, ловля рыбы, ее варение, дарение и поедание. Саму историю можно быстренько сыграть, но дело не в ней.
Мешок яблок, Сутеев   
Много разных обитателей леса и что они едят. Подарки-отдарки, позитивный понятный сюжет
Трое из Простоквашино   
Деревенская обстановка, выкапывание клада.
Горшочек, вари   
Размазывание большого количества глины по всему.
Чебурашка   
Просто сказка с простыми героями
Муми-тролли   
Это для поклонников Муми-троллей. Много персонажей, ситуаций, но, конечно, не все это читали и любят.
Финдус и Петсон   
Спокойная статичная игра в двор, кота, старичка и их друзей.
Летучий корабль   
Просто хорошая сказка
38 попугаев   
Катать длинных удавов, коротких попугаев и измерять одних другими
12 месяцев   
Лепка примет разных времен года – цветов, листьев, урожая, дождя, снега.
Дед Мазай и зайцы   
Зайцы, островки и лодка, которая плавает между ними и собирает. Весна.
Тайна третьей планеты   
Если дети завелись на космос, то это человечная история. Громозека, другие прикольные персонажи
Красная шапочка
Простая сказка
Спящая красавица   
Уснувшее царство, фигуры замершие в разных позах, для старших детей. Деревья и кусты, которые оплели весь замок.
Золушка   
Превращение тыквы в карету, мышей в коней и так далее.
Кот в сапогах   
Просто длинная сказка
Русалка   
Подводный мир, морской царь, корабли
Дикие лебеди   
11 лебедей, 11 рубашек
Принцесса на горошине   
Много перин, разные горошины
Снежная королева   
Длинная сказка с разными персонажами
Айболит
Разные звери, лечение, Африка, Бармалей
Путешествие Нильса с дикими гусями   
Гуси, разные места, звери
Маугли
Разные звери
   
Самолеты   
Разные самолеты, полеты, аэродром
Стройка   
Экскаваторы, бульдозеры, возводим дом
Город   
Дома, дороги, машины, поезда, самолеты
Африка   
Экзотика, жара, пальмы, лианы, звери
Северный полюс   
Лед, ледокол, иглу, тюлени, моржи, белые медведи
Корабли   
Правильная форма, мачты из палочек, паруса из бумаги
Пираты   
Корабли плюс пушки с ядрами, сокровища, битвы
Замок   
Стены, башни, архитектура
Рыцари, богатыри   
Фигура человека в разных позах, бои
Железная дорога   
Детям рельсы, взрослым поезда, потом долепливаем все остальное
Зоопарк
   Разные звери, ограды, дорожки


16
1.   Ну что же, мы неуклонно приближаемся к концу семинара и последние две темы – уже не игровые, а скульптурные. Поэтому если у вас остались вопросы и запросы по игре с детьми, по сказками – пишите их скорее в своих темах, обсудим.

2.   Я составил небольшой списочек сказок и тем, в которые мы играли. Сделаю его отдельным приложением, а не конкретным уроком, потому что там только текст.

3.   Детям старше 8 лет хочется лепить зверей и человека более реалистично. Да и вам, чтобы показать маленькому, как собачка прыгает или лежит калачиком, нужно иметь представление о пластике тела, и как она проявляется в разных позах и движениях. Здесь наши занятия плавно переходят в начальный курс скульптуры.

4.   Это сложное задание, оно требует уж точно сосредоточенности и определенного времени. Поэтому я даже советую не торопиться с этим заданием, отложить его на потом, а пока налепиться самостоятельно и с детьми на сказочные и игрушечные темы. Потом, когда вы почувствуете желание продвинуться дальше, беритесь за скульптуру.

Игра в глину 9-1

5.   Мы возьмемся за фигуру человека, с натуры. Попросите кого-нибудь посидеть перед вами на табуретке, сложив руки на коленях. Причем, каждые пять минут ему нужно будет немного поворачиваться, чтобы вы смогли посмотреть с другой стороны. Так что, скучно ему не будет. На это упражнение нужно около получаса. Это не совсем классический способ лепки человека. Это быстрый набросок, главное внимание в нем уделяется общим пропорциям тела и геометрии рук и ног.

6.   Слепив фигуру человека, вы, во-первых, почувствуете, в чем суть скульптуры, что и зачем стоит в музеях, и куда можно развиваться дальше после детских игр. Во-вторых, вы поймете общую схему строения конечностей человека и всех млекопитающих. И тогда вы сможете лепить зверей с реальными лапами, в реальных позах.

7.   Сначала распределите массы глины, возьмите основные пропорции. Отношение высоты стула и спины человека, размер головы, длина коленей, которые торчат вперед. Померяйте модель на глаз, а можете даже рулеткой. Просите модель периодически поворачиваться к вам другой стороной и сами поворачивайте свою работу. Это очень важно – лепить сразу со всех сторон.

8.   Обращайте особое внимание на углы – плечи, локти, запястья, таз, колени, пятки. Это основное в нашем упражнении, ради плеч и локтей мы и работаем. Делайте из четко обозначенными. Это точки, которые соединены прямыми линиями – костями. Следите, чтобы конечности не были округлыми, резиновыми, переломанными в нескольких местах. Только точки-суставы и прямые линии.

9.   Сделайте основание пару сантиметров толщиной, не ставьте ноги прямо на картон. Проверьте спину – вертикальна ли она, или согнута.

10.   Проверьте размер головы. Мы склонны делать голову раза в два-три больше, чем она есть на самом деле.

11.   После того, как закончите сидящего человека в простой позе, попросите модель чуть изменить позу и соответственно измените свою работу. Или слепите новую в другой позе и сравните с первой.

12.   На одном из семинаров весной мы дошли до лепки человека и зверей. Вот что получилось: http://alelchuk.livejournal.com/52034.html

17
el_ka1






Mila






jane



Юля_remka



Ялина











vitacha78











tasha79









ИраД



Радуга







Natalika



Мама Надя


















18
Эту сказку про гуся я несколько раз делал на занятиях -- она как будто специально для лепки придумана.
А вообще, здорово, что эти мои образы помогают вам лепить зверей и гусей.

19
Я смотрю, и домик пригодился, который вы раньше сделали.

20
Да, конечно, нужно и так делать, и так. Обычно долепливаем персонажей уже по ходу сказки, это более динамично получается. Но иногда дети застревают на лепке, сначала все лепим, потом показываем сказку. Когда все слеплено, показать сказку быстро получается, это не так интересно, как раскручивать сюжет и лепить одновременно. Тогда такие варианты и появляются, как Снегурочка, спасающая колобка. Потом, от возраста зависит. Дети постарше больше склонны сначала все правильно слепить, а потом играть. А малышам нужна игра с самого начала, вперемежку с возением в глине. Собственно, для них нет особого разделения между тем и другим.

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 13