Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - alelchuk

Страницы: [1] 2
1
Есть еще одна тема, которая уже выходит немного за рамки семинара. Ну, то есть, это уже добавление, конкретное приложение идей к определенной теме. Я снял только часть роликов, и они получились уже очень длинными. Так что, по-хорошему, мне нужно еще поработать с ними и с текстовым вариантом. На это уйдет время, и все это будет в глиняном клубе, продолжении семинара, на форуме "На ладошке". А пока выложу то, что уже есть.

Замок

Игра в глину 10 замок

Древнегреческий храм

Игра в глину 10-2

1.   Из глины хорошо получаются и довольно крупные постройки. Это бывает интересно детям младшего школьного возраста, особенно мальчикам, поэтому стоит продолжить наши занятия в сторону детского курса архитектуры. Вообще, интересно, что есть множество детских кружков самых разных направлений – и юные техники, и юные биологи, спортсмены, художники, но нет кружка для юных строителей. А ведь строительство – и проектирование, и собственно сооружение – самая естественная развивающая деятельность для детей, особенно для возраста 7-10 лет. В это время дети уже могут выполнять какие-то серьезные действия своими руками, делать точные движения. Дети начинают планировать свою деятельность, соотносить свои поделки с реальными вещами, продолжают осваивать пространство вокруг себя уже на более серьезном уровне, чем в период дошкольного детства. В общем, стоить дома – полезное и приятное детское занятие.

2.   Мы уже построили с вами простейшую пещерку из блинов, избу из бревен, дом из кирпичей, из больших пластин. То есть, смоделировали основные народные способы создания жилищ. Можно еще вспомнить ледяной дом эскимосов – иглу, который построен из кирпичей по принципу купола. Очень занимательное занятие.

3.   Ну а дальше нужно переходить к более фундаментальным постройкам. Сначала детей нужно увлечь чем-то занимательным, поэтому стоит сразу перейти к рыцарскому замку. Эту тему все знают, любят, играют, читают книжки и смотрят фильмы. Поэтому не нужно объяснять что и зачем лепить.

4.   Нам нужно решать одновременно и конструктивные задачи, и художественные, то есть, понимать, как построить, чтоб не упало, и изучать основные формы зданий плюс придумывать свои. Тут нам поможет история архитектуры, потому что технические возможности человечества развивались постепенно.

5.   Можно полепить классические архитектурные формы. Их имеет смысл лепить, если дети знают тему, прониклись ею, или если вы собираетесь познакомить ребенка с определенной эпохой. Тогда можно включить лепку соответствующих зданий в программу – чтение, разговоры, поездки.

6.   Нужно лепить то, что характеризует эпоху и интересно с конструктивной точки зрения. Древняя Греция – Парфенон или вообще греческий храм. Колонны, на них крыша. Олицетворяет открытость греческой жизни, близость богов людям.

7.   Древний Рим – акведук, арки, Колизей. Акведук (вместе с дорогами, но их неинтересно лепить) олицетворяет связность страны, которую дал миру Древний Рим, материальную цивилизацию.

8.   Средние века – замки и церкви, устремленность вверх.

9.   Русские церкви и терема.

10.   Восточная архитектура – Китай, Таиланд.






2
Здравствуйте, мои дорогие!

Итак, наш семинар закончился, пора подвести итоги. Кажется, для многих мои видики действительно послужили стимулом к тому, чтобы поковыряться с детьми в глине, доставить удовольствие себе и им. Многим участницам удалось серьезно погрузиться в тему, почувствовать и игры в сказки, и неуёмную детскую фантазию, и выращивание глиняных персонажей с помощью разговоров и мягких движений рук. Это здорово!

Мне это семинар помог получше выразить то, что мы делали на реальных семинарах. Кстати, подтвердилось и то, что родителям проще вырваться от детей на целый день, но всего один раз, чем находить регулярно время, чтобы понемногу заниматься. Потому что на реальных семинарах мы проходили все темы до кувшинов за один день, все успевали. А здесь у нас до последнего занятия пока дошли далеко не все. Так что реальные семинары не теряют своей актуальности, буду планировать еще. Ну и продолжение семинара в виде глиняного клуба сейчас будет вот прямо уже скоро.

Да, ворочанье большими кусками глины пришлось по вкусу и взрослым и детям. Тем более, что это и очень полезно.

Дети действительно с удовольствием занимаются сами, если видят, что взрослый взялся за доступную их пониманию деятельность. Детская самостоятельность – великая сила.

С другой стороны, конечно, жаль, что многие активные участницы участвовали не очень активно. И вообще, пока что все вещи были только попробованы, сделаны по одному разу. Вот когда вы слепите уже несколько домов, несколько комплектов дедок, бабок и собачек – вот тогда было бы интересно обсудить, что вы об этом думаете, что не получается, и что хочется делать лучше.

Да и вообще, я советую всем, кто этого еще не сделал, посмотреть все дневники. Там столько шедевров! Конечно, интереснее всего смотреть на выражение детской фантазии, но и взрослые успехи тоже иногда заслуживают внимания. Чтобы не показывать пальцем, я перечислю некоторые особо запомнившиеся мне произведения, у вас будет повод просмотреть все дневники и их найти.

Вот что я насмотрел:

Сказка в картинках «Золушка»
Гора с дырками и дверками
Железные дороги
Старик с неводом
Памятник луковице
Береза, которая превратилась в яблоню с яблоками
Самые разные деревья
Дерево с леопардом
Несколько сказок про репку
Принцессы с принцами
Игровая площадка для гномов
Индейская хижина, башня, витая бутылка
Гуси-лебеди со товарищи
Война лебедей и коршуна
Африка и др.
Сказка как гусь со всеми менялся
Домики, на курьих ножках и без
Счастливчик Гном с женой Рабеллой
Цветок с лепестками
Три медведя
Птичий двор
Целые стаи уток, гусей и лебедей
Стада разных других зверей
Длиннющие змеи, широченные блины
Машины, самолеты
Именинные пироги
Лист Мёбиуса
Фрукты, овощи, грибы
И, конечно, просто большие куски глины, помятые энергичными детскими руками

Спасибо вам за весь тот энтузиазм, который вы вложили в наши занятия.

Пожалуйста, напишите в этой теме, что вы думаете об этом семинаре. Что было хорошо, что плохо? Что у вас особенно хорошо получилось, что не получилось? Что хотелось бы узнать подробнее, что добавить?


3
Теперь, когда мы поняли, как устроены конечности у всех млекопитающих, полепим этих самых млекопитающих. Для примера возьмем медведя и лошадь.

2 серия

Игра в глину 9-2

1.   Сначала слепим медведя. У него довольно грузное тело, которое не нужно слишком прорабатывать, а кроме того – передние и задние лапы у него примерно одинаковы по строению, и соотношение длин голеней, стоп и остального у него близко к человеческому.

2.   Сначала слепим детского мишку, с прямыми толстыми лапами. Потом займемся передними лапами и выдели локти. Это углы, которые торчат назад. Вспомним про кисти передних лап. Потом можно прикинуть, где руки растут из плеч. Плечи не выступают, но они есть, найдите эти точки.

3.   У задних лап найдите колено, пятку и слепите стопу. Стопа у медведя человеческая – он и передними, и задними лапами ступает на всю стопу, в отличие от большинства других зверей. Лепим медведя, стоящего на задних лапах, потом ставим его на все четыре ноги. Или наоборот, смотря, с чего вы начали. Заметьте, что мы сгибаем конечности и шею только в суставах. Соединяющие их участки остаются прямыми.

4.   Теперь посадим медведя на попу. Сядьте, пожалуйста, сами на пол и посмотрите, как разложились ваши ноги – куда смотрят колени и пятки. У медведя будет примерно так же. У нас получился очень грубый эскиз, нет деталей. Но он выглядит живо, потому что соблюдены простые анатомические правила – общие пропорции и строение суставов.

3 серия

Игра в глину 9-3

5.   Лепим лошадь. Начнем с детской лошадки. Находим спереди плечи, где начинается шея. Шея идет вверх от плеч и может быть прямой или немного изгибаться дугой. Голова смотрит вперед и чуть вниз.

6.   Передние ноги. Локоть под самым туловищем. Все, что вниз – предплечье. Локоть нужно чуть выставить назад. Он может быть почти незаметным, но мы должны знать, что он там есть. Внизу еще один сустав – запястье. Если лошадь поднимает ногу, запястье может согнуться назад, а если стоит – то оно даже чуть выгнуто вперед.

7.   Задние ноги. Находим тазобедренный сустав сильно сзади, почти у хвоста. Колено направлено вперед, это мясистая часть на уровне тела, чуть ниже. Голень короткая, идет резко назад, и затем пятка. Тот угловатый сустав назад, который мы видим у лошади – это пятка. Все что ниже – это стопа, очень длинная. Внизу есть еще один перелом – это передние пальцы. То есть, задняя нога лошади стоит на кончиках пальцев.

8.   Двигаем ноги вперед или назад, сгибая их только в суставах, и сразу получаем живое изображение бегущей или стоящей лошади.

9.   Если мы делаем идущую или бегущую лошадь, то выдвигаем голову и шею вперед, опять же, не забываем поворачивать только суставы, то есть основание шеи и основание черепа.

4
По ходу занятий у меня сложился списочек сказок и тем, которые удобно лепить. То есть, какие персонажи, обстановка, эпизоды хороши в глиняной игре. Конечно, это не все сказки, в которые можно играть. Что-то я пробовал, но забыл, а что-то вообще забыл или не знал и потому не пробовал. Так что, приглашаю вас дополнять это список вашими собственными фантазиями.

Сказки для лепки

Колобок                            
 Простейший главный герой, галерея зверей, игра в колобка для маленьких, лепка зверей для старших
Теремок                              
Разные звери, влезают в один домик, домик по ходу сказки достраивается. Мишка ломает теремок.
Под грибом                      
Разные звери прячутся под грибом во время дождя, гриб растет.
Репка                              
Основные обитатели дома, репка в земле, тянуть всем вместе, Огород, разные овощи
Гуси-лебеди   
Печь, яблоня, речка; в них можно спрятаться, внутреннее пространство, путешествие; лепка гусей; Избушка на курьих ножках, Баба-Яга
Мерзни, мерзни, волчий хвост   
Катать лед на реке, вырезать проруби, замораживать хвост, а потом его выдергивать.
Три медведя   
Мебель, посуда и медведи разных размеров
Маша и медведь   
Пирожки в корзинке
Заюшкина избушка   
Домик зайца из палочек, домик лисы из кубиков, таянье лисьего дома, звери
Волк и семеро козлят   
Много козлят; одно задание для всех детей, волк прячется под шкурой
По щучьему велению   
Прорубь, щука. Ведра ходят сами, топор рубит сам, Печка-сани.
Царевна-лягушка   
Превращение лягушки в царевну, три хлеба, три ковра, Кощей, смерть в яйце-утке-зайце-сундуке.
Сказка о царе Салтане   
Много разных людей, путешествие в бочке, Превращение лебеди в царевну, Город, белка, богатыри, корабли
Конек-горбунок   
Очень красивые лошади, Жар-птица, перья, Рыба-кит; внутреннее пространство
Винни-Пух   
Дерево и пчелы, дом в дереве, нора Кролика, «пролазит - не пролазит», дом Иа-Иа из палочек, подарки для Иа-Иа; горшок и шарик, тест «входит - выходит», Тигра завтракает
Откуда у слона хобот   
Африка вообще – пальмы, крокодилы, обезьяны. Вытягивание хобота
Лягушка-путешественница   
Лягушка в болоте, кувшинки и камыш, Утки; полеты в другие места
Гадкий утенок   
Вылупление утят из яиц, Превращение гадкого утенка в лебедя; перелепливание одной поделки в другую, превращение формы, Птичий двор; лепка разных птиц, объединение всех детей в одну игру
Дюймовочка   
Девочка в цветочке; кто где живет, каждому персонажу свое жилище, Лягушки на листьях; Мышь в норке; Ласточка, Эльфы и цветы
Три поросенка   
Каждому ребенку по поросенку, Три дома разного типа
Бременские музыканты
   Телега с колесами; Звери, пирамида из зверей, разные музыкальные инструменты, ансамбль, оркестр
Белоснежка и семь гномов   
Гномы с их характерами, домик гномов, добыча сокровищ
Волшебник изумрудного города
Город: круглые башни с конусной крышей, Дорога;Разнообразные персонажи – круглый Страшила, длинный Дровосек, живые Лев, Тотошка и Элли.
Огниво   
Занимательные разнообразные герои и предметы: принцесса, солдат, собаки, сундуки, ведьма, дерево с дуплом
Про гуся, Сутеев   
Сделать разных птиц, а потом натурально менять им головы, шеи и остальные части тела
Кот-рыболов, Сутеев   
Лепка разных рыб, рыболовов, ловля рыбы, ее варение, дарение и поедание. Саму историю можно быстренько сыграть, но дело не в ней.
Мешок яблок, Сутеев   
Много разных обитателей леса и что они едят. Подарки-отдарки, позитивный понятный сюжет
Трое из Простоквашино   
Деревенская обстановка, выкапывание клада.
Горшочек, вари   
Размазывание большого количества глины по всему.
Чебурашка   
Просто сказка с простыми героями
Муми-тролли   
Это для поклонников Муми-троллей. Много персонажей, ситуаций, но, конечно, не все это читали и любят.
Финдус и Петсон   
Спокойная статичная игра в двор, кота, старичка и их друзей.
Летучий корабль   
Просто хорошая сказка
38 попугаев   
Катать длинных удавов, коротких попугаев и измерять одних другими
12 месяцев   
Лепка примет разных времен года – цветов, листьев, урожая, дождя, снега.
Дед Мазай и зайцы   
Зайцы, островки и лодка, которая плавает между ними и собирает. Весна.
Тайна третьей планеты   
Если дети завелись на космос, то это человечная история. Громозека, другие прикольные персонажи
Красная шапочка
Простая сказка
Спящая красавица   
Уснувшее царство, фигуры замершие в разных позах, для старших детей. Деревья и кусты, которые оплели весь замок.
Золушка   
Превращение тыквы в карету, мышей в коней и так далее.
Кот в сапогах   
Просто длинная сказка
Русалка   
Подводный мир, морской царь, корабли
Дикие лебеди   
11 лебедей, 11 рубашек
Принцесса на горошине   
Много перин, разные горошины
Снежная королева   
Длинная сказка с разными персонажами
Айболит
Разные звери, лечение, Африка, Бармалей
Путешествие Нильса с дикими гусями   
Гуси, разные места, звери
Маугли
Разные звери
   
Самолеты   
Разные самолеты, полеты, аэродром
Стройка   
Экскаваторы, бульдозеры, возводим дом
Город   
Дома, дороги, машины, поезда, самолеты
Африка   
Экзотика, жара, пальмы, лианы, звери
Северный полюс   
Лед, ледокол, иглу, тюлени, моржи, белые медведи
Корабли   
Правильная форма, мачты из палочек, паруса из бумаги
Пираты   
Корабли плюс пушки с ядрами, сокровища, битвы
Замок   
Стены, башни, архитектура
Рыцари, богатыри   
Фигура человека в разных позах, бои
Железная дорога   
Детям рельсы, взрослым поезда, потом долепливаем все остальное
Зоопарк
   Разные звери, ограды, дорожки


5
1.   Ну что же, мы неуклонно приближаемся к концу семинара и последние две темы – уже не игровые, а скульптурные. Поэтому если у вас остались вопросы и запросы по игре с детьми, по сказками – пишите их скорее в своих темах, обсудим.

2.   Я составил небольшой списочек сказок и тем, в которые мы играли. Сделаю его отдельным приложением, а не конкретным уроком, потому что там только текст.

3.   Детям старше 8 лет хочется лепить зверей и человека более реалистично. Да и вам, чтобы показать маленькому, как собачка прыгает или лежит калачиком, нужно иметь представление о пластике тела, и как она проявляется в разных позах и движениях. Здесь наши занятия плавно переходят в начальный курс скульптуры.

4.   Это сложное задание, оно требует уж точно сосредоточенности и определенного времени. Поэтому я даже советую не торопиться с этим заданием, отложить его на потом, а пока налепиться самостоятельно и с детьми на сказочные и игрушечные темы. Потом, когда вы почувствуете желание продвинуться дальше, беритесь за скульптуру.

Игра в глину 9-1

5.   Мы возьмемся за фигуру человека, с натуры. Попросите кого-нибудь посидеть перед вами на табуретке, сложив руки на коленях. Причем, каждые пять минут ему нужно будет немного поворачиваться, чтобы вы смогли посмотреть с другой стороны. Так что, скучно ему не будет. На это упражнение нужно около получаса. Это не совсем классический способ лепки человека. Это быстрый набросок, главное внимание в нем уделяется общим пропорциям тела и геометрии рук и ног.

6.   Слепив фигуру человека, вы, во-первых, почувствуете, в чем суть скульптуры, что и зачем стоит в музеях, и куда можно развиваться дальше после детских игр. Во-вторых, вы поймете общую схему строения конечностей человека и всех млекопитающих. И тогда вы сможете лепить зверей с реальными лапами, в реальных позах.

7.   Сначала распределите массы глины, возьмите основные пропорции. Отношение высоты стула и спины человека, размер головы, длина коленей, которые торчат вперед. Померяйте модель на глаз, а можете даже рулеткой. Просите модель периодически поворачиваться к вам другой стороной и сами поворачивайте свою работу. Это очень важно – лепить сразу со всех сторон.

8.   Обращайте особое внимание на углы – плечи, локти, запястья, таз, колени, пятки. Это основное в нашем упражнении, ради плеч и локтей мы и работаем. Делайте из четко обозначенными. Это точки, которые соединены прямыми линиями – костями. Следите, чтобы конечности не были округлыми, резиновыми, переломанными в нескольких местах. Только точки-суставы и прямые линии.

9.   Сделайте основание пару сантиметров толщиной, не ставьте ноги прямо на картон. Проверьте спину – вертикальна ли она, или согнута.

10.   Проверьте размер головы. Мы склонны делать голову раза в два-три больше, чем она есть на самом деле.

11.   После того, как закончите сидящего человека в простой позе, попросите модель чуть изменить позу и соответственно измените свою работу. Или слепите новую в другой позе и сравните с первой.

12.   На одном из семинаров весной мы дошли до лепки человека и зверей. Вот что получилось: http://alelchuk.livejournal.com/52034.html

6
Ура!

1.   Мы уже освоили зверей и технику, можно много во что поиграть с детьми, и пока вы пробуете разные варианты, отдохнем от мелочевки, и вернемся опять к крупным формам, но уже с пользой – посуда. Лепим чашу, вазу, кувшин из колбасок, как лепили их в традиционных обществах женщины для своего дома, без гончарного круга.

2.   Даже если вы сами не собираетесь заниматься керамикой, а глина вам нужна только для детей, все равно советую вам сделать кувшин или вазу для себя. Вообще, педагогическая деятельность лучше идет, если учитель не только возится с учениками, но и сам совершенствуется в своей теме. Ну, например, хорошие университетские преподаватели обычно ведут свою исследовательскую работу – может, небольшую, но это дает им ощущение реальности того, что они преподают.

3.   Да и детям полезно посмотреть, как мама или папа могут сделать на их глазах настоящую вещь. Это тоже дает ощущение реальности, понимание, откуда берутся вещи.

4.   Здесь один длинный ролик, потому что процесс единый, делить его на серии не имеет смысла. Но если вы не можете смотреть подряд полчаса, то можно, конечно, прерваться в любом месте.

Игра в глину 8-1

5.   Описание лепки миски и кувшина уже есть в моем ЖЖ, я не буду повторять здесь весь текст. Прочитайте вот этот пост, он подробно описывает то, что на видео: http://alelchuk.livejournal.com/17718.html

6.   Там и фотографии, и слова о том, что как и почему делать. А на видео я показал как это все делается в реальном времени. То есть, за полчаса перед вами из куска глины получается готовый кувшин, со всеми необходимыми объяснениями. Конечно, у вас так быстро не получится, потому что движения лучше делать медленно и аккуратно. Если все пойдет хорошо, то у вас должно уйти около часа на кувшин.

7.   После того, что  показано на видике, кувшин нужно будет оставить сохнуть, причем по мере сушки можно его еще немного загладить. Когда глина станет тугой, но еще влажной, пройдитесь по поверхности скребком еще раз, а потом просто прогладьте всё пальцами или металлическим предметом, например, выпуклой стороной ложки.

8.   Лепка жгутами – это реальный догончарный метод лепки посуди. Индейцы и африканцы практиковали его до самого последнего времени. Это женский способ, то есть, таким образом каждая женщина изготавливала себе посуду для дома. Обычно, женщины садились вместе и накручивали партию посуды, а потом обжигали всё в горне. Горн мог быть просто большим костром, обложенном камнями, а мог быть специально сделанной простейшей печкой или ямой в земле.

9.   В тех обществах, где изобрели гончарный круг, изготовление посуды сразу стало мужским делом и бизнесом. Потому что, на круге кувшин вытягивается за 5 минут (сравните с 30 минутами вручную) и получается не в пример ровнее. То есть, это занятие уже может дать доход, достаточный, чтобы прокормить семью.

7
Это занятие опять про игру и общение с ребенком, а не собственно про лепку. Я много уже по этому поводу написал, но, по-моему, что-то все время забываю сказать. Поэтому тут много слов, некоторые повторяются. Но одни и те же вещи бывает интересно послушать сказанными разными словами. А если вы что-то и так знаете, то просто еще раз убедитесь в том, что мы с вами согласны.

Игра в глину 7-1

1.   До начала лепки имеет смысл сделать какую-нибудь затравку, которая уже создаст атмосферу, часть игры.

2.   Простая работа втягивает детей в игру.

3.   Начинаем играть, ребенок сам включается или не включается в лепку. Если не включился, то посмотрит как лепить.

4.   Параллельная лепка – показывать ребенку как лепить и лепить вместе с ним две вещи.

5.   Дети 5-6 лет могут не заинтересоваться игрой, они лепят героев. Игра в голове, в воображении, в разговоре. А ребенок сидит и лепит персонажа. В разговорах продумываете, что лепить дальше, когда этот персонаж будет готов.

6.   Если ребенок лепит сложную вещь, которая может у него не получиться, то нужно подготовить запасной вариант – простую поделку, которая точно у него получится. Чтобы он сделал ее после трудной работы.

7.   Вообще, нужно ставить доступные задачи.

8.   Пластичный материал позволяет подгонять игрушки по размеру друг к другу.

9.   Останавливаемся на тех эпизодах, в которые интересно играть. Погружаемся в них, а продолжаем историю, только когда ребенок наиграется в этот эпизод.

Еще какое-то количество слов придумалось за время семинара, но записывать их на видео не вижу смысла – это именно слова, без лепки. Написал пока сумбурно, как было в голове.

1.   Мы стремимся не столько научить ребенка чему-то, сколько пробудить желание это делать. Заодно и научится. Говорят, «было бы желание», то есть, если желание есть, то остальные вещи – умение, старание, результат – они добавятся. Бывает, что желания что-то делать самостоятельно у ребенка нет просто потому, что его все устраивает. Все, что вы делаете для него, что он видит – все ему хорошо. Зачем еще что-то добавлять? Это, в общем, хорошо, нормальная ситуация.

2.   Конечно, ребенок обычно хочет что-то сделать по-своему. Он жаждет проявить себя, иногда вопреки тому, что он видит и что от него хотят. Это можно использовать, этот внутренний протест. То есть, не показывать ребенку как он должен делать, а делать что-то похожее, но что явно ему не понравится, что он захочет сделать по-своему. Он любит, например, длинные машины, а вы лепите короткие, играете в них. Он скажет – нет, нужна другая. Тут давайте ему длинный кусок: «возьми, сделай, как надо, как правильно».

3.   Хотя, основной мотив обучения для ребенка – подражание. Вы делаете, ребенок включается, тянется за вами. От того, с каким увлечением вы делаете свои вещи, зависит интерес ребенка. Не имеет смысла говорить: «сделай сам». Если ему нужно будет сделать «сам», он сам сделает «сам». А если вы будете говорить «сделай сам», он будет вам подражать, будет возвращать вам это «сам»: «мама, сделай сама мне».

4.   Про сказки. Слепить и поиграть в длинную сказку лучше получается, если детей несколько. Дети отвлекаются, увлекаются, и если у вас один или два ребенка, то вы начнете какую-то историю, дети отвлекутся, и вы уже не вернетесь к вашей истории. А если детей пять-шесть, то они все будут на разное отвлекаться, но в каждый момент времени кто-то все-таки будет включен, вы сможете поиграть именно в эту сказку. Ну, а другие тоже будут слышать, видеть и как-то могут включиться, может быть, позже.

5.   Если детей много, то они подсматривают друг у друга, учатся у соседа. Это хорошо, это умение самостоятельно учиться, без прямой подсказки взрослого. И это сильно облегчает задачу взрослого при работе с группой детей.

6.   Заинтересовать ребенка на лепку можно чем-то конкретным, что вы знаете, что ему интересно. Какая-то любимая тема – машины, принцессы – или любимая сказка, мультик. Ребенок включится в лепку уже ради самой этой темы.

7.   Или, наоборот, ребенок может зацепиться за определенную технику лепки, и через это выйти на какую-то тему. Скажем, приятно раскатывать колбаски или блины – вы придумываете тему, которая подразумевает много колбасок или блинов, например, строите дома или крутите колокольчики, или еще что-нибудь. Он тогда тоже станет с вами делать дома, колокольчики.

8.   Естественная реакция на определенные вещи. Тут нам помогает то, что наши глиняные игрушки быстро ломаются. Слепили ребенку машину, он покатал, колесо отвалилось. Естественная реакция – отремонтировать колесо. Он сам его прилепит. Потом бампер помялся – подлепит бампер. Так постепенно он сам перелепит всю машину, а потом и новую сделает сам. Лечение сломанных ног у зверей, открывание-закрывание дверей у домов, и так далее.

9.   Очень простое действие, которое и действием-то не назовешь. Вы лепите все, что нужно, а ребенку оставляете складывать комочки куда-нибудь (камни в машину), отламывать кусочки (делать камни, палки), резать колбасу (нарезать хлеб, морковку) – это ребенок согласится делать с удовольствием, а там, глядишь, и дальше дело пойдет.

10.   Самая важная деталь, чтобы ребенку было интересно ее делать. Корона у принцессы, выхлопная труба у машины, лицо у человека, рисунок на платье. Слепите все, а ребенку оставьте это вот лакомство.

11.   Иногда нужно сказать просто: «отдохни, ничего не делай, поиграй». Может быть, ребенок действительно устал и ему нужно отдохнуть. А может быть, ваши слова подействуют на него по принципу протеста – из чувства противоречия он возьмет и сделает что-нибудь эдакое.

12.   Когда вы лепите вместе с ребенком одну вещь, показывая ему, как лепить, нужно работать примерно в его же темпе, не сильно забегая вперед и не сильно отставая. Ребенок сделал кузов, вы кузов, вы – колесо, он – колесо. Чтобы немного подзадорить его, подогнать, идите на колесо впереди. Чтобы дать ему свободы, помочь проявить самостоятельность – на колесо сзади. Если будете сильно опережать, он разочаруется в своей работе, увидит вашу готовую вещь и станет играть с ней. Если сильно отстанете, он почувствует себя неуверенно, одиноко со своей поделкой. Конечно, не нужно всегда лепить вместе – это просто один из приемов, иногда это полезно.

13.   Лепим просто, не детализировано, не красиво, на уровне ребенка. Он ведь подражает, то есть, ему нужен образец, который он сможет повторить. Если он видит, что не сможет повторить, то механизм подражания выключается. Включается механизм защиты от неудачи, то есть, отказ от деятельности.

8
Не могу удержаться, выкладываю пока это как есть. Пробовал тут разные ракурсы съемки и понял вдруг, что если поставить камеру прямо перед собой, то будет вообще классно.

Впрочем, прошлые видики, где мою лепку видно не так хорошо -- они правильные были по смыслу. Вам же нужно самим проникнуться идеей лепки и свои руки научить лепить. А для этого лучше видеть общую картину, и не так уж углубляться в детали, чтобы не копировать прямо. Там ведь суть не в точности лепки, а в игре и в настроении.

Здесь собачка сначала рождается постепенно, получается детская простая фигурка, а потом я довожу ее до некоторого реализма в движениях и позах. Объяснения, в чем тут суть, будут в последних занятиях, а пока просто музыкальное сопровождение Иващенко и Васильева.

Но, видимо, это уже тема для следующего семинара.

собачка

9
В объявлениях Наладошке было объяснение, что делать если глина подсохла. Повторю здесь, чтобы далеко не бегать.

- Хорошая глина – это когда из нее можно скатать колбаску толщиной в палец, согнуть ее пополам, она при этом согнется дугой, и на сгибе почти не будет трещин. Если есть трещины, смотрите дальше, как ее размягчить.

- Хранить глину нужно в плотно закрытом полиэтиленовом пакете, без доступа воздуха. Можно завернуть в два пакета. Положить лучше в прохладное место, не у батареи. Так она может лежать 2-3 месяца. Можно хранить на морозе. Когда глина оттаивает, она рассыпается и размягчается. Правда, вода вымерзает наружу, так что после размораживания нужно аккуратно собрать всю воду и хорошо перемять глину. На размораживание и переминание нужно время.


- Если глина чуть подсохла, то есть, мнется и гнется, но не так хорошо, как хотелось бы, то нужно замотать ее в очень мокрую тряпку и сверху в полиэтиленовый пакет на день-два, потом открыть и перемять. Если стала достаточно мягкая – замотать в пакет (без тряпки) и хранить. Если недостаточно – еще раз намочить тряпки и повторить процедуру. Если куски большие, лучше нарезать их на блины толщиной в два пальца и каждый блин обматывать тряпкой отдельно. Долго в тряпке хранить не нужно – тряпка загниет.

- Если глина высохла сильно, не мнется вообще, то нужно досушить ее до совершенно сухого твердого состояния, потом поломать на более мелкие куски, положить в посудину и залить водой. Вода должна немного не доходить до верхнего уровня обломков. Вода быстро впитается, перемешайте глину и дайте ей посохнуть до нужной густоты. Это может быть пара дней, неделя, две, три в зависимости от объема глины и температуры и влажности в помещении.

- Заливать водой влажную, но твердую глину не имеет смысла. Она так и будет лежать в воде, не размокнет. Сырая глина не пропускает воду.

10
Да, хорошо, если ваши дети с удовольствием лепят сказки и зверюшек. А если у вас суровый мальчик, которому зайчики неинтересны, а нужна машина и пистолет? Об этом поговорим сегодня.

1 серия

Игра в глину 6-1

2 серия

Игра в глину 6-2

3 серия

Игра в глину 6-3


1 серия
1.   Сказки могут детей не вдохновить. Наша лепка – это материализация важных для ребенка образов, и если он переживает машины или роботов, то лепим машины или роботов. Глина помогает оживить, гуманизировать все эти темы, уйти от чистого конструктива в сторону эмоций, души. Ребенок это делает с удовольствием, потому что при всем увлечении техникой, он ведь относится к этим машинам и роботам, как к живым, наделяет их характером, настроением. Мы ему в этом помогаем.

2.   Машина – простой образ. Машина сейчас – это замена лошади и в техническом смысле, и как образ. Это способ овладения пространством, для мальчиков он важен сам по себе, как элемент мужского воспитания. Поэтому важно лепить машину вообще, не конкретно BMW или «Жигуль», а также машину с определенной функцией – грузовик, пожарная.

3.   Машина – место для водителя и груза плюс колеса. Если ломается – есть что ремонтировать. Важно включать в игру людей, делать водителей, пассажиров. Важно сразу развивать сюжет – машина возит груз, бревна на стройку, строим дом, или пирожки от Машеньки к медведю. Тогда от голых машин можно плавно перевести ребенка на более содержательные темы.

2 серия

4.   Корабль дает еще образ воды, гладкости, плавного движения. Заглаживаем руками борта, делаем внутренность. Если мальчик не хочет делать вазочку, сделайте корабль – это та же форма, те же движения, то же воспитательный эффект. Плюс можно поставить туда капитана, пирата и играть.

5.   Самолет – как птица, тело, крылья, хвост. Задание для пап – самолеты другой формы, только не углубляйтесь в детали. Общая форма.

3 серия

6.   Сложная техника – нужно упрощать, лепить главное. Многие машины нужны для определенной функции – нужно лепить эту функцию, не отвлекаться на детали. Экскаватор. Ковш и стрела, поднимает груз. Бульдозер – лопата, вездеход – гусеницы. Ракета – двигатели.

7.   Многие машины объединены друг с другом по смыслу, тогда нужно сразу лепить всю историю. Стройка, город, железная дорога. Рельсы – простое увлекательное занятие. Соединение пространства, можно объединять разных детей в одну игру.

8.   Оружие. Ничего страшного, мальчики должны воевать. Это детское выражение их мужских качеств. Чтобы мальчик вырос нормальным мужчиной, у него должны быть в детстве меч, пушка. Кроме того, чем больше он настреляется в детстве, тем меньше его будет тянуть к стрельбе, когда вырастет. Лучше лепить старинные войны, они символичнее, в них больше живого. Пушки и ядра, пираты, рыцари. Рыцаря мальчик слепит с удовольствием, заодно научится лепить человека. Пусть они умирают, колют друг друга, режут. В разумных пределах, конечно, и не нужно забывать о лечении раненых.

9.   Это все символические действия, которые для мальчиков важны сами по себе, без какой-либо связи с гуманностью и заботой о ближнем. В глине эти убийственные действия получаются очень наглядные, потому что она мягкая, но все-таки остаются достаточно символическими, потому что герои наши глиняные имеют форму самую общую, без кровавого реализма. Глина позволяет выплеснуть эти эмоции, увидеть их реализованными, но не в жизни, а в очень символическом виде. И, конечно, все последствия нужно обязательно убирать в конце игры. Я не призываю сохранять агрессивные поделки, наоборот, их нужно целенаправленно сминать обратно в глину. Конечно, если ребенок слепил любимого ужасного динозавра и очень просит вас сохранить его навечно, то надо оставить его постоять на полке несколько дней. Но потом лучше как-нибудь от него избавиться. «Случайно» сломать. Слепить нового динозавра подобрее, переключить на него внимание, а старого задвинуть в шкаф. И так далее. Но лучше, конечно, в процессе игры победить всех агрессоров чем-нибудь сильным и благородным, либо безличным и непреодолимым. Вдруг на всех упал метеорит…

Страницы: [1] 2