LearnArt
"Играем с глиной". Школа Алексея Лельчука. => Школа "Играем в глину" => Основные материалы школы "Играем в глину" => Тема начата: alelchuk от 28 Октября 2012, 09:43:29
-
Итак, следующее занятие. По-моему, начало очень вдохновляющее. Ощущается размах, дети заняты – что еще надо :)
Вижу, что то, что у меня запланировано вперед, некоторые уже сделали, когда просто делали «что-то» -- чаши, колбаски, и так далее. А дети вообще лепят вперед вас. Ну и хорошо. Мои уроки – это некая последовательность, в которой мне кажется правильным осознавать какие-то вещи. К каждому действию у меня некое "философское" обоснование. Но делать-то вещи можно, и до и после философии.
То есть, если вы что-то сделали раньше, то для вас это повод сделать еще раз чуть по-другому, или просто удостовериться, что все вы сделали правильно, или делать вещи еще дальше вперед по своему желанию.
Мне, например, доставляет удовольствие делать много раз одни и те же вещи, но не торопиться, не стремиться к одинаковому результату. Тогда каждый раз появляются какие-то тонкие мелочи, идеи и идейки, в которых столько жизни и красоты!
Так что эти уроки выкладываю почти как есть, как записал, а все добавки и комментарии или в ваших дневниках или здесь же но позже.
Да, еще обратил внимание на то, что я на видео как-то очень серьезно все делаю, сдержанно. Ну, это так получается, записываю один, рассказываю все видео-камере, кого-то еще к этому подключить нет возможности. Но у вас на фотках такая движуха, что, кажется, все нормально.
1 серия. Блины
Игра в глину 2-1 (http://www.youtube.com/watch?v=iMonMuNmUGM#ws)
2 серия. Колбаски и чаши
Игра в глину 2-2 (http://www.youtube.com/watch?v=a7fLZitjZcc#ws)
1 серия
Напоминаю, что мы учимся видеть и делать обобщенные крупные формы, не углубляясь в детали. Это позволит вам потом а) лепить быстро, б) находить простой образ, доступный ребенку, в) понимать возможности ребенка и помогать ему соответственно его возможностям. Мы работаем ладонями, а не отдельными пальцами. На прошлом занятии мы давили на кусок мягко, постепенно, не изменяя его формы резко. Сегодня будем давить сильно.
Возьмите округлый кусок и ладонями сплющите из него лепешку. Аккуратно, постепенно, чтобы лепешка получилось круглая и ровная, но все равно сильно. Расплющивайте ее дальше пальцами и ладонями на весу. Насколько у вас это получится, пока она не начнет валиться и рваться? Положите кусок на стол, поплющите ладонями на столе. Переворачивайте лепешку. Насколько вам удастся расплющить лепешку ладонями на столе? Возьмите скалку, раскатайте скалкой как можно шире и тоньше. Измерьте ширину и толщину.
Скалка – это общий навык для ребенка, он полезен сам по себе. Тут смелость надавить изо всей силы, навалиться всем весом тела, координация движения рук. Это технический способ раскатки, но катать нужно с душой. Это масленичное дело, представьте себе, что сейчас Масленица, и вы катаете прекрасные блины необъятной ширины.
Что можно сделать из лепешки и блина? Поставить стенку, нарвать на ленты, вырезать дырки, свернуть в колокольчик или стакан. Что еще? В каких играх и сказках могут пригодиться все эти вещи? Понаделайте маленьких лепешек, оладий – что можно сделать из них? Дорогу, забор, тарелки?
2 серия
Скатайте колбасу разными способами – разминайте в руках, катайте в руках на весу, катайте на столе. Понаблюдайте, как в одном месте катаешь, в другом крутится. Сделайте колбасу как можно длиннее, как можно тоньше. Измерьте длину и толщину.
Что сделать из колбасы? Улитку, удава, чурчхелу? Измерьте удава в попугаях и других вещах, которые попадутся под руку. Нарежьте колбасу на куски. Во что можно играть? Сосиски, бревна? Сварите с ребенком сосиски и макароны, сложите избу из бревен. Подскажу, что в избе важно класть углы крест-накрест, внахлест, и сильно прижимать их сверху, чтоб между бревнами не было щелей. Могу предложить задание для настоящих пап – сделать из колбасок Эйфелеву башню.
Что для вас оказалось естественнее – рвать блин и колбасу руками или резать стекой? Как выравнивать край – подлеплять сбоку пальцами или чиркануть ножиком? В целом можно сказать, что в первом случае в вас сильнее эмоциональная сторона, а во втором – интеллектуальная. То же самое с детьми. Правильно и обратное – работа только руками и мягкие округлые неправильные формы развивают чувства, эмоции. Работа инструментом, прямые линии развивает интеллект. Дошкольникам интеллект развивать неполезно, поэтому лучше, если они работают руками. Но стеки все равно есть у нас на столе, потому что, во-первых, интеллектным детям надо дать возможность пережить свою склонность, во-вторых, все-таки это естественный способ разделки кусков, и глупо его избегать, а в-третьих, даже когда режем стекой, мы не настаиваем на ровных линиях.
Каждый материал поощряет определенные действия и отношение. Глина мягкая, аморфная, тяжелая, то есть она сама по себе не дает делать слишком ровные углы и линии, сама тянет человека в эмоциональное, душевное творчество. Лепка, строительство – это конструктивная деятельность, она развивает интеллект, аналитические способности. Но, в отличие от «Лего», она развивает его мягко, постепенно, подключая к процессу и чувства. Я не против «Лего», одно дополняет другое.
В округлом куске выдавите середину, сделайте чашу. Ребенок может сделать тарелку, миску. Это общая форма, что она может изображать? Пещеру, дом, печь, грузовик? Попеките пироги в печи. Во что еще вам придет в голову поиграть с дырками и ямами?
Сделайте ровную круглую чашу с тонкими одинаковыми стенками. Для этого нужно сначала сделать ровный шар и потом медленно и постепенно выдавливать в нем углубление, постоянно поворачивая шар вокруг своей оси. Поставьте сушиться в прохладное место, она должна сушиться как можно медленнее. Лучше даже прикрыть верхнюю часть тряпочкой, чтобы выровнять скорость сушки верха и низа.
-
Дополнение, оно же продолжение, оно же подсказка.
Катать домики из колбасок -- очень эффектное, простое и полезное занятие. Всем нравится -- и взрослым, и детям. На видео я не показал этого полностью, потому что в ЖЖ есть серия фотографий и объяснений, как это делать.
http://alelchuk.livejournal.com/8222.html (http://alelchuk.livejournal.com/8222.html)
Добавлю, что, конечно, можно не ограничиться маленьким домиком из четырех стен. Дети постарше вполне могут попробовать соорудить избу-пятистенок, а то и терем-теремок. Очень колоритная получается из такого домика избушка на курьих ножках. Только ножки делайте потолще. Ведь прототип изнакурножа -- охотничьи лабазы на толстенных пнях.
С тех пор, как был написан тот файл, придумалась новая конструкция крыши -- гораздо более доступная детям, они сами могут ее делать. Она же и более "реалистичная" -- из досок, а не цельных листов. То есть, делаете из бревен раму крыши -- два треугольника по краям и сверху балку между ними. А потом катаете еще бревна, плющите их в доски и накладываете сверху по порядку. Получается просто и эффектно. Удобно разбирать часть крыши, если нужно там внутри что-то сделать, засунуть кого-нибудь.
Можно из блинов дом строить:
http://alelchuk.livejournal.com/17045.html (http://alelchuk.livejournal.com/17045.html)
Такая точная нарезка на прямоугольники -- это скорее для старших детей, лет 6 и больше. Маленьким лучше катать круглые лепешки, не обрезать и как есть лепить из них стены. Получается не так ровно, зато гораздо живее. И ребенок не зацикливается на нарезке ровных линий.
-
Да, каждый день, конечно, не обязательно лепить с детьми.
На самом деле, ведь дети ко мне на занятия приходят раз в неделю, ну и дома если кто берет глину, еще раз-два за неделю лепят. Так что детей форсировать не надо. Если перекормить чем-то, так ведь и надоесть может.
Вообще, этот курс -- как курс, со своими сроками и расписанием -- для вас, для взрослых, чтобы вы въехали в эту тему и потом могли с детьми лепить. В том темпе, который удобен вам, им, окружающим.
-
Вот недавнее дополнение на тему, что можно сделать из колбасок:
(http://img-fotki.yandex.ru/get/6616/103094110.14/0_94a41_2e056632_XL.jpg)