LearnArt

Занимательное языкознание с Оксаной Шороховой. => Занимательное языкознание с Оксаной Шороховой => "Давай присмотримся к словам" 9+ лет => Тема начата: Мы с Алиской от 18 Мая 2018, 10:56:14

Название: Давай присмотримся к словам! 17.09.18
Отправлено: Мы с Алиской от 18 Мая 2018, 10:56:14

«Люблю обычные слова,                                     
Как неизведанные страны». (Давид Самойлов)

ДАВАЙ ПРИСМОТРИМСЯ К СЛОВАМ!

Участников моего курса «Покажите язык!» приводило в восторг слово «окошкодохлиться», придуманное А.П. Чеховым. С чем оно связано: с кошкой или с окошком? Каких только вариантов его расшифровки ни предлагали ребята!

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32807548_613335475709498_4695146956794626048_n.jpg?_nc_cat=0&oh=4fa809348a34e33034e9da02fceb46bb&oe=5B791D25)

Форма этого слова стимулирует детское воображение. Она не отпускает до тех пор, пока не будет разгадана. Пока не будет установлена связь между нею и значением слова.

Это похоже на игру, когда ты засовываешь руку в полотняный мешочек и на ощупь пытаешься определить предмет, спрятанный там.


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32892127_613391495703896_1643263158988570624_n.jpg?_nc_cat=0&oh=d854d94d2693fbc674694e85579147cc&oe=5B7CCB9E)

Кажется, затея простая. Но это только кажется :) И вот ты уже в который раз вертишь этот загадочный предмет в руках. Ощупываешь его бока. Пытаешься потрясти его. Поковырять пальцем, чтобы определить материал, из которого он сделан. А потом спешишь вытащить его на свет, чтобы проверить свою догадку.

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/33020075_613391489037230_2965739342397440000_n.jpg?_nc_cat=0&oh=b498517629c64b8983d6e2b4aa4bd5c1&oe=5B8A22CB)

Из такой вот детской забавы и родилась идея этого курса, название которого стало одновременно и его девизом: «Давай присмотримся к словам!»

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32926280_613391635703882_5516561715602391040_n.jpg?_nc_cat=0&oh=b9e00ee45d406a60d2c3cd9eba18c901&oe=5B85CC5B)

***

Мы будем говорить с ребятами о словах, форма которых непосредственно связана с их значением:

«Змеилась речка в тишине,
Плетя витки излучин.
А там, на самой глубине,
Плотвичку сом прищучил.
Вдали темнели берега,
Ершился лес на склоне.
И кот, окрысясь на щенка,
Мышонка проворонил». (Феликс Кривин)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32739767_613391462370566_5875156102877806592_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9a9eb41a366bf07be179349ee0b62881&oe=5B944B36)

И будем размышлять над словами, форма которых таит в себе подвох:

«Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?
Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?
Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!
Почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!
Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?
Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми
!» (Леонард Кондрашенко)


Последняя строчка стихотворения – ответ на вопрос о том, зачем все это нужно ребенку. Помните слова Льва Успенского: «Моя задача – отшвартовать вас от берега»?

Заинтересовать. Приучить задумываться. Пробудить языковое любопытство.

Это ведь так важно, чтобы ребенок не боялся встречи с незнакомым словом, не проходил мимо него, а наоборот, стремился приглядеться к нему повнимательнее, докопаться до его сути.

Это тренировка для мозга, только вместо гантелей и гирь – слова и спрятанные за ними смыслы. :)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32837769_613391579037221_8891903662293516288_n.jpg?_nc_cat=0&oh=f927693a0daad8acec6421298f28f065&oe=5B8DA9DA)

Ниже вы можете познакомиться с тематикой наших занятий и прочитать ознакомительные фрагменты материала.

Материал каждой недели курса довольно объемный (в среднем 20 печатных страниц А4), так что нам с ребятами будет о чем поговорить ;)


ПЕРЕЙТИ К КУРСУ (https://ulitka.center/course/davaj-prismotrimsja-k-slovam-9/)

Название: Re: Давай присмотримся к словам! 9+ лет
Отправлено: Мы с Алиской от 18 Мая 2018, 11:12:10
КУРС СОСТОИТ ИЗ 5 ТЕМ:


•   НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ. «Венок из клыков льва, или О форме повседневных слов».

На этой неделе мы займемся исследованием "говорящих" слов. Таких, чья форма непосредственно связана с их значением.

Как в случае с "клыком льва" («diente de león»). Так по-испански называют одуванчик. Приглядитесь к картинке: правда, они похожи на заостренные клыки? :)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32934287_613839832325729_4307731328918355968_n.jpg?_nc_cat=0&oh=88d5f938a24d884939c1c1042ca19e65&oe=5B9B4737)

***

Фрагмент первой недели курса:

Внутреннюю форму слова переосмысливают, между прочим, не только дети, но и некоторые взрослые. Ты, наверное, слышал о пуристах. О людях, которые хотели очистить русский язык от заимствованных слов.

Догадываешься, почему этих людей стали называть пуристами? «Рurus» по-латыни означает «чистый, лишенный примесей». Отсюда, кстати, произошло и слово «пюре» :)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32833983_613395115703534_7965665424853434368_n.jpg?_nc_cat=0&oh=165aba3c8b57753c0f03a7db00ffeaa1&oe=5BB35B75)

Пуристы предлагали заменить иностранные слова русскими, внутренняя форма которых понятна простому человеку. Так, они предлагали, например, называть «бриллианты» «сверкальцами»,

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32747563_613395249036854_5859801573319770112_n.jpg?_nc_cat=0&oh=c325594313478a7aac01b53e162749d1&oe=5BAF3D09)

а бильярдный «кий» - «шаротыком» :)

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32779067_613395235703522_5499694623116754944_n.jpg?_nc_cat=0&oh=d124c75ddfc264e4df5302423d54191e&oe=5BB65502)

? Предположи, что и почему пуристы предлагали называть следующими словами. Запиши, пожалуйста, получившиеся варианты к себе в блокнот.

1. Топталище, пешник.
2. Водомёт.
3. Конец ознакомительного фрагмента


Название: Re: Давай присмотримся к словам! 17.09.18
Отправлено: Мы с Алиской от 13 Июня 2018, 09:14:32
•   НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ. «Почему лошадь не лягушка, или Слова-тайны».

На этой неделе мы поговорим об этимологии, то есть о происхождении слов.

Будем отыскивать предков наших современных слов в древнерусском, английском, итальянском, французском, латинском и немецком языках. Так что запасайтесь словарями ;)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32949529_613830182326694_2404098550842523648_n.jpg?_nc_cat=0&oh=cedd2c839238f589cb7b43f9019290c4&oe=5B882B5A)

***

Фрагмент второй недели курса:
 
? Давай попробуем определить, какую историю расскажут нам о своем происхождении следующие слова.

Ты, наверное, удивишься, но все они так или иначе связаны с … древнегреческой мифологией
. :)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35229027_625857261123986_1764612005328584704_n.jpg?_nc_cat=0&oh=57382e3867dd9957a2eb740fbf9fb260&oe=5BBAD0C4)

Например, слово «косметика».

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35145863_625857364457309_4702080953860751360_n.jpg?_nc_cat=0&oh=44eb408f6a792e096d60816ccc70c0c0&oe=5BABAFC1)

Удивительно, правда? :) Давай подумаем, какая может быть связь между этим словом и историями о богах и героях.

Если помнишь, греки считали, что мир возник из Хаоса, попросту говоря, из «беспорядка». Этот мир, состоящий из неба, земли и подземного царства, греки назвали словом «Космос». Что по-гречески означало «порядок».

Слово «косметика», оказывается, прямой потомок слова «Космос». Не веришь? :) Вспомни, что говорит твоя мама, когда садится перед зеркалом, чтобы подкрасить ресницы или губы?

- Мне нужно привести себя в порядок.

Вот и ответ на вопрос о связи «косметики» и мифологии :)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35114498_625857827790596_8459042963983433728_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9522a268b9b5be3496e0664a86bc6278&oe=5BB66F61)

Давай попробуем отыскать следы мифологии в современных словах!

? Определи, какое отношение к древнегреческой мифологии они имеют. Напиши, пожалуйста, свои размышления у себя в блокноте.

1.   «Арахнофобия» (боязнь пауков).


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/34863370_625858124457233_5577843090665766912_n.jpg?_nc_cat=0&oh=f3d1057ad1f7a1fdb25d456dacf1aed2&oe=5BAE96F3)

2.   «География».

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35126948_625858097790569_481081425718673408_n.jpg?_nc_cat=0&oh=e7e04e2b81bd918656773798fbe9a44b&oe=5B797CAB)

3.   «Гесперидий» (так называется плод цитрусовых деревьев).

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35227312_625858107790568_6020544770231762944_n.jpg?_nc_cat=0&oh=b8876553b3e4a3b6109d5abcdadd19d1&oe=5BB9204E)

4. Конец ознакомительного фрагмента.

Название: Re: Давай присмотримся к словам! 17.09.18
Отправлено: Мы с Алиской от 13 Июня 2018, 09:14:51
•   НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ «НИИЧАВО не понятно, или Слова-загадки».

На этой неделе мы будем рассматривать аббревиацию как способ образования новых слов.


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32949022_613830235660022_7644224145365925888_n.jpg?_nc_cat=0&oh=96a68f6e8d91eb80eaecf5b1eb7eb27d&oe=5B843EB5)

***

Фрагмент третьей недели курса.

Здорово, правда? :) Вот бы и нам с тобой очутиться здесь! Но не просто так, а чтобы открыть свой собственный магазин волшебных товаров. Да-да, именно так! :)

Правда, свободное помещение здесь мы вряд ли найдем – придется открывать магазинчик там, где живут маглы (то есть неволшебники).

Ты ведь помнишь из книг о Гарри Поттере, что многие волшебные заведения помещались по соседству с магловскими. Но были так ловко замаскированы, что совершенно не привлекали к себе внимание маглов.

Вот и нам с тобой придется немного поколдовать над этим :) Представь себе, что твой магазин волшебных товаров замаскирован под обычный продуктовый или, скажем, косметический магазин. Даже если магл вдруг бросит взгляд на его витрину, он ничего необычного не заметит. «КВАС»,«ПУДРА»: можно проходить мимо.

И только настоящий волшебник поймет, что «КВАС» - это вовсе не квас, а «Когти василиска»,


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35151281_625859434457102_4630529942625452032_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9f9b0b1df5034d2f0a6e5956b459463d&oe=5BBEB732)

а «ПУДРА» - никакая не пудра, а «пятнистые усы дракона». :)

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35238521_625859437790435_3928764266785538048_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9810318b3382d6068dc233da13080143&oe=5BA5B278)

? Секрет нашего волшебства понятен? Тогда скорее открывай свой магазин :)

Конец ознакомительного фрагмента.

Название: Re: Давай присмотримся к словам! 17.09.18
Отправлено: Мы с Алиской от 13 Июня 2018, 09:15:08
•   НЕДЕЛЯ ЧЕТВЕРТАЯ. «О кот-летах и котах, или О словах-гипотезах».

Эта неделя тоже будет посвящена разговору об этимологии. Но на этот раз этимологии ложной, не научной. :)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32857573_613830285660017_7049257134898282496_n.jpg?_nc_cat=0&oh=d389ac7d18b380feb13d9af523e04d98&oe=5B89E239)

***

Фрагмент четвертой недели курса:

? Познакомься, пожалуйста, с фрагментами статей из «Бестолкового словаря» и напиши у себя в блокноте, почему слова получили именно такое толкование?

1.   «Банкир – приёмщик стеклотары».

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35229170_625860101123702_7718153975777722368_n.jpg?_nc_cat=0&oh=846ba76782e938e26f98b1ebc9376106&oe=5BAEBC9F)

2.   «Водород – династия сантехников».

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35077573_625860077790371_7577158828039340032_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9dcc00506d84581aa1323a8afc841bd6&oe=5BC3AFD7)

3.   «Всадник – ребенок дошкольного возраста».

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35328086_625860071123705_2949207648202915840_n.jpg?_nc_cat=0&oh=5888a4fdd8bd973e3e5c307ce5faa922&oe=5BA8EEBA)

4. Конец ознакомительного фрагмента.


Название: Re: Давай присмотримся к словам! 17.09.18
Отправлено: Мы с Алиской от 13 Июня 2018, 09:15:21
•   НЕДЕЛЯ ПЯТАЯ. «Прыг-скоккер спаниель, или Слова-эксперименты».

Заключительную неделю курса мы посвятим разговору о языковой игре.


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/33060220_613830722326640_9082135146882138112_n.jpg?_nc_cat=0&oh=79e9602fd3868111086aa753820c0132&oe=5B9A657E)

***

Фрагмент пятой недели курса.

Кстати, одно и то же слово может обыгрываться совершенно по-разному. На то это и слово-эксперимент! Смотри, как здорово это вышло у переводчиков «Алисы в стране чудес».

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/35265660_625860271123685_6821635464621981696_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9469c5590b703ffcc3a8c11a40829018&oe=5BC0FF6A)

? Прочитай фрагменты разных переводов «Алисы» и напиши, пожалуйста, у себя в блокноте, какие слова были трансформированы.

1. «- По всем предметам были у нас Мучебники. Такие толстые, что читать их одно мучение. - И она тяжело вздохнула. - А еще огромные, как киты, Китради. В них мы писали Жуквы,   которые  тут  же   расползались,  и  такие заковыристые Чихла, что от них свербило в носу и хотелось чихать. Зато на экзаменах все как один плавали! Такое удовольствие! А уроки Пруда у нас вела Рыба Молот. Но, по правде говоря, пруд - не ее стихия». (Перевод Леонида Яхнина)

2. Конец ознакомительного фрагмента.


Название: Re: Давай присмотримся к словам! 17.09.18
Отправлено: Мы с Алиской от 13 Июня 2018, 09:15:41
Стоимость участия в курсе - 62 евро.

Мы можем записать на курс лишь 30 участников. Места резервируются за теми, кто оплатил участие.

Начало занятий - 17.09.18.

Окончание курса - 21.10.18.

Однако работу можно будет продолжать и дальше: у вас остается доступ ко всем материалам, а я в свободное время буду заглядывать в блокноты ребят :)

ХОТИМ ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС :-) (http://forum.learnart.eu/index.php?topic=6216.0)

ПЕРЕЙТИ К КУРСУ (https://ulitka.center/course/davaj-prismotrimsja-k-slovam-9/)