LearnArt

Занимательное языкознание с Оксаной Шороховой. => Занимательное языкознание с Оксаной Шороховой => ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ: учимся рассматривать детали. 9 + лет => Тема начата: Мы с Алиской от 18 Мая 2018, 08:29:24

Название: ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ: учимся рассматривать детали.
Отправлено: Мы с Алиской от 18 Мая 2018, 08:29:24
ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ: учимся рассматривать детали.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ (https://ulitka.center/course/izobrazhenie-kak-tekst-uchimsja-rassmatrivat-detali/)

Слова «смотреть» и «видеть» являются синонимами лишь отчасти. Первое связано, скорее, со способом восприятия информации, тогда как второе – с ее интерпретацией. «Видеть» – значит «понимать».

Попробуйте показать ребенку иллюстрацию к советской задачке про туристов. Что изображено на этой картинке?


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32782239_613335902376122_2045780235474960384_n.jpg?_nc_cat=0&oh=0ff3e312882e63b2ef7db39c3dc20f68&oe=5B9ABABB)

Ответить на этот вопрос ему, конечно же, было несложно. :) А теперь пусть ребенок попробует «прочитать» изображение так, как читал бы словесный текст. Здесь потребуется совершенно иной навык – не перечисление образов и событий (что, по сути, равно пересказу текста), но их интерпретация:

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32807548_613335475709498_4695146956794626048_n.jpg?_nc_cat=0&oh=4fa809348a34e33034e9da02fceb46bb&oe=5B791D25)

1. Сколько туристов живет в этом лагере?

2.  Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?

3. На чем они сюда приехали?

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?

5. Откуда дует ветер: с севера или юга?

6. Какое сейчас время дня?

7. Куда ушел Шура?

8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)

9. Какое сегодня число какого месяца?


***

Умение «читать» картинки можно назвать универсальным. С одной стороны, оно готовит ребенка к тому, чтобы лучше понимать словесный текст.

Ребята, занимающиеся на курсе «Покажите язык! Слова и образы», знают: для того, чтобы понять, например, суть авторского сравнения, нужно вначале представить оба его компонента: «Ирландский сеттер горел костром. Такса чернела обгоревшей головешкой» (Юрий Яковлев «Багульник»)


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32834818_613335545709491_6178208913679187968_n.jpg?_nc_cat=0&oh=b2b0a94c2598769bcfa68e8d4edd11c1&oe=5B9056D2)

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32737473_613335825709463_7632097889321222144_n.jpg?_nc_cat=0&oh=78ec56f99c63aedba5bd86b861e92dc9&oe=5B8C90A9)

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32912974_613335942376118_3883369924210458624_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9484181dc5eac2866b47010c8b84d35d&oe=5B910F6B)

С другой стороны, умение понимать изобразительный язык способствует тому, чтобы лучше воспринимать окружающий нас мир – тоже своего рода картинку:

«Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.

А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой». (Михаил Шолохов «Судьба человека»).


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32722977_613335855709460_7735792736447496192_n.jpg?_nc_cat=0&oh=ff453299ea5546c6d25f5ec41992b8ef&oe=5B8A242F)

Название: Re: ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ: учимся рассматривать детали.
Отправлено: Мы с Алиской от 18 Мая 2018, 08:43:15
Отличный пример изображений, подходящих для тренировки навыка чтения и анализа, – талантливо сделанная реклама.

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32756137_613335712376141_1205777158857818112_n.jpg?_nc_cat=0&oh=4d791ad5fbcf94a029d0dc9b39ff9b37&oe=5B9A812A)

В ней есть идея и подчиненные ей сюжет, система образов или художественных деталей.

Есть тот же набор выразительных средств, что и в языке художественной литературы:

- Реклама преувеличивает.
- Сравнивает.
- Иронизирует.
- Противопоставляет.
- Использует иносказание.

Порой она отсылает нас к историческим или культурным фактам, обыгрывает знаковые произведения искусства или художественные тексты.


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32781637_613335412376171_2749170203521712128_n.jpg?_nc_cat=0&oh=98aab2919b624e74c25e4c52e031db6c&oe=5B9B6EB2)

И, пожалуй, самое главное. Рекламное изображение дает ребенку шанс «прочитать» его самостоятельно, без помощи взрослых. Оно чем-то похоже на бумажный лабиринт, в котором с самого начала известно, где находится выход.

(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32808407_613335555709490_1489741378354151424_n.jpg?_nc_cat=0&oh=17e68d35a95d81f94dce444d4139c95f&oe=5B803852)

Нам известна конечная цель рекламного сообщения. И чтобы верно его «прочитать», останется ответить всего на три вопроса:

1.   Какой товар или какую услугу продвигает эта реклама? Или же к какой проблеме она привлекает наше внимание (если это реклама социальная)?

2.   На какой характеристике товара или услуги сделан смысловой акцент?

3.   Какие изобразительные детали помогают нам это понять?

***

Каждый раз я радуюсь тому, насколько сильно захватывает ребят и их родителей процесс «чтения» и комментирования рекламных изображений. С каким вниманием они рассматривают детали:


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/31960234_609022096140836_546003889372004352_n.jpg?_nc_cat=0&oh=c15a0f51013986dfd970632857309f95&oe=5B770AFB)

«Мне понравилась больше всего реклама с пастой (корабль и канат). Там интересная игра образа и слов so good you can’t let it go, а канат – вещь прочная и не может оторваться. То же самое с пастой – ты не сможешь от нее оторваться». (Таня – purple_leopard)

***


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/31958700_609021919474187_1933197365846474752_n.jpg?_nc_cat=0&oh=38a8a5ea9217b5723f44a1fe1546f0b1&oe=5B96B524)

«Я вовремя увидела животных сверху :) Это ковчег, который доверен машине чтобы доставить. Это показывает насколько надежная компания по перевозке грузов». (Полина – Leafwhisker)

***


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/31960420_609022039474175_5223112679308132352_n.jpg?_nc_cat=0&oh=01e56ca0248b8298713a883c76af77fc&oe=5B7D6DF7)

«Реклама жевачки. Она придает зубам столько яркости и белого цвета. А ослепительные улыбки есть только у взрослых наверное потому что орбит не для маленьких детей». (Люся – Люся Горж)

***


(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32750590_613335402376172_6296885779259981824_n.jpg?_nc_cat=0&oh=54efdcfc2bec8f61ca592cfc5d3fe542&oe=5B94F23F)

«Это мягкий хлеб, на нем даже прыгать можно. Хотя тут я не согласен, мат не мягкий, а упругий. Лучше бы его тогда как подушку использовали». (Костя – Kotenok_Murzik)

***

«Мне понравились эти оригинальные изображения, потому что это совсем другой взгляд на привычные вещи! Это привлекает внимание, и такое уж точно не забудешь :) ». (Киран – kiran)

Название: Re: ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ: учимся рассматривать детали.
Отправлено: Мы с Алиской от 18 Мая 2018, 08:43:38
«ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ» – это своего рода курс-задачник. В нем собраны 100 рекламных изображений:

- от незамысловатых и потому легко «читаемых»
- до аллегоричных, требующих вдумчивого всматривания в детали.

Каждое изображение сопровождается вопросами и подсказками, которые помогут ребенку не упустить ни одной подробности и верно расшифровать рекламный образ.

Задания курса можно выполнять самостоятельно, а можно обсуждать решение задач вместе со мной на страницах личного дневника.

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ. (https://ulitka.center/course/izobrazhenie-kak-tekst-uchimsja-rassmatrivat-detali/) Каждый сможет двигаться в удобном для него темпе, поскольку все материалы будут доступны сразу.