ИЗОБРАЖЕНИЕ КАК ТЕКСТ: учимся рассматривать детали.
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КУРСУ МОЖНО В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ (https://ulitka.center/course/izobrazhenie-kak-tekst-uchimsja-rassmatrivat-detali/)
Слова «смотреть» и «видеть» являются синонимами лишь отчасти. Первое связано, скорее, со способом восприятия информации, тогда как второе – с ее интерпретацией. «Видеть» – значит «понимать».
Попробуйте показать ребенку иллюстрацию к советской задачке про туристов. Что изображено на этой картинке?
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32782239_613335902376122_2045780235474960384_n.jpg?_nc_cat=0&oh=0ff3e312882e63b2ef7db39c3dc20f68&oe=5B9ABABB)
Ответить на этот вопрос ему, конечно же, было несложно. :) А теперь пусть ребенок попробует «прочитать» изображение так, как читал бы словесный текст. Здесь потребуется совершенно иной навык – не перечисление образов и событий (что, по сути, равно пересказу текста), но их интерпретация:
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32807548_613335475709498_4695146956794626048_n.jpg?_nc_cat=0&oh=4fa809348a34e33034e9da02fceb46bb&oe=5B791D25)
1. Сколько туристов живет в этом лагере?
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
3. На чем они сюда приехали?
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
6. Какое сейчас время дня?
7. Куда ушел Шура?
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)
9. Какое сегодня число какого месяца?
***
Умение «читать» картинки можно назвать универсальным. С одной стороны, оно готовит ребенка к тому, чтобы лучше понимать словесный текст.
Ребята, занимающиеся на курсе «Покажите язык! Слова и образы», знают: для того, чтобы понять, например, суть авторского сравнения, нужно вначале представить оба его компонента: «Ирландский сеттер горел костром. Такса чернела обгоревшей головешкой» (Юрий Яковлев «Багульник»)
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32834818_613335545709491_6178208913679187968_n.jpg?_nc_cat=0&oh=b2b0a94c2598769bcfa68e8d4edd11c1&oe=5B9056D2)
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32737473_613335825709463_7632097889321222144_n.jpg?_nc_cat=0&oh=78ec56f99c63aedba5bd86b861e92dc9&oe=5B8C90A9)
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32912974_613335942376118_3883369924210458624_n.jpg?_nc_cat=0&oh=9484181dc5eac2866b47010c8b84d35d&oe=5B910F6B)
С другой стороны, умение понимать изобразительный язык способствует тому, чтобы лучше воспринимать окружающий нас мир – тоже своего рода картинку:
«Я, украдкой рассматривая отца и сынишку, с удивлением отметил про себя одно, странное на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нем были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука… Еще тогда я подумал: «Или вдовец, или живет не в ладах с женой». (Михаил Шолохов «Судьба человека»).
(https://scontent.fhen2-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/32722977_613335855709460_7735792736447496192_n.jpg?_nc_cat=0&oh=ff453299ea5546c6d25f5ec41992b8ef&oe=5B8A242F)