LearnArt

Начала Лингвистики (Курс Анны и Алексея Леонтьевых) => Начала Лингвистики (курс Анны И Алексея Леонтьевых) => Тема начата: Anya_Le от 09 Сентября 2016, 23:20:26

Название: ЛИНГВИСТИЧЕCКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Отправлено: Anya_Le от 09 Сентября 2016, 23:20:26
Что такое лингвистические задачи, можно долго объяснять. Но лучше показать.
Вот, например, одна из моих любимых задач для Традиционной олимпиады по лингвистике и математике для старшеклассников:

Задача №3
(автор Е. В. Муравенко)

Взгляните на иллюстрацию к хорошо знакомой Вам сказке «Репка».
(Здесь должна быть иллюстрация, но я не умею вставлять картинки, так что вспомните, как дедово семейство в полном составе вытягивало репку, и нарисуйте иллюстрацию сами :))


Ниже на японском языке (в русской транскрипции) даны вопросы о взаимном расположении участников сказки и исчерпывающие ответы на эти вопросы. Все вопросы и некоторые ответы переведены на русский язык.

(1)   кабура-но маэ-ни нани-га аримас ка?   Что находится перед репкой?
    асоко-ни иэ-га аримас.   <...>

(2)   нэко-но маэ-ни нани-га аримас ка?   Что находится перед кошкой?
    асоко-ни иэ-то кабура-га аримас.   <...>

(3)   маго-но маэ-ни дарэ-га имас ка?   Кто находится перед внучкой?
    асоко-ни дзидзи:-то оба:сан-га имас.   Там находятся дед и бабка.

(4)   маго-но усиро-ни нани-га имас ка?   Кто находится за внучкой?
    асоко-ни дзутика-то нэко-то нэдзуми-га имас.   <...>

(5)   нэко-но усиро-ни нани-га имас ка?   Кто находится за кошкой?
    асоко-ни нэдзуми-га имас.   <...>

(6)   нэдзуми-но усиро-ни дарэ-га имас ка?   Кто находится за мышкой?
    асоко-ни дарэ-мо имасэн.   Там никого нет

Задания

1. Переведите на русский язык все остальные ответы.

2. Переведите следующие вопросы на японский язык и дайте на них исчерпывающие ответы на японском языке. Если возможно, дайте несколько вариантов перевода и ответов:
(1)   Что находится за репкой?
(2)   Кто находится за репкой?

Чтобы решить эту задачу не требуется ни знания японского языка, ни каких-то других специальных знаний. Только желание и умение логически рассуждать.
Попробуете решить?
Название: Re: ЛИНГВИСТИЧЕКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Отправлено: Anya_Le от 09 Сентября 2016, 23:23:22
А вот задача для учеников начальной школы. Она была на одной из олимпиад "Русский медвежонок". К сожалению, не знаю её автора.

Слова кашне, кашпо и пенсне пришли в русский язык из французского. Во французском языке каждое из них составлено из двух слов. Как выглядят их буквальные переводы?
(А) спрячь-горшок, прищеми-нос, спрячь-нос;
(Б) спрячь-нос, спрячь-горшок, прищеми-нос;
(В) прищеми-нос, спрячь-горшок, спрячь-нос;
(Г) спрячь-нос, прищеми-нос, спрячь-горшок;
(Д) прищеми-нос, спрячь-нос, спрячь-горшок.

Чтобы решить эту задачу, французский знать совсем не обязательно.
Название: Re: ЛИНГВИСТИЧЕКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Отправлено: Anya_Le от 09 Сентября 2016, 23:27:06
А вот задача из чудесного журнала "Квантик". Её могут решить уже пятиклассники.

(Автор Е.А.Ренковская)

В окончаниях родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода прилагательных буква «г» читается как [в]: например, большого читается как большо[в]о. Найдите прилагательное, в кото- ром буква «г» читается как [в] в словарной форме.
Название: Re: ЛИНГВИСТИЧЕКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Отправлено: Star_Elen от 15 Февраля 2017, 19:02:04
А вот задача для учеников начальной школы. Она была на одной из олимпиад "Русский медвежонок". К сожалению, не знаю её автора.

Слова кашне, кашпо и пенсне пришли в русский язык из французского. Во французском языке каждое из них составлено из двух слов. Как выглядят их буквальные переводы?
(А) спрячь-горшок, прищеми-нос, спрячь-нос;
(Б) спрячь-нос, спрячь-горшок, прищеми-нос;
(В) прищеми-нос, спрячь-горшок, спрячь-нос;
(Г) спрячь-нос, прищеми-нос, спрячь-горшок;
(Д) прищеми-нос, спрячь-нос, спрячь-горшок.

Чтобы решить эту задачу, французский знать совсем не обязательно.

Правильный ответ Б ?))
Название: Re: ЛИНГВИСТИЧЕCКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Отправлено: Ольга П от 17 Февраля 2017, 03:15:00
Точно Б!
Название: Re: ЛИНГВИСТИЧЕКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Отправлено: annti82 от 31 Мая 2017, 22:15:43
А вот задача из чудесного журнала "Квантик". Её могут решить уже пятиклассники.

(Автор Е.А.Ренковская)

В окончаниях родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода прилагательных буква «г» читается как [в]: например, большого читается как большо[в]о. Найдите прилагательное, в кото- ром буква «г» читается как [в] в словарной форме.

А где же ответ?? ))))
На ум пришло только - КАКОГО
Название: Re: ЛИНГВИСТИЧЕCКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Отправлено: Kusska1987 от 25 Сентября 2018, 17:38:51
Жесть, вот это лингвистические задачи. Зашла поинтересоваться что тут. И теперь уснуть не могу, мозг все хочет их решать и решать)))
(http://yarkrovservice.ru/uploads/images/TOP10.gif) (http://yaralpservice.ru/)
(http://yarkrovservice.ru/uploads/images/TOP10.gif) (http://yarkrovservice.ru/)
(http://yarkrovservice.ru/uploads/images/TOP10.gif) (http://byrealty.ru/)
(http://yarkrovservice.ru/uploads/images/TOP10.gif) (http://tradimm.ru/)
Название: Re: ЛИНГВИСТИЧЕCКИЕ ЗАДАЧИ - ЧТО ЭТО И С ЧЕМ ИХ ЕДЯТ
Отправлено: Юлия Ремпель от 25 Сентября 2018, 19:44:18
Жесть, вот это лингвистические задачи. Зашла поинтересоваться что тут. И теперь уснуть не могу, мозг все хочет их решать и решать)))
(http://yarkrovservice.ru/uploads/images/TOP10.gif) (http://yaralpservice.ru/)
(http://yarkrovservice.ru/uploads/images/TOP10.gif) (http://yarkrovservice.ru/)
(http://yarkrovservice.ru/uploads/images/TOP10.gif) (http://byrealty.ru/)
(http://yarkrovservice.ru/uploads/images/TOP10.gif) (http://tradimm.ru/)
Да, задачки на курсе были Ого-го!