LearnArt

Чтение для продвинутых родителей от Марины Аромштам => Читательский клуб => Семинары Марины Аромштам => Поговорим о книгах => Тема начата: Дилайла от 18 Ноября 2011, 10:44:09

Название: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Дилайла от 18 Ноября 2011, 10:44:09
Здравствуйте! Хотела бы представить книгу, к которою, периодически, обращаюсь. Марина Москвина "Учись видеть".

(http://s017.radikal.ru/i422/1111/ba/7703f499c126.jpg)

Эта книжка познакомила меня с такими писателями, которых, к сожалению, в детстве я не прочитала: К.Грэм, Э.Рауд, У.Сароян, Ю. Казаков, Б. Шергин...А после ее записей о Ю. Ковале и представлении его книг прочитала очень много из  прозы этого удивительного человека. Под впечатлением и от самой М. Москвиной, и от ее книг. Я прочитала "О бесконечности любви и быстротечности жизни", сказки, записки о ее путешествии "Дорога на Аннапурну". В них есть и юмор, и грусть, одним словом, такая разная жизнь
Марина Москвина около 10 лет вела передачу на "Радио России" под названием "В компании Марины Москвиной" , а книгу "Учись видеть" она посвятила своим ученикам, с которыми занималась в Институте Современного Искусства на факультете журналистики. Короткие эссе, литературные записки, яркие диалоги, зарисовки о книгах, фотографии - вот небольшой перечень того, что меня в свое время, очень покорило :).

Аня, спасибо за Марину Москвину! Я уже на семинаре Лены Макаровой видела, что ее кто-то упоминал, но руки не дошли посмотреть. А тут начала читать отрывки из глав и остановиться не могу...
И кстати набрела на Литературный журнал для детей и взрослых "Литературные пампасы", пока еще не бродила по нему - но показался он мне очень интересным. http://www.epampa.narod.ru/ (http://www.epampa.narod.ru/) 



Марина Москвина
Учись видеть!
Уроки творческих взлетов
(главы из книги)

http://www.epampa.narod.ru/moskvina/vid4.html (http://www.epampa.narod.ru/moskvina/vid4.html)

 

Глава 4
Чукча - не читатель
Я никогда не мечтала быть детским писателем. Что это за профессия, думала я, ни то ни се. В детстве я любила читать вполне взрослые книжки типа Майн Рида или Жюля Верна, Вальтера Скотта или Фенимора Купера. А когда я вырасту, я думала, то буду просто искателем приключений. Стану путешествовать по всей Земле, встречать разных людей, пройду огонь, воду и медные трубы, а в глубокой старости я собиралась сесть в кресло у камелька, пропустить стаканчик грога, раскурить свою капитанскую трубку и рассказывать внукам о прожитой жизни, наполненной героическими подвигами.
      Правда, я никак не могла дождаться старости и прямо в детстве так и норовила рассесться у камелька, раскурить трубку и уже начать свои рассказы. Ведь каждый день со мной происходили сногсшибательные события, о которых я готова была немедленно поведать миру, безбожно привирая, себя, разумеется, помещая в центр Вселенной, и эта черта - о ужас! - осталась у меня до сих пор.
      И вот однажды мне в руки попадает книга рассказов Юрия Сотника: ""Архимед" Вовки Грушина", "Как я был самостоятельным", "Гадюка"… Я лениво начинаю листать, так, от нечего делать, вчитываюсь и постепенно обнаруживаю, что эта книга… о моей жизни!
      В точности такие ребята, как я, там дружат, врут, дерутся, сбиваются с ног в поисках какой-то неведомой птицы, строят подводную лодку, чуть ли не тонут в ней, попадают в глупейшие положения, но стараются выйти из них как можно достойнее, различными способами испытывают себя на храбрость - короче, писатель Юрий Сотник мне протянул тогда свою руку, и я ее с благодарностью пожала.
      В тот день, я это отлично помню, пришла мне в голову мысль, что, наверно, тоже когда-нибудь стану детским писателем.
      Потом я выросла и сто раз могла забыть об этом, правильно? Но нет! В один прекрасный день я забросила все свои серьезные дела и отправилась в литобъединение при Союзе писателей.
      И тут выясняется, что ведут эту студию чудесный поэт Яков Аким и… Юрий Сотник!!!
      Вот это было здорово, когда ты мог не только видеть вблизи любимых писателей твоего детства, но и раз в неделю выслушивать их суровые речи.
      Они были страшно суровы с нами - на всякий пожарный, чтоб мы не подумали, что, мол, детский писатель - это "сю-сю-сю" или "тяп-ляп".
      Помню, одна поэтесса читала свое стихотворение, там у нее какие-то "девчушки" никак не могли изловить "солнечного зайчишку". Юрий Сотник был к нам более снисходителен, чем Яков Аким.
      - Что ж, в этом стихотворении есть "скелет", - сказал Юрий Вячеславович. - И по мысли ничего. Только слишком уж много уменьшительно-ласкательных суффиксов.
      А Яков Аким:
      - Юрий Вячеславович - рентгенолог, он усмотрел "скелет". Я же - кроме "девчушек" и "зайчишек" - не вижу ничего.
      - Но я ведь начинающая, - обиженно сказала поэтесса.
      - Начинающий, - ответил Яков Аким, - должен начинать не с нуля, а с того хорошего, что было УЖЕ написано.
      Я всегда вспоминаю его слова, когда обрушиваю на ваши головы целые миры, о существовании которых вы, как правило, ничего не слыхали. Сначала мы в поте лица своего наверстываем упущенное: читаем рассказы Николая Носова "Мишкина каша", "Фантазеры", "Тук-тук-тук", "Живая шляпа", Виктора Драгунского "Он живой и светится", "Где это видано, где это слыхано…", "Англичанин Павля"… Ну как же, как же вы ухитрились вырасти, не читая "Денискины рассказы"? Так и хочется вам сказать: растите обратно! Пока не прочитаете - не становитесь взрослыми! Иначе вы можете стать не такими взрослыми, какими следует, и вся жизнь пойдет наперекосяк.
      У нас в университете античную литературу преподавала великая Елизавета Кучборская, маленькая, всегда в черном платье, я помню, как она, вскинув голову, трагически скрестив руки на груди, стояла на сцене огромной "коммунистической" аудитории и говорила такие слова:
      - Человек, не читавший Гомера, даже НА ВИД отличается от человека, который Гомера читал.
      Так и человек, не читавший "Денискины рассказы" Драгунского! Да у меня сынок Серёня, когда был маленький, - как заболеет, ляжет в постель, настроение у нас с ним - хуже некуда.
      - Доставай "Двадцать лет под кроватью"! - говорит Серёня.
      Этот рассказ Виктора Драгунского - жаропонижающий. Я даю вам честное слово: когда мы хохотали над тем, как Дениска засел под кроватью у Ефросиньи Петровны, у моего Серёни понижалась температура. И это не удивительно: Виктор Драгунский был по профессии клоун.
      А Виктор Голявкин?! О Боги! Как так получилось, что вы не читали безумно смешные рассказы писателя Голявкина? Там одна девочка все время опаздывала на урок. Уже все причины выдвинула, использовала все оправдания: автобус не пришел, будильник не зазвенел… Ну и решила что-то преподнести оригинальное и с препечальным видом сообщила учителю, что у нее брата шкафом задавило. Учитель чуть со стула не упал. "Как так?" "Мама двигала шкаф и не заметила, как задавила сына"…
      Приходит мама в школу, учитель ей - с большим сочувствием: "Я знаю, у вас беда…" Она: "Какая беда?" Он: "У вас сына шкафом задавило". Она: "Вы что, с ума сошли?" Ну и так далее.
      Всю "Золотую библиотеку", когда-то выходившую в издательстве "Детская литература", вы обязаны прочитать, если хотите иметь со мной дело. Такие толстые красные книги в твердом переплете, где золотым по красному: Юрий Сотник "Невиданная птица", Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания", Яков Аким "Девочка и лев", Валерий Медведев "Баранкин, будь человеком!", Юрий Яковлев "Багульник", Борис Житков "Избранное"…
      Кстати, когда я училась на факультете журналистики на третьем курсе, мне приятель предложил подзаработать.
      - Напиши, - он говорит, - моей подружке диплом. Она заканчивает филологический факультет МГУ, и ей надо быстро написать о детском писателе Борисе Житкове.
      Этой девушке несказанно повезло, вскоре она с отличием защитила мой диплом, потому что я как открыла "Морские рассказы" Бориса Житкова - так и влюбилась в него и позабыла обо всем на свете. Это был потрясающий человек! Чем только он не занимался с дикой страстью - музыкой, ботаникой, астрономией, учился играть на скрипке, ставил балеты в знаменитых русских операх, изучал звездное небо. Учился на математическом, потом на естественном отделении. Окончив университет, начал учиться снова - на кораблестроителя. Участвовал в гонках яхт, пешком обошел юг России, стал штурманом дальнего плавания. Отправился в экспедицию на Енисей, обследовал его до самого устья, до Ледовитого океана, изучил енисейских рыб. Что интересно, судно для этой экспедиции ему прислали в разобранном виде - доски, части корпуса, куски надстроек… Борису Житкову пришлось собирать судно самому вместе с ярославскими плотниками, которые и лодки-то простой ни разу не строили.
      Борис Житков объехал всю планету, побывал в кругосветном плавании, на корабле он прошел путь от юнги до помощника капитана. В Англии, как абсолютному эксперту в этом деле, ему доверили принимать или не принимать от английских заводов моторы для самолетов и подводных лодок!..
      В конце концов этот человек становится детским писателем. Можете представить, какая получилась проза - а он был талантливейшим прозаиком, это сразу понял Самуил Маршак. Именно Маршак потребовал от Бориса Житкова, чтобы тот рассказал о том, что пережил в своих странствиях по жизни.
      Я умоляю вас прочитать "Три толстяка" Юрия Олеши. Не посмотреть по телевизору - хотя фильм получился замечательный: Тибул - Алексей Баталов, доктор Гаспар Арнери - Валентин Никулин, его экономка - Рина Зеленая… Но почитайте, вы увидите своими глазами, как пишутся такие удивительные, культовые, легендарные вещи. Юрий Олеша - особая фигура в русской литературе. У него была такая ответственность перед словом, будто бы от этого зависела жизнь людей - как у Бориса Житкова, когда он принимал моторы для самолетов и подлодок.
      Однажды в буфете Центрального Дома литераторов к Олеше подошел знакомый писатель и спросил:
      - Юрий Карлович! Вы почему так мало написали? Все, что вы написали, я могу прочитать за одну ночь…
      - А я, - мгновенно ответил остроумный Олеша, - могу за одну ночь написать все, что вы написали.
      Потом мы прочитаем с вами "Зависть" Олеши, "Ни дня без строчки" - все это учебная для нас с вами литература, нельзя стать полноценным пишущим человеком, не встретившись с ней в жизни, - будет всегда чего-то не хватать, как иногда не хватает организму белков или витамина С.
      Мы прочитаем Юрия Казакова - сначала его пронзительного "Арктура - гончего пса", дивную акварельную вещь "Голубое и зеленое", чуть позже - "Во сне ты горько плакал". Нет у этого писателя многотомного собрания сочинений. Но все, что он написал, - на вес золота.
      "Волчик, волчинька" Вадима Чернышева - обязательно! "Белый Бим Черное ухо" Г. Троепольского - плачьте, а читайте.
      Единственный случай, когда Государственная премия по детской литературе была присуждена писателю, пишущему о природе, произошел давным-давно. Это был достойнейший Николай Сладков.
      Я хорошо была знакома с Николаем Ивановичем Сладковым - таким великим знатоком птиц, зверей, деревьев и трав, что когда мы однажды сидели с ним в кино, - шел какой-то американский детектив: погоня, убийство, расследование, еще минута, и выяснится наконец, кто убийца, - Николай Иванович вдруг наклонился ко мне и шепотом сказал:
      - Слышишь? Слышишь? Во дворе у шерифа поет певчий дрозд…
      Глубоким знатоком нашей планеты во всех ее подробностях и деталях был Юрий Коваль. Мы постоянно будем возвращаться к его прозе - читать и перечитывать рассказы "Алый", "Листобой", "Кепка с карасями", повести "Недопесок", "Пять похищенных монахов", "Самая легкая лодка в мире"…
      Много больших и маленьких радостей на каждом шагу подстерегает нас в книжках Коваля. Они написаны по тем законам и заповедям блаженства, о которых говорил писатель Виктор Шкловский в своей "Теории прозы". (Запомните и это имя, друзья, почитайте книжку Виктора Шкловского - вам она здорово пригодится!)
      Проза, говорил он, родилась около костров - остановок в пустыне. Разговоры на палубе, разговоры в ожидании когда же наконец придет корабль, разговоры о самом замечательном и страшном в жизни человека. Прозой разговаривали усталые люди, и надо было сохранить внимание слушателя.
      Мы будем вслух произносить вслед за Юрием Ковалем: "БИДОН ПАДАЛ В ПРОПАСТЬ, СЛОВНО ОГРОМНЫЙ СИЯЮЩИЙ СВИСТОК…", "Я ПЛЫЛ ПО ЯЛМЕ…", "КУМ ОКУЧИВАЛ КАРТОШКУ…", "ТОЛЬКО ОГНЕННЫЙ КАПИТАН КЛЮКВИН ВЕСЕЛИЛ ГЛАЗ"…
      Вы чувствуете? Будто камешки перекатываются во рту, когда мы произносим эти фразы. Как слово Клюквин подлетает к нёбу, до чего оно славное на вид и заслуживающее внимания уха.
      Нет, ни за что мы с вами не возьмем пример с печально известного чукчи из старого доброго анекдота. Если кто не в курсе - чукча сдает вступительный экзамен в Литературный институт. Его спрашивают: Льва Толстого "Войну и мир" читал? Он: нет. А "Преступление и наказание" Достоевского? Нет. А "Мертвые души" Гоголя? Тогда он отвечает им гордо:
      - Чукча не читатель, чукча - писатель!..
      Мы будем с вами принципиально иными чукчами.
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Дилайла от 18 Ноября 2011, 11:52:17
Как мне нравится Марина Москвина. ее подход очень напоминает подход Елены Макаровой.
Вообще для меня открытием этого года стали три Марины - Аромштам, Бородицкая и Москвина :)

"Известный писатель Марина Москвина, автор многих книг прозы для детей и взрослых, лауреат Международного диплома Андерсена, номинант Букеровской премии, десять лет вела творческую мастерскую в Институте Современного Искусства. И вслед за Экзюпери пришла к выводу: учиться надо не писать, а видеть...
      Науку "видеть" они осваивают вместе - Марина и ее ученики, бродя по Москве, внимательно наблюдая за жизнью города, знакомясь с самыми, на первый взгляд, обычными людьми, которые на глазах превращаются - в удивительных, и, что очень важно, читая потрясающие книжки, которые сейчас мало кто читает, а может, и не подозревает об их существовании...
      Потом они пишут короткие блистательные рассказы о том, что увидели и почувствовали. Лучшие истории Марина приводит в своей книге. Читаешь их и поражаешься: как талантлив любой человек, если он пробужден и внимателен. Какой мощный источник творчества можно отыскать в себе, если тебя ведет Проводник - к тебе самому, в то таинственное место, где у каждого из нас скрыта "искра божья".
      Так что автор этого небывалого жанра, где переплелись уроки мастера и сюжеты учеников, - замечательная компания талантливых людей, которые не случайно повстречались и многому научились друг у друга.
      Эту интереснейшую книгу - а она здорово напоминает - и по темпераменту, и по увлекательности - блестящие уроки писательского мастерства - бестселлер великолепной американской писательницы Натали Голдберг, можно смело предложить широкому кругу читателей. А также - рассматривать как учебник Творчества и Литературы для старших школьников, для всех студентов-гуманитариев, особенно связанных с искусством, журналистикой и педагогикой."
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Alanna от 18 Ноября 2011, 19:31:09
По-моему, именно в книге "Учись видеть" Марина Москвина приводит слова Юрия Коваля о том, как писать прозу (возможно, я недословно цитирую): "Писать надо так, чтобы хотелось поцеловать каждую строчку". Так душевно сказано :)
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Кристина от 18 Ноября 2011, 19:37:13
Девочки, а кто-нибудь видел эту книгу в продаже?
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Елена_Ж от 18 Ноября 2011, 19:57:26
Кристина, а как же наш любимый Лабиринт ;)
http://www.labirint.ru/books/65563/ (http://www.labirint.ru/books/65563/)
Ой... Отсутствует...
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: tantao от 18 Ноября 2011, 20:56:41
Девочки, а кто-нибудь видел эту книгу в продаже?

я ее уже давно ищу
 :( можно, наверное, только у букинистов встретить
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Полина (Гуля) от 19 Ноября 2011, 06:22:22
Девочки, совсем недавно она была в продаже в лабиринте. Может еще будет?
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: лена егорова от 19 Ноября 2011, 20:24:37
 Добавлю еще ссылку на статью Татьяны Рудишиной в "Библиотеке в школе", по которой можно "Библиографию от Марины Москвиной" с цитатами из "Учись видеть" почитать: http://lib.1september.ru/2005/12/13.htm (http://lib.1september.ru/2005/12/13.htm)
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Юлия Ремпель от 19 Ноября 2011, 22:17:58

Девочки, а кто-нибудь видел эту книгу в продаже?

я ее уже давно ищу
 :( можно, наверное, только у букинистов встретить
[/quote]

Танечка, у меня она есть - могу прислать почитать.

Кинь мне в ЛС почтовый адрес.
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Дилайла от 20 Ноября 2011, 07:45:43
Добавлю еще ссылку на статью Татьяны Рудишиной в "Библиотеке в школе", по которой можно "Библиографию от Марины Москвиной" с цитатами из "Учись видеть" почитать: http://lib.1september.ru/2005/12/13.htm (http://lib.1september.ru/2005/12/13.htm)

Лена, спасибо! чудесный список!
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Alanna от 20 Ноября 2011, 18:43:40
Хотелось бы поделиться своим впечатлением от статьи об удивительном человеке. И для него тоже - "Главное видеть"... :)

Тонино Гуэрра: "Главное - видеть!"http://www.ozon.ru/context/detail/id/4390643/ (http://www.ozon.ru/context/detail/id/4390643/)

Тонино Гуэрра не только выдающийся кинодраматург, сценарист, работавший над картинами Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрея Тарковского, братьев Тавиани, Тео Ангелопулоса и многих других, не только поэт и прозаик. Это человек, воплощающий собой эпоху Возрождения в наши дни, - так разносторонне он одарен и увлечен. Он создает мебель, разбивает сады, делает фигурки и рисует по ткани, проектирует и строит фонтаны, участвует в общественной жизни.
Некоторые мысли этого удивительного Человека
Когда падает лепесток, я уверен, что кто-то протянет руку, чтобы он просто так не упал на землю. Я не монах дзен, который хоронит опадающие лепестки. Просто это и значит видеть. И так всю жизнь. Я стараюсь не просто смотреть, а видеть.

Не надо выдумывать сюжетов, я никогда не делал этого. Чтобы узнать побольше о том, что меня окружает, я каждый день читаю по четыре-пять газет. Например, недавно прочел в газетке, как вор, только что вышедший из тюрьмы после четырех лет заключения, возвратился домой, и первое, что сделал, - это открыл клетку с канарейкой и выпустил ее. Эти человеческие случаи меня поражают, я вырезаю и вклеиваю понравившиеся истории в большие тетради. Когда Тарковский приехал в Италию, мы не знали, что делать, я предложил ему полистать тетради с вырезками. И он влюбился в историю о шестидесятилетнем человеке, который закрылся в доме с сыном, будучи уверенным, что грядет конец света. И этот факт лег в основу сценария "Ностальгии".
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Юлия Ремпель от 20 Ноября 2011, 21:18:09
Я с таким удовольствием прочитала эту статью. Так близко все, о чем он говорит.

А мнение :) Ты в первом предложении обещала свое мнение :)
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Alanna от 21 Ноября 2011, 07:45:40
Я с таким удовольствием прочитала эту статью. Так близко все, о чем он говорит.

А мнение :) Ты в первом предложении обещала свое мнение :)

Впервые о Тонино Гуэрра я узнала из новостей по каналу "Культура". Представляли его живопись, эмали, зарисовки, а потом было короткое интервью с ним. Готова была слушать, и слушать... Меня удивило, что на серьезные темы жизни этот Поэт, Художник, Удивительный Человек так по-доброму, с чуткой интонацией, с оттенками разных положительных чувств говорит. И его воспоминания в статье "Главное - Видеть" проникнуто такой лирической нотой, что хочется их перечитывать и перечитывать: забраться на свой теплый диванчик, завернуться мягким пледом или пушистой шалью, потягивать душистый кофе и вдыхать аромат жизни :)
В книге Тонино Гуэрра ""Семь тетрадей жизни" есть такая цитата Карла Бо: "Все, до чего дотрагивается Тонино Гуэрра, становится поэзией. Он наделен удивительным изяществом, памятью народа вечной и непреходящей".
Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: лена егорова от 06 Декабря 2011, 20:58:04
Девочки, вот замечательное интервью с Мариной Москвиной Марина Москвина: «Истинно то, что улыбается» (http://www.mydears.ru/n/283). Беседовала Елена Фортуно.

По ссылке есть ещё два фото и сказка "Что случилось с крокодилом"

Цитировать
Марина Москвина: «Истинно то, что улыбается»
 

Елена Фортуна


«Всё, что меня интересует где бы то ни было — это жизнь, смех и любовь» — говорит писательница Марина Москвина. Не каждый взрослый постигнет все смыслы её детских книг — и наоборот, вполне «взрослыми» вещами зачитываются подростки. Может быть, потому, что «жизнь, смех и любовь» — это самый простой рецепт счастья, доступный каждому?



«Родные люди»:
Марина, читая ваши книги и общаясь с вами, будто купаешься в радуге. Столько радости, столько оптимизма! Что это — характер, результат долгой работы над собой?

Марина Москвина: Я выросла среди смеющихся людей. Это вошло с молоком матери, с переполненными смехом и радостью генами дедов и отца. Каждый в нашем огромном родственном клане, пережившем войны и революции, обладал потрясающим  чувством юмора. Это были фантасмагорические удальцы и герои, неутомимые возлюбленные и хохмачи — вполне реальные персонажи, населяющие теперь мои книги. Всю историю нашей страны можно проследить, листая мои семейные фотоальбомы и архивы, которые сохранила моя мама. Об этом я пишу сейчас большой, мифологический, странный, отчасти, трагический и смешной роман — и мои старики опять окружают меня, курят папиросы, заначивают «чекушку», рассказывают свои истории, излучают любовь. Отлично помню, как они без конца шутили друг над другом, пели, смеялись, кто-то надевал на голову капроновый чулок!.. Я младшая в семье, меня все любили. Я выросла, защищённая от ветров, под крылом удивительно прекрасных птиц высокого полёта. Они и меня ставили на крыло, наделили весёлым нравом. А я слагаю о них песни.

РЛ: Если говорить о крыльях, нельзя не вспомнить вашу сказку «Что случилось с крокодилом» — о том, как у крокодила вылупился не крокодильчик, а птенец, и потом они вместе улетели далеко-далеко. Кто не читал сказку — тот наверняка видел мультфильм по ней, который все принимали почему-то за французский…

ММ: Всех сбил с толку синхронный перевод в фильме — разве сразу разберёшься, что перевод не с французского, а с крокодильского? Это была моя первая сказка. Несколько лет я проучилась в интернате. И вышла оттуда очень непохожей на обычных детей. Вылитый вот этот самый Крокодил, у которого всё «не как у людей», все представления о мире перевёрнуты с ног на голову. Но я вам так скажу — этот крокодил, защитивший своего птенца, несмотря на огромные невзгоды, которые пришлось ему претерпеть в болоте, стал и моим собственным нравственным ориентиром. Этакой Чайкой Джонатаном Ливингстоном. Он как-то храбро повёл меня дальше по Небу и по Земле, всюду обнаруживая родственные ему души — которые никогда не дадут в обиду слабого, заступятся, утешат, подставят своё крокодильское или какое у кого — но обязательно верное и дружеское плечо.

РЛ:
Если бы я не читала вашу повесть «Не наступите на жука», где сюжет очень достоверно разворачивается в стенах интерната, я бы не поверила, что с вами это действительно произошло. Многие дети, оставшиеся даже на время без родительской заботы, получают настолько глубокую психологическую травму, что долгие годы не могут справиться с её последствиями. А вы производите впечатление человека, который безостановочно счастлив с первых секунд появления на свет.

ММ: С интернатом получилось так. Папе-дипломату, учёному, историку, предложили работать в Париже представителем Советского Союза в ЮНЕСКО, туда ему обязательно надо было ехать с мамой. А бабушка не хотела оставаться одна с двумя детьми — со мной и старшим братом Юриком. Вот меня родители чисто по-человечески попросили пожить в интернате — очень хорошем, «английском», грех жаловаться. И всё равно это было серьёзным испытанием — третий класс, абсолютно домашний ребёнок... Но теперь, когда я прочитала столько мудрых книг о том, что каждое событие в нашей жизни несёт в себе послание Вселенной, что «кино уже снято», а мы продвигаемся по заранее продуманным режиссёром и сценаристом эпизодам, причем и режиссёр и сценарист — мы сами, я благодарю за это Вселенную и родителей. Каким важным событием для меня стали три года в интернате, какой я получила колоссальный урок, встретив там настоящих друзей и Учителя. Вообще, две вещи, на которых я стою — жаркая любовь своих родителей, бабушек, дедушек, и вот эти несколько лет в интернате, где я один на один, лицом к лицу повстречалась с человечеством, казалось бы, не имевшем отношения к моей дружелюбной семье, в объятиях которой всегда было так безопасно и комфортно. Здесь от меня самой зависели мои взаимоотношения с людьми — и дружба, и любовь, вражда, творчество. Всю жизнь эти нити из детства тянутся, прослеживаются в судьбе. Об этом я написала не только «Не наступите на жука», но ещё и  взрослую повесть «Между нами только ночь». Так во мне мирно уживаются дикая природа и ухоженный яблоневый сад.

РЛ: А во всех ваших произведениях прекрасно уживаются такие, казалось бы, несовместимые вещи — глубокая «серьёзность» и элемент чуда, какой-то сказки...

ММ: Меня часто спрашивают — а это всё правда было? И я честно отвечаю: правда! Мы живём в эпицентре чуда. Я ничего не выдумываю — это реальность, которая рассматривается чуть в более широком спектре. Иногда радуга кажется нам трёхцветной — но она всё равно семицветная, даже если не улавливаешь остальные цвета. А когда воспринимаешь мир, я уж не говорю — во всём великолепии, а хотя бы чуть пристальней, чем обычно — тут и боги появляются, и жители подземных миров, и человеку становятся по силам волшебные свершения. Ещё я точно знаю: если ты веришь в чудо, оно тоже начинает потихоньку в тебя верить.

РЛ: Что должно быть в хорошей детской книге, кроме чуда?

ММ: Мой учитель Яков Аким говорил: «Рассказывать ребятам можно обо всём, даже о самом грустном, лишь бы это не было скучно и уныло. Это должно быть как письмо к человеку, которого вы любите и чьё мнение дорого для вас. Надо «поймать» тот голос, которым вы разговариваете с собой, тогда веришь, что человек не врёт». Тут присутствует особое вещество — как полезные фитонциды в парке после дождя. Оно поможет тебе оставаться всю жизнь живым и сияющим, оберегать этот мир, деревья, зверей и людей. Позовёт в необозримые дали. Воспитает вкус, чувство юмора, научит откликаться на зов этого мира и, возможно, других миров. В хорошей литературе всегда идёт речь о настоящих и важных вещах. Она помогает жить. Это её отличительная особенность.

Читали, читали нашему сыну Серёне всё его детство вслух любимые свои книжки… А теперь, представляете? Он работает в издательстве «Рипол-классик» и выпускает книги для детей. Причём сразу начал с того, что сам любил в детстве. А ведь у нас дома трепетно хранятся самые прекрасные издания с автографами Юрия Коваля, Валентина Берестова, Геннадия Снегирёва, Юрия Сотника, художницы Татьяны Мавриной… Наших талантливейших друзей — писателей и художников. Так вот, Серёня придумал серии — «Галерея волшебных сказок» и «Шедевры книжной иллюстрации для детей» — и выпустил с картинами Геннадия Спирина «Каштанку» Чехова и «Нос» Гоголя, русские сказки, нарисованные Анатолием Елисеевым, «Аленький цветочек» с Борисом Диодоровым, невиданную «Алису» с иллюстрациями сказочницы Туве Янссон. Разные у него планы роятся в голове, приходит с работы, весь в делах — то был у Евгения Монина в мастерской, то у Льва Токмакова, то у Виктора Дувидова, созванивался с Кабаковыми, с Гороховским…Серьёзный человек. А мы-то с Лёней мечтали, чтоб он стал клоуном или джазовым музыкантом.


РЛ: Сын Серёня и муж Лёня — полноправные герои ваших рассказов, повестей и романов. Как они к этому относятся?

М: Серёне посвящена книжка «Моя собака любит джаз». Каждый рассказ, где я описывала очередное приключение нашей авантюрной семейки, он внимательно выслушивал — со всеми своими реальными репликами, радостями, горестями — и делал заключение:

— Не знаю, не знаю, — вздыхал он. — Вот тут мало что понятно. А если уж я не понял, вряд ли кто-нибудь поймёт…

Прошло много лет, и эти рассказы поставил детский театр «Арлекин» в уральском городке Лесном. Они привезли спектакль в Москву, мы пришли, сели в третьем ряду — поглядываем немного снисходительно: мол, вот, ребята молодцы, зря время не теряют, занимаются самодеятельностью. А там как пошло-поехало — мы вообще не знали, плакать нам или смеяться. Вся жизнь прошла перед глазами.

А Лёня — это вообще уникум. В нём живет штук пятнадцать буйнопомешанных художников и неисчислимое множество разных удивительных людей. Причём, какую ипостась ни возьми — готовый герой для романа. Он знает: я всё за ним записываю. Смеюсь — и записываю. Плачу, а сама записываю.

РЛ: Леонид Тишков — известный художник. Вы помогаете ему мастерить объекты для инсталляций и спектаклей. Он иллюстрирует ваши книжки. Судя по всему, у вас полная гармония в творчестве.

ММ:
Я его долго ждала как иллюстратора. Неторопливо создавал он иллюстрации к «Школе дураков» Саши Соколова, «Войне с саламандрами» Чапека, «Охоте на Снарка» Льюиса Кэрролла, Козьме Пруткову, Замятину, Булгакову, Хлебникову, Хармсу, к «Двенадцати стульям» и «Золотому телёнку»… Еле-еле по большому блату и за выслугу лет обратил он на меня своё внимание и стал иллюстрировать мои книги. Больше того, когда у меня вдруг застопорится повесть или роман, он даже садится за компьютер и пишет продолжение. Во всех моих вещах есть достойнейшие эпизоды, написанные Тишковым. А я вот, не без его влияния, увлеклась живописью. Как сказано в древней книге: «По плодам узнаете вы любовь Его…»? Что-то вроде этого.

РЛ: Вы так верите в судьбу? В счастливую встречу людей на этой планете?

ММ: У меня много знакомых деревьев. Близких друзей-деревьев у меня, наверное, столько же, сколько друзей среди людей. Зимой я часто катаюсь в лесу в Переделкине. И там есть один мой любимый дуб, который я всегда обнимаю, когда еду мимо. Однажды я с ним познакомила Лёню. Потом я уехала в Москву, Лёня остался в Переделкине — я вернулась, Лёня уехал... И вот еду я по лесу, всё белым-бело, встречаю моё дерево и думаю: интересно, Лёня узнавал его без меня? Приветствовал ли? Подъехала, обхватила руками, вдруг вижу — в том самом месте, где я обычно лбом прижимаюсь к стволу, белеет маленькая, почти незаметная бумажка. Я вытащила её, не без труда развернула — там было написано детским почерком, немного корявым, который вполне мог принадлежать и Лёне, и дереву:

«Здравствуй, Марина!»

Я чуть не растаяла там на снегу. И подумала: может, ради этого момента мы и встретились в этом лучшем из миров?

 

Название: Re: Марина Москвина. Учись видеть!
Отправлено: Дарья А. от 17 Августа 2016, 17:42:59
Книгу Марины Москвиной "Учись видеть. Уроки творческих взлетов" переиздали. Она есть в Лабиринте: http://www.labirint.ru/books/409188/ (http://www.labirint.ru/books/409188/) - купила давно, читаю потихоньку... Пишет приятным слогом, очень искреннее и вдохновенно.